Пагален ужына в Агрыз!

Вот так радушно могут пригласить вас в гости на татарстанскую "Камчатку" – в Агрызский район.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

information_items_1347369423

Вот так радушно могут пригласить вас в гости на татарстанскую "Камчатку" – в Агрызский район. Добро пожаловать в добрый дом, скажут вам марийцы, для которых эта земля – их малая родина. Многие века здесь живут бок о бок татары и марийцы. И вряд ли кто скажет с точностью не то что до года, а даже до века, кто раньше обосновался в густых лесах севера нашей республики – тюркское племя древних татар или столь же древняя финно-угорская семья марийцев.

Откуда "есть пошел" черемис

Это сейчас наших соседей именуют "мари", прежде в ходу было другое название – "черемисы". Древняя нация является не только коренным населением Марийской Республики, но и соседних с нею областей Поволжья и Урала. Много марийских поселений в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Всего в Российской Федерации проживает около 645 тысяч марийцев. В нашей республике – 18 800, что составляет 0,5 процента населения Татарстана. А вот в Агрызе марийцев больше восьми процентов, почти три тысячи человек.

– Нас относят к субуральскому типу уральской расы. Так называемые европеоиды с некоторыми монголоидными чертами, – рассказывает кандидат педагогических наук Олег Третьяков, много лет исследующий историю агрызских мари. – При этом этнос подразделяется на три основные подгруппы: горные, луговые и восточные марийцы. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые – Ветлужско-Вятское междуречье. А восточные марийцы, к которым относимся и мы, агрызские мари, живут в основном на территории Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII веках. Как этнос наша нация сформировалась на базе финно-угорских племен, живших в Волго-Вятском междуречье в I тысячелетии нашей эры.

Горные марийцы находились под русским влиянием уже с XV века, а вот луговые, входившие в состав Казанского ханства, оказывали ожесточенное сопротивление пришлым русским, в частности, во время Казанского похода 1551-1552 годов. Традиционная вера народа мари, объявленная "презренным язычеством", жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Многие марийцы, не желая осквернять себя чуждой верой, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, которые в своем подавляющем большинстве не приняли христианства и поклоняются древнемарийским богам.

В верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков. Адам Олеарий в "Подробном описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Пермию в 1633 и 1639 годах" отметил у черемисов почитание солнца, огня, воды, луны, единого "бессмертного бога", а также "черта", чья "резиденция" находилась на реке Немде, и "духов-мучителей", которым черемисы приносили "умилостивительные жертвы".

В марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии, горячо поддержавший идею создания автономии марийского народа, рекомендовал марийцам сохранить "белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум; ясные, как звезды, глаза; силу Онара в своем теле; пластичный, как воск, язык; прекрасные, как щебетание птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве, характер; нежную, как крылья бабочки, душу".

И нашла голова это место

По-разному складывались судьбы марийских общин, но одно могу сказать: тот завет далекого от нас съезда агрызские марийцы смогли выполнить в точности.

Своеобразным центром "марийского куста" этого района, куда входят восемь населенных пунктов, остается село Бима (Буймо). Именно оно дало в свое время жизнь еще нескольким деревням. Основание села Буймо местные исследователи относят к XV веку, ко времени правления Ивана III.

Тогда несколько марийских семей вместе с русскими поднялись по Каме и обосновались на ее правом берегу. Русские основали на гористой местности свое поселение Пьяный Бор, которое ныне именуется Красным Бором. Но уж так сложилось, что марийцы не ужились с русскими. Найдя ручеек, текущий на север, решили они отправиться по нему в поисках нового места. На прощание они "обменялись речами" – поклялись жить друг с другом в согласии. Дойдя до крупного притока, решили остановиться тут. И на этом месте заложили селение Буймо.

Название произошло, по одной из версий, от образного выражения "вуй муо" ("голова нашла"). После основания деревни Бимы была проведена ее граница. Это были достаточно обширные земли. Прошло время. На соседних участках начали селиться русские, и марийцы, стремясь сохранить границу своих землевладений, решили построить другие марийские деревни. Так были основаны, как полагают местные жители, Пелемеш, Кулегаш, Каменный Ключ, Ожбуй, Шуар.

Для того чтобы узнать во всех подробностях историю этих мест, достаточно заглянуть в одну из марийских школ. Именно школа стала своеобразным культурным центром, где хранятся и развиваются традиции народа.

С заместителем главы Агрызского муниципального района Равией Лутошниковой мы решили начать с Бимской средней школы. И совсем не случайно. Дело в том, что здесь уже не один год существует научное общество учащихся "Альтаир", в котором занимаются ребята, неравнодушные к судьбе своего края. Хотя, видимо, это не совсем верно. Равнодушных-то как раз вы в этих краях и не встретите. Может, еще и потому так сильны здесь национальные истоки. Если у татар национальная одежда осталась практически только для сцены, то для агрызских мари в порядке вещей носить ее в быту, наряжаться на торжества. И дети относятся к этой одежде не как к реликвии из бабушкиного сундука, а как к привычным нарядам.

Воспитание начинается в семье

О школах, пожалуй, стоит рассказать отдельно. Знаете, какая проблема волнует здешних педагогов? Научить детей русскому языку в той же мере, в какой они владеют марийским. Думаю, не один педагог национальной школы при этих словах грустно вздохнет. Ведь зачастую проблема обстоит с точностью до наоборот – родного языка нынче не знают!

– В нашей школе 140 учащихся, из них 29 мы привозим из соседнего Пелемеша, – рассказывает директор школы Георгий Кибатов. – Родной язык преподаем детям с первого класса по одиннадцатый. Наш кабинет марийского языка и литературы занял второе место в республике по своей оснащенности, а наш педагог Эмма Ильина является председателем республиканской медальной комиссии по марийскому языку. Но воспитание детей начинается именно с семьи. Здесь сильны национальные устои, здесь растят своих чад в уважении к своей истории и культуре.

Это, наверное, особенность небольших селений. Конечно, в той же Биме, где и двухсот дворов нет, проще сохранить родные устои, нежели в большом городе.

– Живут у нас одни марийцы, – замечает глава поселения Владимир Шамеев, но тут же задумывается: – Хотя нет, есть один татарин, но у него отец мариец.

Посмеялись мы при этом от души, но не могли не обратить внимания на одну особенность здешних жителей: прекрасно владея родным языком, они так же легко переходят на татарский. Может, тяга к языкам – еще одна национальная особенность этого народа? А первую особенность мы испытали на себе. Куда бы мы ни попали в этот день, нас везде старались угостить чем-нибудь вкусненьким. Отказ не принимался, обижались совершенно искренне. Тем более что были мы в селе в пятницу – священный для марийцев день, когда предписывается общаться, ходить в гости друг к другу, посещать близких, накрывать столы и угощать.

Два года назад Бимская средняя школа отметила свое 110-летие. Ее богатая история дает основание говорить о том, что это учебное заведение занимает немаловажное место в культуре всего марийского народа. Здесь учились известный марийский баснописец Михаил Герасимов, журналисты Максим Кузнецов и Василий Бельский, а поэт Валентин Исенеков даже рассказал о Биме в одной из своих книг. Школа гордится тем, что все ее педагоги – ее же выпускники.

Уникален и музей, созданный здесь при содействии практически всего села. Старинные наряды, древние орудия труда, предметы быта – многое удалось сохранить только благодаря этому музею. А благодаря таким ребятам, как Юля и Юра Дмитриевы, Ирина Юзыкова, Надя Самарина, которые увлеченно занимаются в научном кружке "Альтаир", история села обогащается новыми фактами. Тем более что археологические и научные традиции были заложены здесь еще в двадцатые годы прошлого столетия известным марийским педагогом Эшпаем Михайловым, возглавлявшим тогда эту школу.

Столь же богата история еще одной средней школы агрызских мари в селе Кулегаш. В день приезда здесь проводилось плановое мероприятие – кустовой семинар учителей начальных классов и учителей марийского языка и литературы на тему "Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку".

– В течение дня педагоги побывали на уроках, обменялись опытом работы, – рассказывает директор этой школы Вера Алексеева, которая работает здесь уже тридцать пять лет, а последние десять возглавляет школу. Вера Яковлевна – русская, но за годы, что живет среди марийцев, в совершенстве овладела языком, знает все тонкости местной культуры и быта.

Кстати, именно здесь мы встретились с удивительным человеком, посвятившим свою жизнь изучению родного языка и культуры. С него мы начинали этот материал – кандидат педагогических наук Олег Александрович Терентьев. Выпускник этой же школы, сейчас он живет и работает в Ханты-Мансийском округе, но скоро, по всей видимости, переберется в родные места. Дело в том, что пришлось ему взвалить на свои плечи ответственную миссию: неожиданно для себя он стал картом – жрецом, исполняющим языческие обряды агрызских марийцев.

Живы традиции – жив народ

– Так получилось, что обратился я несколько раз к нашему карту с просьбой провести по тому или иному случаю обряд, – вспоминает Олег Александрович. – Провели, но ведь человек он совсем немолодой, потому в следующий раз сказал: "Давай-ка, сынок, приступай сам, чего не знаешь – научу, подскажу". И вот уже пятнадцать обрядов провел самостоятельно, народ меня принял, а я стараюсь сделать все для того, чтобы сохранить нашу исконную веру и донести ее до потомков. Марийская вера никогда не чувствовала себя в абсолютной безопасности, тем не менее народ сберег свою святыню, ибо именно в ней он видел свое спасение, обновление, продолжение себя как частицы Вселенной.

Вера в святость самих мест и проводимых там молебнов поддерживается свойствами и ландшафтом самой рощи – она окружена несколькими рядами внешне невидимых, но ощущаемых участков: охранная зона, зона очищения, место проведения семейных, родовых и племенных молений, место для проведения акта жертвоприношения и сам очаг.

– В каждой деревне имеется по три священные рощи, и каждая из них имеет свою функцию: в одной приносят жертву небесным силам, в другой – злым духам, а в третьей – высшим богам, – рассказывает Олег Терентьев. – Кроме того, для всех наших восьми населенных пунктов в прошлом функционировала одна общая роща ("мер кусо") для мирского, общественного моления, проводимого осенью после окончания уборочных работ. Но вот что я хотел бы подчеркнуть: духовное и физическое возрождение народа мы все более связываем с возвратом к жизни ранее забытых, но непременных слагаемых его полнокровной жизни – его песен и танцев, традиций общения, совместного труда и отдыха. И все это сводится к самому важному – к возрождению традиционной народной веры. Но не механического ее возврата, а с учетом изменений психологии человека, его современного духовного потенциала, опираясь на который можно было бы вернуть вновь веру народа в свою силу, пробудить в нем его былые добродетели.

Без песни марийцу не прожить

И это сказано не для красного словца. Весь быт, вся жизнь марийца пронизана музыкой – от рождения и до самой смерти. Не знаю, есть ли народ более музыкальный, чем этот. Как заметил бывший директор Кулегашской средней школы, а ныне активный участник художественной самодеятельности села Сергей Семенов: "Мариец уже в зыбке танцует". Мы в этой школе приняли участие во внеклассном мероприятии под названием "Бабушкин сундучок". Так плясать, как это делают тут первоклашки, за год не научишь. Хоть сейчас на большую сцену выводи!

А уж сколько здесь песен: покосные, плясовые, свадебные, обрядовые, бытовые, лирические. И главное, они не живут сами по себе в сценическом варианте, а привязаны к жизни агрызских мари. Одни только рекрутские песни чего стоят.

– Они ведь в армию ребят провожают всем селом, как полагалось в старину, – замечает заместитель главы района Равия Лутошникова. – Причем глава поселения прежде узнает, когда будут отправлять ребят из военкомата в Казань, чтобы проводить так, как полагается.

Обряд этот долгий, наполненный глубоким смыслом и содержанием. Уходят с песнями, оглядываться нельзя. Провожающие платочками машут от себя, через плечо, как бы призывая уходящего. Так же машет и будущий солдат. Проходя мимо сельского погоста, не глядя, должен он бросить туда платочек. У околицы – столб деревянный, куда нужно воткнуть иголку с ниткой. А дома, в красном углу, остается на полочке кусочек хлеба, надкусанный солдатом. Отслужит солдат, и встретят его так же всей деревней с песнями.

Песен мы в этот день услышали немало. Одна другой красивее и интереснее. Нас пригласили на обед к Надежде Николаевне Шамеевой, где собрались ее подруги по фольклорному коллективу "Эружара" Любовь Ишкатова, Маргарита Матвеева, Зинаида Шамеева и самый популярный в селе человек – баянист Владимир Корнев.

– Пробуйте нашу яичницу, – пододвигает ко мне тарелку самая почтенная певунья Ольга Исанаева. – Она не простая. Взбили с молоком, со сметаной, немного манной крупы добавили да сразу в жар-пыл печной. Такую в городе не приготовить. А вот наша "коман мелна". Готовим так: печешь блин, потом на сковороде покрываешь его тонким слоем творога и опять в печку допекать. Вот он и получается такой красивый и поджаристый. Любим мы и квас, его мастерицы наши по три дня готовят. Нужно специально солод да сусло запасти, работы много, зато вкусно! Готовить мы умеем, а гостей любим. Впрочем, пагален ужына (добро пожаловать) к нам в Агрыз, убедитесь сами!

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще