Прикамские богатыри Елабуги

Минувший год в нашей республике среди прочих событий был ознаменован и тысячелетием Елабуги.

Минувший год в нашей республике среди прочих событий был ознаменован и тысячелетием Елабуги. В дни празднования знаменательной даты много было сказано проникновенно теплых слов в адрес города и его жителей, бывших и настоящих, в средствах массовой информации. Кажется, не забыли никого и ничего из того, чем славен этот прикамский древний город. И все же, на мой взгляд, отдельного рассказа заслуживает тема благотворительной деятельности обитателей Елабуги в прошлом.

Трудно сегодня поверить, что в провинциальном городе с населением во второй половине XIX века чуть более 10 тысяч человек было несколько торговых домов с миллионным оборотом и проживало множество купцов, влюбленных в свой город и имевших отзывчивое сердце.

За милосердный характер и за благие дела, именовавшиеся тогда пожертвованиями, получили они среди горожан прозвание "прикамские богатыри". Жертвовали они помногу, размашисто, сотнями, тысячами, а то и сотнями тысяч рублей. И эти пожертвования были разнообразными: жертвовали на бедных и церкви, на народное просвещение и устройство тюрем, на военные цели и на монастыри, на городские нужды и на помин души…

Многие пожертвования на нужды города "прикамские богатыри" делали во время своей службы городскими головами. В те годы в Елабуге звание это было скорее почетным, чем доходным. Обычно выбирался городской голова из числа самых богатых горожан, который не только служил безвозмездно, отдавая назначаемое ему жалованье на нужды городского самоуправления, но еще и жертвовал свои немалые средства на сооружение зданий, которые увековечивали его имя. Причем, возведя какое-либо здание – учебное или богоугодное, тот же строитель-жертвователь снабжал его капиталом для дальнейшего существования. О том, что значило это для города, можно судить по тому, что весь городской бюджет не превышал 35 тысяч рублей.

Люди эти были не только богатыми, но и просвещенными для своего времени: купцы Стахеевы (один из которых был отцом известного тогда писателя Дмитрия Стахеева), Чернов, Гербозов, Ушковы, Шишкины и другие. Большую роль сыграли в вопросах благотворительности и высокообразованные священники Новоструев и Кулыгинский. Назовем лишь некоторые факты их благодеяний.

Случился в 1840 году в городе большой пожар, превративший его в сплошное пепелище. Однако благодаря "прикамским богатырям" город за короткий срок не только был возрожден вновь, но стал еще прекрасней, обретя в каменных строениях то лучшее, что сохранило время до наших дней. Для наглядности же все благотворительные деяния можно разбить на группы.

К первой группе нужно отнести пожертвования на благо горожан. Погорельцам было собрано купцами и роздано 25 тысяч рублей. Кроме того, в банк под проценты помещено 107 тысяч рублей, доход от которых шел в пользу обедневшего люда. Для неимущих было построено деревянное здание приюта за 16 тысяч рублей и выделен капитал на его содержание в сумме 20 тысяч. Возведение каменного здания с домовой церковью для девичьего приюта, а также разбивка фруктового сада при нем обошлись в 75 тысяч рублей, а для их дальнейшего содержания было выделено еще 100 тысяч рублей. Не остались обделенными и одинокие женщины и молодые девушки-сироты: для них построили богадельню, школу и церковь, затратив 150 тысяч рублей. А для дальнейшего их существования было внесено в банк еще 190 тысяч рублей.

Не забывались и нужды самого города. Создан был городской банк с уставным фондом 19 тысяч рублей (за тридцать с небольшим лет он возрос до 250 тысяч рублей). Построен дом, где разместились городская управа, городской банк, сиротский суд и приходское училище, стоивший пожертвователям 15 тысяч рублей. Для снабжения горожан питьевой водой на деньги благотворителей был проложен водопровод, обошедшийся в 12 тысяч рублей, а еще 15 тысяч было выделено ими на его содержание. Заметно улучшились и торговые места города в результате возведения двух корпусов гостиного двора (50 тысяч рублей), трех корпусов деревянных лавок (17 тысяч рублей), двухэтажного торгового дома (7 тысяч рублей), каменных торговых лавок на городской площади (30 тысяч рублей) и хлебной пристани на Каме (12 тысяч рублей).

Для развития народного образования елабужские благотворители построили здание уездного училища и женской прогимназии (15 тысяч рублей); положили в банк на содержание реального училища 150 тысяч рублей, затратив столько же на возведение для него каменного здания и приобретение всего необходимого для нормального учебного процесса; ремесленная школа также получила новое здание (60 тысяч рублей) и 75 тысяч рублей для своей успешной работы; новое здание было воздвигнуто и для начальной земской школы (15 тысяч рублей). Не забыта была и городская больница, на нужды которой отпущены 24 тысячи рублей.

Большие средства были пожертвованы на поддержание духовности и нравственности горожан: около 60 тысяч рублей затрачено на постройку церквей в вотских и черемисских окрестных селениях, а еще около 40 тысяч – на иконостасы и иконы для них. А чтобы строительство церквей имело продолжение, было положено в банк 100 тысяч рублей, на проценты от которых возводились новые храмы. Набожная Елабуга славилась своими красивыми церквями, но и они требовали постоянного ухода. На эти цели было израсходовано 200 тысяч рублей. Кроме того, построены здания и церковь для женского монастыря, а также ограда вокруг него. В этом монастыре содержалось около 250 монахинь. На все это, включая обеспечение дальнейшей деятельности монастыря, был пожертвован миллион рублей. А еще 78 тысяч было выделено как пособие мужскому монастырю.

На военные потребности в виде строительства казарм для местной команды и управления воинского начальника, а также на приобретение судов для добровольного флота пожертвователи затратили свыше 60 тысяч рублей.

Конечно, все перечисленное выше было воплощено в жизнь за довольно продолжительное время – в течение тридцати с лишним лет второй половины XIX века. Общие затраты благотворителей составили три с лишним миллиона рублей – сумма по тем временам впечатляющая. В числе пожертвователей на первом месте был Иван Иванович Стахеев, затем его брат Дмитрий Иванович. Другие купцы имели несравненно меньшие состояния, но, несмотря на это, и их вклады в благие дела были существенными.

Пусть это краткое описание деяний благотворителей Елабуги послужит данью светлой памяти "прикамских богатырей" и примером для подражания нынешним состоятельным гражданам республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще