Большие Тиганы – старинное село, расположено в 23 километрах от райцентра – поселка городского типа Алексеевского, на трассе, ведущей в древний Билярск. Пожалуй, не менее древнюю историю имеют и Большие Тиганы, основанные еще в начале XVII века. Поблизости расположен знаменитый археологический памятник VIII-X веков – Большетиганский могильник. В 70-80-е годы прошлого века здесь проводил раскопки известный археолог профессор А.Халиков вместе со своими коллегами. Они обнаружили более 150 захоронений с элементами языческих обрядов. В одном из погребений нашли останки древнего воина с конем, керамической посудой, наконечниками копий и стрел. Как утверждают историки, в этих местах в VIII веке проживали венгры, правда, недолго.
…Издали хорошо виден минарет мечети, а когда подъезжаешь к селу ближе, спускаешься по горе вниз, неожиданно оказываешься на мосту через довольно широкую речку. Но это не речка в прямом смысле, а запруда, сама же Шентала, впадающая в Каму, протекает немного в стороне. Берега запруды с домами на склонах очень живописны летом, они словно устланы зеленым ковром. Ну а зимой все вокруг покрывает белый ковер, разрисованный узкими ленточками протоптанных тропинок.
Гостей Больших Тиганов первым делом ведут в местный музей. Это симпатичное здание из красного кирпича появилось в селе сравнительно недавно – в 2005 году оно было построено и подарено сельчанам их земляком Р.Зариповым – генеральным директором ОАО "Татнефтепром". А до этого богатые музейные коллекции ютились в школе.
Инициатором создания школьного музея, который затем приобрел статус сельского краеведческого, была учительница истории и географии Дахия Набиевна Хафизова. Она с 1982 года на общественных началах собирала вместе с учениками материалы о родном селе, его происхождении, о знаменитых земляках, об известном татарском писателе Салихе Баттале, который родился и вырос в Больших Тиганах. Но вскоре стало ясно, что одного лишь музейного уголка недостаточно, нужен настоящий музей. Его первой заведующей стала Фирдания Хуснеева – талантливый педагог и организатор, замечательный человек. К сожалению, она рано ушла из жизни, но успела подготовить себе достойную смену. Сейчас во главе музея в Больших Тиганах стоит ученица Хуснеевой Лилия Зарипова.
Мы прошли по музейным залам, восхитились его просторными помещениями, аккуратными экспозициями, интересными архивными материалами. И, конечно, захотели познакомиться со старейшей жительницей села Дахией Хафизовой. Она уже давно разменяла девятый десяток, но по-прежнему очень доброжелательна, общительна, полна энергии. Пятьдесят лет жизни отдала Дахия Набиевна школе и детям. В ее небольшом уютном домике и сейчас толчется народ – то ученики Дахии апы нагрянут в гости проведать свою первую и самую дорогую учительницу, то учителя из школы прибегут посоветоваться, что-то уточнить из истории родного села, то сестры приедут. Дахия в семье была старшей, всегда слыла большой умницей, лидером, и все младшие члены семьи беспрекословно ее слушались. Как, впрочем, и сейчас. Когда мы пришли к Дахие Набиевне, у нее гостила младшая сестра Дамира Набиевна из Казани. Много лет она проработала мастером на химкомбинате имени Вахитова, который теперь имеет другое название – "Нэфис". Как вышла на пенсию, стала чаще приезжать к любимой старшей сестре и помогать ей по хозяйству.
Рассказывая про это, Дамира Набиевна, на ходу вытирая руки фартуком, вела нас в дом. Она только-только закончила стирку, развешивала постельное белье во дворе. В это время Дахия Набиевна увлеченно говорила с кем-то по телефону. Махнула нам рукой, мол, подождите, скоро закончу.
Потом Дахия Набиевна долго и подробно вспоминала о прошлом, хлопая руками по внушительных размеров сундуку, и говорила, что он у нее полнехонек почетными грамотами, благодарностями, всевозможными открытками, телеграммами, письмами в ее адрес по случаю разных дат и праздников. Чтобы не подумали, что хвастает, тут же открыла сундук и достала из него верхнюю пачку аккуратно упакованных бумаг.
– Вот, смотрите, это от Алексея Демидова, по случаю моего 85-летия, которое отметила 15 сентября 2007 года. Он когда у нас главой был, никогда меня не забывал. Собственно, и музей-то в нашей школе появился благодаря его ходатайству. Помню, я обратилась к нему с этой просьбой, а он с радостью уважил… И сейчас нас, алексеевцев, не забывает, хотя уже давно живет в Казани. Это вот благодарственное письмо от министра Бариева, видите, как красиво оформлено. А это… Да много их тут, целый день можно смотреть. Иногда перебираю, свою жизнь вспоминаю… Как один миг пролетела. Я ведь одна живу, детей у меня нет. Всю себя отдала людям родного села, работе – это моя жизнь и моя семья.
Родом Дахия апа из семьи потомственных учителей, ее отец Набиулла Сиразетдинович много лет работал директором школы в Больших Тиганах. В семье было десять детей – восемь девочек и два мальчика, практически все сестры пошли по учительской стезе. Одна из них, Барира Набиевна, преподававшая татарский язык и литературу, удостоена звания заслуженного учителя России.
Дахия пришла учительствовать в школу еще в годы войны – преподавала в начальных классах. Да так и осталась в школе, на всю жизнь.
Музей в Больших Тиганах носит имя известного татарского поэта и писателя Салиха Баттала (Салихзяна Вазыйховича Батталова).
Он родился и вырос в этом селе, в большой и дружной семье. Салих Баттал – автор книг "Летчики" ("Очучылар", 1935 г.), "В облаках" ("Хава дингезенде", 1939г.), "Капитан Гастелло" (1942г.), "В небе Чукотки" (1967г.) и многих других литературных произведений. Заметили, наверное, по названиям книг пристрастие писателя к небу, к мужественной и красивой профессии летчика? Салих Баттал писал о том, что знал лучше всего, к чему так стремилась душа и сердце. И это было небо!
У каждого человека есть мечта. Для кого-то она так и остается мечтой, но есть такие настырные и смелые люди, которые непременно воплотят свою мечту в жизнь. К ним относился Салих Баттал. Он поступил в Ленинградскую школу Военно-воздушных сил, где успешно освоил теорию летного дела, прошел практику в Оренбургской школе воздушного боя. Между прочим, именно там познавал искусство летного мастерства знаменитый советский летчик Валерий Чкалов. Салих Баттал освоил полеты на самых разных типах самолетов, служил в авиаотрядах Брянска и Казани. В 1933 году стал летчиком-испытателем в специальном конструкторском бюро. В одном авиаотряде с Батталом служил Михаил Каминский – будущий известный советский полярный летчик. В книге "В небе Чукотки" Салих Баттал очень высоко оценил вклад своего друга в развитие отечественной авиации.
…Вслед за своей старшей сестрой юный Салихзян поехал в Подмосковье, чтобы работать на ткацкой фабрике и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Это было вскоре после окончания Гражданской войны, когда на заводах и фабриках принято было организовывать кружки досуга, участвовать в художественной самодеятельности, выпускать стенгазеты. Одна из таких под названием "Заря молодежи" выходила на фабрике, где работал Салихзян Батталов. В январском номере фабричной стенгазеты в 1924 году было помещено стихотворение молодого поэта, посвященное смерти В.И.Ленина. Этому пылкому, искреннему поэтическому произведению высокую оценку дал известный татарский писатель Махмут Максуд, стихотворение было напечатано в московской татарской газете "Эшче" ("Рабочий"). Оно стало началом литературной деятельности Салиха Баттала. В 1929 году увидел свет первый поэтический сборник Баттала "Еллар жыры" ("Мелодия времени"). Одновременно он пробует силы и в драматургии, его комедия "Организатор" многократно ставилась на сцене Московского центрального татарского рабочего театра. А пьеса "Платок" была поставлена Татарским государственным академическим театром и тепло встречена казанским зрителем.
В годы Великой Отечественной войны Салих Баттал служил в Тихоокеанском флоте, участвовал в войне с Японией, успевал заниматься и литературной деятельностью. Во время войны им написаны поэма "Капитан Гастелло", "Кто восьмой?", многие патриотические стихи.
В послевоенные годы поэт Баттал написал повесть в стихах "По столбовой дороге" ("Олы юл буйлап") – ее считают одним из самых замечательных произведений татарской поэзии 50-х годов прошлого века. В повести нашли отражение социальные противоречия села. Прямота и смелость суждений автора этого произведения не понравилась номенклатурным татарским критикам того времени, повесть даже не хотели издавать на языке оригинала. Поэтому впервые она была напечатана на русском языке в журнале "Новый мир". В 1957 году за заслуги в области литературы Салих Баттал был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Справедливости ради надо сказать, что не только поэт и писатель Салих Баттал, но и все члены большой и дружной семьи Батталовых заслуживают отдельных о них рассказов, каждый уникален и примечателен по своему. Земляки помнят о них – в музее целый зал посвящен этой замечательной семье.
Глава семьи Вазыйх абый и его жена Нурдида апа вырастили шестерых детей. Старшие Батталовы были очень мудрыми и доброжелательными людьми, пользующимися у сельчан большим уважением. К тому же они отличались особой музыкальностью, играли на гармони и курае. А еще были очень веселыми, умели с ходу сочинять стихи, складывать их в забавные куплеты, что-то типа частушек. Вазыйх абый слыл мастером на все руки. Мог даже зубы лечить. Такими же неординарными выросли и их дети.
Старшей среди них была Ляйлибадар – единственная дочь Батталовых. Она стала первой из мусульманских девушек, которая учила взрослых грамоте после окончания в 1918 году учительских курсов.
Все пятеро братьев Батталовых, едва началась Великая Отечественная война, ушли на фронт, двое из них погибли.
…До сих пор в Больших Тиганах стоит дом, в котором некогда проживала семья Батталовых. Кажется, постучишься в высокие ворота – и дверь откроют Салихзян, его братья Абдулла, Фоат… Увы, время быстротечно и безжалостно, их всех уже давно нет в живых. Но односельчане свято чтят память о Батталовых. Сегодня одна из улиц Больших Тиганов носит имя Абдуллы Батталова, а сельский музей в 2005 году получил имя самого именитого из семьи – Салиха Баттала.