Вышло из печати в чебоксарском издательстве “Новое время” второе, значительно обновленное и дополненное, издание книги журналиста, собкора ИТАР-ТАСС Николая Сорокина “Купцы новой России”. Документальная повесть посвящена истории – героической и трагической – КамАЗа и автограда: рождению крупнейшего в Европе автогиганта, его кризису в период перестройки, пожару, стершему с земли крупнейший завод двигателей, и сегодняшнему развитию в условиях рыночной экономики.
Вместе с гигантом отечественной индустрии, его коллективом машиностроителей на стадии перехода к рынку зарождался класс новой формации – менеджеров, специалистов по торговле. В книге представлены представители менеджеров – новых российских купцов – это заместители генерального директора КамАЗа Глюза Иманова и Анатолий Самаренкин, руководители торговых департаментов Евгений Пронин и Ильдар Беляев,
Фархат Гараев и Рашид Нафиков, директор завода “Ремдизель” Фаяз Хафизов, глава автоцентра в Набережных Челнах Александр Бабаев и другие.
Самое удивительное в том, что бывшие выпускники советской школы и вуза, бывшие комсомольцы, члены КПСС, отвечая новым вызовам времени, стали в сжатые сроки успешными менеджерами, известными не только в нашей стране, но и за рубежом. Такой же путь прошел мальчуган из Агрыза Ильдар Халиков, один из героев повести. Школа, вуз, армия, клерк “Челныбанка”, заместитель гендиректора КамАЗа, а сегодня глава Набережных Челнов – таков его жизненный путь.
“Оглянешься на те годы, время выживания КамЗа, и диву даешься – как это все стало возможным? – вспоминает Халиков. – Люди вначале не знали, что такое “продавать”, вовсе не знакомы были с этой сферой. Не понимали, что такое “торговые сети”, “дилер”, “дистрибьютор”. Нелегко было осваивать абсолютно новое, незнакомое дело, не имея никакого опыта и примера в стране. И тем не менее за считаные годы по инициативе и под началом Анатолия Самаренкина сформировалась команда, слаженная, грамотная, создавшая активную систему продаж на крупнейшем в машиностроительной отрасли предприятии”.
На КамАЗе, утверждает Халиков, “создан свой, корпоративный стандарт для сбытовой и дилерской сети. Он разработан, отшлифован, потому будет действовать многие годы безотказно. “Купец” – это исконно русское понятие, имеющее богатейшую традицию, это слово намного емче и точнее, чем “маркетинг”, другая иностранная шелуха”, – уверен Ильдар Халиков.
“Я счастлив, что на моих глазах произошло великое преображение КамАЗа, – делится он с читателями. – Когда я, 28 лет от роду, пришел сюда, это было предприятие с полугодовыми долгами и убытками свыше одного миллиарда долларов. А теперь это успешная компания, ежегодно наращивающая объем производства до 30 процентов”.
В этом году автозавод намерен выпустить свыше 65 тысяч грузовиков, четвертую часть из них отправить на экспорт.
“Хочется верить, что коллектив автомобилестроителей не забудет своих первопроходцев, первых купцов, способствовавших тому, что сегодня КамАЗ стал одним из международных брендов России”, – говорит со страниц книги, выражая общее мнение автоградцев, мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков.