Галопом по “европам” – не так уж и плохо

"На автобусе за границу?

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

information_items_1347369427

"На автобусе за границу? Трястись сутками в дороге, ночевать в походных условиях – ни за что! Уж лучше самолетом до Турции и греть животы, не отходя, как говорится от кассы, то есть от моря", – говорят одни мои знакомые. "За границу? Только автобусом! Во-первых, дешево, во-вторых, "сердито" – можно за короткое время очень многое увидеть!" – возражают им другие. И все по-своему правы. Путешествие на автобусе, как впрочем, на любом другом виде транспорта имеет и плюсы, и минусы. Конечно, в том, чтобы поездка в целом прошла без сучка и задоринки, определенную роль играет элемент везения, но, как показал личный опыт, минусов может быть намного меньше, если заранее подготовиться.

Шведская королева и кепка Ленина

Недавно мне довелось "прокатиться" автобусом в Финляндию и Швецию по маршруту Хельсинки – Стокгольм – Упсала – Сигтуна. Однако повторять услышанные от гида истории и описывать увиденное в этих городах не буду – пусть они станут "открытием" для каждого потенциального туриста. Мне бы хотелось обсудить с читателями некоторые практические стороны поездки. Возможно, эти заметки окажутся небесполезными для тех, кто впервые собирается в автобусное турне.

И сразу о первом впечатлении. Если есть возможность, лучше отправиться, скажем, в Швецию в конце ноября – начале декабря, когда в этой стране уже начинают готовиться к католическому Рождеству, но туры еще идут без новогодних наценок. В Стокгольме, например, можно полюбоваться оформлением праздничных витрин самого дорогого в городе универмага. Увидеть зрелище, "составленное" по самым современным интерактивным технологиям, съезжаются со всей страны сами шведы. И еще: хотя этот магазин, как утверждают местные жители, облюбовала для шопинга шведская королева, российского туриста наверняка привлечет другой факт. Когда-то здесь (мог ведь, получается, себе позволить) купил свою знаменитую кепку вождь Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин – подтверждено документально!

Требуется физическая закалка

Отправляясь в автобусное путешествие, нужно быть готовым к тому, что отдых, особенно если путевка рассчитана меньше чем на неделю, будет своеобразным: в постоянном движении, посадках, высадках, часто в большой спешке, а значит, и без особых бытовых удобств. Поэтому нелишне еще на этапе покупки такого тура заочно "проследить" по дням и числам все передвижения по маршруту, иначе объективно привлекательная кратковременность и одновременно насыщенность поездки могут обернуться серьезным дискомфортом. Например, хотя наш тур фактически начинался в Санкт-Петербурге, сбор группы был назначен в Москве. В итоге почти два полных световых дня, проведенных в Москве "туда" и "обратно", чреваты дополнительными финансовыми затратами и элементарной физической усталостью.

Кстати, выносливость в таких поездках просто необходима. Судите сами: московский поезд в Санкт-Петербург прибыл к пяти часам утра, а уже в десятом часу вечера того же дня наш автобус "грузился" в портовом финском городе Турку на паром, курсирующий до Швеции и обратно. В этот промежуток времени мы доехали, а затем пересекли границу России и Финляндии, провели несколько часов в Хельсинки, откуда выехали в Турку, осмотреть который, к сожалению, помешала наступившая темнота. Однако в старинный кафедральный собор наша группа все-таки попала. Вот и вышло, что первая полноценная остановка для отдыха "случилась" только к концу второго дня тура. Чтобы немного сократить время в пути, может, стоит выбирать подобные поездки с началом непосредственно из Питера?

Дешево, но иногда слишком "сердито"

Общепринятое мнение о том, что автобусные туры являются из всех видов путешествий самыми экономичными, чаще всего справедливо. Например, можно потратить на шестидневную путевку немногим более 10 тысяч рублей, включая дополнительное питание, но при этом не доплачивая за проезд в купе и улучшенные номера в отеле и на пароме. К слову, на качестве питания цена автобусного тура, как правило, не сказывается – шведский стол в большинстве пригородных европейских отелей или, как в нашем случае, еще и на пароме, для всех одинаковый. А вот чтобы и эта сумма не пропала зря, нужно кое о чем позаботиться еще при выборе путевки. Например, определиться, что вам важнее в этой поездке – знакомство со страной или с магазинами?

Предупреждаю: если хотите сэкономить за счет тура, чтобы потратиться на серьезные вещи, качественный шопинг, скорее всего, не получится. Одинаково осилить и то и другое в отведенное для самостоятельных прогулок время просто невозможно, по крайней мере, в этом туре. Однако на всякий случай скажу: например, в Финляндии цены на одежду и обувь сопоставимы с российским денежным эквивалентом на эти товары. Скажем, на маленьком сувенирном базаре в центре Хельсинки красивый вязаный шарф стоит 50 евро, женские зимние ботинки на натуральном меху, но уже в магазине, – 75 евро. За посыпанный сахарной пудрой пончик, правда, неправдоподобно большого размера нужно выложить 2 евро и столько же – за фигурку игрушечного Йолуппукки – финского Деда Мороза. Кстати, сувениры с символикой Финляндии еще можно купить за рубли (из расчета 5 евро – 180 рублей) в магазинчике на автостоянке сразу после пересечения финской границы. Правда, это обойдется несколько дороже, чем за евро в самом Хельсинки.

Сто долларов на родине Карлсона – не деньги!

Например, что можно купить в Стокгольме на 100 долларов (545 шведских крон)? Из личного опыта: три большие "акварельные" открытки с видом города (45 крон), посетить один музей (входной билет 110 крон), легко перекусить (110 крон) и приобрести, образно говоря, полтора сувенира. На двух одинаковых симпатичных деревянных лошадок (символ страны) стоимостью 169 крон каждая этих денег уже не хватит. Красивые рождественские сувениры, которые продаются на старой Ярмарочной площади недалеко от Королевского дворца, стоят 30-50 крон (120-200 рублей), сосиска в тесте в киоске рядом – 20 крон, маленькая бумажная кружка национального напитка шведов – горячего грога (чай с вином, изюмом и целым миндальным орехом) там же – тоже 20 крон. Более серьезные покупки уже кусаются – тарелка томатного супа в супермаркете в центре города стоит 60 крон, средняя миска овощного с ветчиной салата – 70 крон (почти 280 рублей). Что касается одежды, то, например, в магазинах студенческой столицы Швеции – древнем городе Упсала с его университетом мировой научной величины – подлинное изобилие модных вещей. Цены? В среднем пуховики стоят от 8 до 20 тысяч рублей, мужская обувь – 2-3 тысячи рублей, мужские галстуки – в пределах одной, женская блузка – 2-4 тысячи рублей. Кстати, мелкий продуктовый и другой необходимый "шопинг" в этом туре легко организовать на пароме, в его магазине системы "дьюти фри". Закрывая финансовую тему, напомню, что в Финляндии и Швеции (как, впрочем, в большинстве европейских стран) часть денег за крупные покупки туристам возвращается – либо в специальных пунктах на границе, либо уже в российских банках.

Скажи пограничнику "Киикос"!

Ехать в автобусе в данном случае все равно что ненадолго поселиться в общежитии: путешествие в большой группе имеет свою специфику. При длительном и близком соседстве прежде совершенно незнакомых людей не исключены, например, бытовые трения, которые (поверьте опыту), накопившись, способны испортить впечатление даже от самой замечательной по замыслу поездки.

Многое в таком туре, конечно, зависит от гида: сможет ли он или она сколотить на короткий срок "сыгранную" команду. Например, гид нашего автобусного тура, молодая женщина по имени Елена сразу установила прямо-таки армейскую дисциплину. Вся поездка у нее, казалось, была высчитана по минутам, что поначалу безумно раздражало. Но зато мы никуда не опоздали, что в таких турах крайне важно. "Уважаемые туристы, если не хотите неприятностей и лишних денежных трат, не нажимайте на незнакомые кнопки, не засовывайте мусор в сетки на передних сиденьях и аккуратно дергайте откидные подставки", – первые слова, которые мы в утреннем полусонном состоянии услышали от водителей нашего автобуса. Правда, одним предупреждением не обошлось: оказалось также, что туристам, если полицейский обнаружит непристегнутыми ремни безопасности, грозит немаленький штраф. Кроме того, было объявлено, что место общего пользования в автобусе предназначено только для самых экстренных "случаев".

– Ведите себя скромно, телефоны лучше ненадолго отключить. Не разговаривайте с пограничниками, не задавайте им вопросов, отвечайте коротко, чаще улыбайтесь. На финской границе, когда вам будут возвращать паспорт, скажите человеку в окошке "Киикос" – это означает "спасибо", ему будет приятно, – инструктировала нас Лена. Нашей группе, кстати, в отличие от других повезло – ни с той, ни с другой стороны границы личного досмотра и проверки багажа не было, а "паспортные" процедуры заняли не так уж и много времени. Может, потому, что мы честно выполнили все, о чем просила гид?

Вопросы деликатной сферы

Бытовой комфорт в дороге, понятно, вещь условная, но приспособиться к нему можно. Во-первых, туристический автобус делает специальные остановки. Во-вторых, европейские трассы "снабжены" всем необходимым для путешественников: буквально на каждом шагу автостоянки, где легко решаются все дорожные, в том числе деликатные (как правило, бесплатно) проблемы. В городах с этим чуть сложнее – места общего пользования посещаются, в основном за плату от 50 центов до 2 евро. Впрочем, гид, отлично ориентирующийся в заграничном пространстве, всегда подскажет, где сэкономить валюту на этом "деле". Внимание: в старом центре Стокгольма мест общественного пользования нет, а кафе или магазины, где можно решить проблему, открываются не раньше 10 часов. Соберетесь ехать по данному маршруту, звоните мне – расскажу, как выйти из этого неудобного положения. Кстати, в центре Хельсинки ситуация проще: например, отличные условия имеются в здании университета, расположенного на главной площади, напротив памятника российскому императору Александру II. Войти в учебный корпус можно абсолютно беспрепятственно.

Селедка как центр кулинарной Вселенной

Вот с чем проблем нет в таких поездках, так это с едой, за исключением того, что питание, в основном, придется организовывать самостоятельно: например, в базовую стоимость нашего тура входил только "шведский" завтрак в отеле. Однако если нравится хорошо поесть и не жалко на это денег, то за границей возникнет, как вы уже поняли, только одна трудность – познакомиться с максимальным количеством новых блюд без прямого ущерба для пищеварения. Если же не хочется тратиться на привычный объем завтраков, обедов и ужинов, есть проверенный способ – захватить из дома пакеты с чипсами, сухариками, кукурузными хлопьями и растворимыми супами или кашами и несколько дней обходиться бесплатным кипятком из автобусного чайника.

Что касается питания, например, на пароме (ночь из Финляндии в Швецию и обратно), то стоимость двух ужинов и двух завтраков можно оплатить по желанию еще при покупке путевки. В моем случае это обошлось дополнительно в 80 евро, но в итоге жалеть не пришлось. Впечатления от рыбных блюд в целом и, в частности, от кулинарных фантазий на тему обычной селедки, оказались во всех смыслах просто потрясающими. Начиная, к примеру, от обязательной соленой сельди, сельди в горчице, в вине и с луком до "сельди с душком", филе сельди с белым соусом, сельди на гриле или запеченной в духовке с лимоном. А еще – бутербродов с селедкой, сельди в маринаде из черники и копченой селедки под "угря". Впрочем, настоящий угорь тоже оказался очень вкусным…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще