Иллюстрацией тому, как в последние полтора-два десятка лет преобразился центр Казани, может служить облик перекрестка улиц Островского (бывшей Вознесенской) и Астрономической (Поперечно-Воскресенской). До революции это была вотчина богатого купечества, а сегодня – владельцев разного рода кафе и магазинчиков. В том есть что-то символическое – здесь правит бесконечный бал его величество Меркурий, небесный покровитель торгового люда.
На месте нового дома №21/8 с весьма модной у нынешних казанских архитекторов угловой заостренной кверху башней (построен два года назад), в котором сегодня расположился один из бесчисленного множества местных торговых центров, до революции находились мучные и сахарные склады купца Коровякова. Здесь же, в непритязательном одноэтажном здании, велась бойкая оптовая торговля самой дешевой в городе мукой. Дешевле она была только в хранилищах на Дальнем Устье, где сто лет назад располагались речные причалы. С учетом стоимости проезда на довольно неблизкую окраину визит в торговый дом Коровякова в центре Казани считался гораздо более приемлемым вариантом.
Покупатели на подводах к складам купца-хлеботорговца наведывались со всего города и производили погрузку прямо на складах, въезд в которые был открыт до позднего вечера с улицы Поперечно-Воскресенской. Удивительно: как утверждают современники, здесь всегда было полно народу. А потому громкий гомон простолюдинов и дельцов, сопровождавший торговые сделки, почти никогда не умолкал.
Приезжали на склады Коровякова и частные покупатели, бравшие товар в розницу. Прибывали они обычно на вездесущих "барабусах" (от татарского "барабыз" – "поедем"). Своим появлением в конце позапрошлого века этот вид неприхотливого транспорта обязан был казанским беднякам-татарам, которые впрягали лошадь в сани-розвальни, а поперек саней укладывали тюфяк из мешковины или рогожи, набитый соломой. На этом тюфяке и восседали пассажиры, которых "барабусы" возили за мизерную плату по городу, успешно конкурируя с трамваем и извозчиками. Основным достоинством таких подвод было наличие просторного места и для пассажиров, и для груза.
Несколько слов о названии улицы Вознесенской. Как известно, до революции улицы часто именовали по расположенному на них православному храму. Так было и с Вознесенской. Одноименная церковь (очень древняя, точно неизвестно даже время ее основания) стояла чуть поодаль – на углу с улицей Поперечно-Вознесенской (ныне Кави Наджми) – там, где сегодня стоит так называемый "дом писателей" – одна из самых первых в Казани "сталинок", возведенных в начале 1930-х годов исключительно для творческой интеллигенции. Именно по инициативе лучших ее представителей улице Вознесенской присвоили новое имя – классика русской драматургии и "отца" народного театра Александра Островского. А вот сам храм был уничтожен еще осенью 1929 года.
К счастью, сохранились почти все прилегающие дома, многие из которых – настоящие произведения искусства. Это, например, бывшие клиника Клячкина (где ныне разместилось городское управление здравоохранения) и дом еще одного казанского хлеботорговца И.Иванова, а также нынешний Дом дружбы народов…
Время постепенно стирает лики прошлого, но порождает новые, часто – неожиданные. Наверное, в этом и состоит логика истории старого города…