До революции Галеевская мечеть по праву считалась одним из лучших памятников классического стиля, который украсил Казань еще в начале ХIХ века. Сооружена она была на средства купца Мусы Мамяша в 1798-1801 годах на углу улиц Сенной (ныне Парижской Коммуны) и Тихвинской (Тукаевской), неподалеку от главного торгового центра татарской части города.
Двухэтажное кирпичное здание расположилось под углом к застройке улицы. Ограда возведена гораздо позднее (в конце XIX века) из красивых кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем.
Первоначально мечеть была двухзальной с минаретом на крыше. В настоящее время после многократных перестроек она представляет собой протяженное прямоугольное в плане здание со срезанными углами в южной части и пристроем с северной стороны. В конце позапрошлого века была изменена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала и примыкавший к ним с северной стороны более узкий по ширине вестибюль. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Вестибюль и залы покрывали обычно выкрашиваемые в ярко-зеленую или голубую краску двускатные крыши.
Мечеть, которую поначалу называли “пятой соборной”, получила имя известной татарской семьи Галеевых. В 1882-1917 годах имам-хатибом мечети был известный богослов, педагог-реформатор, общественный и религиозный деятель Галимзян Галеев (Баруди). Вместе со своим отцом, купцом Мухаметзяном Галеевым, он учредил при мечети впоследствии крупнейшее на территории Казанской губернии новометодное медресе “Мухаммадия”.
Мухаметзян Галеев родился в семье отставного солдата в Пороховой слободе. Основал свое дело по производству и продаже азиатской обуви. Скопив приличный капитал, он расширил свой товарооборот за счет мануфактуры, пушнины, стройматериалов. В 1904 году учредил торговый дом “М.И.Галеев с сыновьями” с уставным капиталом в 25 тысяч рублей. Мухаметзян эфенди, являвшийся членом учетного комитета городского общественного банка и гласным городской думы, выступил инициатором создания мусульманского благотворительного общества. “Мухаммадия” была сооружена именно на его средства.
Галеев дал прекрасное богословское образование трем своим сыновьям. Они учились в лучших медресе Поволжья и Средней Азии, в мусульманских учебных заведениях Турции, Египта и Саудовской Аравии. Благодаря старшему, Галимзяну, Галеевская мечеть превратилась в центр общественно-политической жизни татар Казани.
Баруди был убежден, что прогресс мусульманского мира невозможен без приобщения его к достижениям европейской и мировой цивилизации. Поэтому наряду с традиционными богословскими предметами по примеру Марджани он вводит в учебную программу естественные науки, приближая медресе к светским учебным заведениям. Учиться здесь полагалось 14 лет. За это время учащиеся изучали арабский, турецкий, русский языки, постигали математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России и тюркских народов. Для чтения лекций приглашались известные ученые, деятели культуры. В начале ХХ века курс медицины и гигиены в “Мухаммадие” читал доктор Абубекир Терегулов, правоведение – юрист Саид-Гирей Алкин, политическую историю – публицист Юсуф Акчура.
Другим нововведением было современное обеспечение учебного процесса – в классах медресе появились парты, доски, кафедры, карты и различные наглядные пособия. Благоустроенное общежитие, мастерские, стадион (зимой каток) – все это делало медресе современным, почти светским учебным заведением, где царила особая атмосфера: не было жесткого диктата наставников, поощрялись создание сообществ, выпуск рукописных газет, постановка спектаклей.
В начале ХХ века обучение в “Мухаммадие” прошли более пятисот шакирдов. Среди них – будущие писатели Фатых Амирхан, Фатхи Бурнаш, Мажит Гафури, Карим Тинчурин, Наки Исанбет, ученые и общественные деятели Г.Нугайбек, Г.Шараф, артисты З.Султанов, Габдулла Камал, дипломат Х.Биккенин, композитор Султан Габяши, художник Баки Урманче.
Закрытие мечети, приуроченное к одиннадцатой годовщине Советской Татарии, состоялось согласно решению ТатЦИКа 25 октября 1931 года. Тогда же был разобран минарет. До 1992 года в здании размещалась гостиница. С 1997 года здесь стали проводить духовные службы, а вскоре вновь открылось медресе – ныне Казанское высшее мусульманское.