А направо свернешь – в Шаму попадешь

На фоне своего знаменитого древнего соседа Билярска село Шама, бесспорно, пребывает на вторых ролях.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

На фоне своего знаменитого древнего соседа Билярска село Шама, бесспорно, пребывает на вторых ролях. Да и как спорить с великим Биляром, обладающим богатейшей историей, слывущим по величине занимаемой площади (800 гектаров), пусть во времена давние, третьим городом мира после Константинополя и Багдада. Да и нынче центр Билярского сельского поселения по количеству жителей в шесть раз превосходит Шаму. Но одно лишь название этого населенного пункта в Алексеевском районе чего стоит! Короткое, хлесткое слово "Шама" с ударением на последнем слоге запоминается с ходу, словно магнитом к себе притягивает – сил нет, как хочется докопаться до истины и узнать, почему село так называется, что это за Шама такая…

Про Шамиля и Егорку

Первый вопрос, который был задан директору школы в Шаме Венере Николаевне Юлдашевой, касался происхождения названия села. Она улыбнулась, признавшись, что говорить на эту тему ей приходится часто, и поведала вот такую красивую легенду.

– В давние-предавние времена, вскоре после завоевания Казани Иваном Грозным, а именно в 1557 году, проезжали по этим местам, везя свой скарб и семьи на телегах, два мужика – один татарин по имени Шамиль, а другой чуваш Егор. Путь им преградила река. Один из путешественников успешно перебрался на другой берег, а у второго сломалось колесо. И решил он, коль так вышло, вообще через реку не переходить, а устроить себе жилище на этом берегу. Так и стали жить Шамиль с Егором на разных берегах. Сначала в шалашах, потом построили дома. Деревенька постепенно разрасталась, но при этом татары селились к Шамилю, а чуваши – к Егору. И кладбище у каждого народа свое было. До сих пор в Шаме сохранились татарский и чувашский порядки, правда, соблюдаются они не так четко, как раньше. Можно сказать, совсем не соблюдаются, потому что все национальности в селе уже давно перемешались.

Русские в Шаме появились позже татар и чувашей и сразу внесли в жизненный уклад села свой национальный колорит: построили церковь, обустроили собственное православное кладбище в отличие от уже существующих мусульманского и языческого. Между прочим, чуваши, которые здесь живут, до сих пор блюдут языческие традиции, поклоняясь не какому-то определенному божеству, а целой толпе богов и духов. Весьма неординарно проходят у чувашей-язычников свадьбы, еще более своеобразно – похороны. Вы можете несказанно удивиться, увидев, как с гармошкой и песнями везут хоронить умершего…

Язычники полагают, что человек не умирает, а просто переселяется в другую жизнь, гораздо более счастливую. И потому плакать и горевать по нему не надо, он даже может обидеться, если вы будете лить слезы. По обычаям язычников умершего нужно провожать в путь с весельем, чтобы ему не было грустно расставаться с близкими… И еще интересный атрибут – покойник обязательно должен быть похоронен под липовым столбом, для чего его родственники накануне похорон отправляются в лес рубить липу.

До революции была в Шаме мечеть, где молились мусульмане. Но она, как и православная церковь, не сохранилась до наших дней. Церковь разрушили, сбросив колокола с колокольни, в 1930-е годы. Мечеть простояла чуть дольше – сначала в ней работал клуб, потом устроили склад, наконец, старую мечеть и вовсе разобрали на доски.

Некогда село Шама имело двойное название – Шамиль-Егоркино, потом осталось только Егоркино. Но деревень с таким названием пруд пруди. Возможно, чтобы отличиться от других "Егоркиных", это селение, расположенное на речке Шаминке, после революции стали называть Шама.

В бурные революционные годы село Шама стало центром трагических событий. В 1919 году, как известно, весь Чистопольский уезд, к которому в ту пору относилась территория современного Алексеевского района, был объят вилочным восстанием. Крестьяне, недовольные продразверсткой и другими революционными поборами, выступили против новой власти, а вооружены они были в основном вилами – отсюда и "вилочное" восстание. Большой отряд вилочников, или вильников, как их тогда называли, сконцентрировался в Шаме, набираясь сил перед захватом Билярска. В Билярске же большевики спешно готовили контратаку, а помогали им в этом местные комсомольцы. Одним из них был пятнадцатилетний Иван Дмитриев.

В 60-е годы прошлого века билярские школьники вместе с местными краеведами списались со своим земляком, в ту пору проживавшим в украинском городе Львове. И попросили Ивана Дмитриева поделиться воспоминаниями о том, как подавлялось "вилочное" восстание. Ветеран написал убористым почерком целую тетрадь воспоминаний, где подробно изложил события осени далекого 1919 года. Тогда было пролито немало крови как со стороны вильников, так и со стороны пытавшихся их утихомирить красноармейцев. Захватившие Шаму вильники не смогли взять Билярск. Кто-то был убит в бою, многие затем расстреляны представителями новой власти или сосланы в далекую ссылку, откуда не было возврата… Тетрадка воспоминаний Ивана Дмитриева хранится сегодня в Билярском историко-археологическом музее.

О чем могут рассказать школьные стены?

Школа в Шаме работала еще до революции, имея статус церковно-приходской. Сегодня же здесь средняя школа, в которой обучается немногим более пятидесяти ребятишек. Бывали времена, когда учеников насчитывалось гораздо больше, но тенденция уменьшения количества учащихся характерна ныне для всех сельских школ республики. Многие по этой причине приходится закрывать. Как признался руководитель Билярского муниципального образования Николай Портнов, такая перспектива угрожает и Шаминской средней школе. Потому что учащихся здесь год от года становится меньше.

– Но мы будем изо всех сил пытаться сохранить школу в Шаме, например, соединив ее с детским садом. Потому что закрытие школы сразу же негативно скажется на развитии села, – сказал Николай Николаевич.

…Мы стояли у калитки, ведущей в школьный двор, с директором средней Шаминской школы Венерой Юлдашевой и заведующей школьным музеем Екатериной Селивановой, любовались пышным осенним разноцветьем. Такое ощущение, что перед вами вход в ботанический сад. Сразу видно, что шаминские школьники вместе с учителями с заботой относятся к пришкольной территории, к своему приусадебному участку, на котором что только не растет! Особенно много возле школы цветов, которые радуют глаз яркой осенней красотой. Невысокое, но очень длинное школьное здание буквально утопает в зелени, подернутой багрянцем и золотом. И лишь присмотревшись внимательнее, неожиданно приходишь к выводу, что здание не цельное, а как бы слеплено из отдельных строений. И то, которое посередине, хоть чистенькое и аккуратное, явно старше других. Вот и надпись наверху – 1911 год.

Венера Николаевна объяснила, что именно тогда, еще до революции, в Шаме было сооружено новое школьное здание, которое в советские времена обросло новыми постройками.

Еще один примечательный элемент школьного двора – небольшой памятник солдату-освободителю, который стоит на постаменте в плащ-палатке с непокрытой головой, сжимая в руках автомат. Работа явно выполнена рукой непрофессионального скульптора. Автор этого памятника – бывший директор Шаминской средней школы, ныне, увы, покойный Василий Михайлович Хлопов. Кстати, еще одно его произведение, тоже связанное с военной тематикой, красуется на центральной площади села Билярск. Изготовление скульптур, рисование – увлечение Хлопова, но главной его работой и заботой оставалась, конечно, школа. Для нее он сделал очень многое и как руководитель, и как педагог. Поэтому портрет Василия Михайловича – на самом почетном месте в школьном музее.

Ой, вы, кони, мои кони…

Наибольшего расцвета хозяйство села Шама получило в период правления председателя колхоза Александра Гайнуллина. Ставку он делал на развитие животноводства. И у него это неплохо получалось – в колхозе были крепкое стадо крупного рогатого скота, свиноферма и даже конеферма. Коневодство, кстати, традиционная отрасль животноводства на билярской земле, им здесь занимались испокон века. Что же касается Александра Петровича Гайнуллина, то у него к лошадям особое отношение. Можно назвать это хобби, можно страстью, можно просто любовью к красивым и умным животным. Наверное, самым умным…

В этой связи вспоминается анекдот. Как-то встречаются два ветерана, и один другому говорит о том, какие лошади – умные животные. Его товарищ угрюмо ухмыляется:

– Это лошади умные животные? Как бы не так, глупее не встречал!

– Но почему? – удивляется первый.

Тогда второй начинает рассказывать о том, как служил во время войны в кавалерии, в бою был ранен, упал с лошади в снег, а она убежала.

– И что, не вернулась?
– Вернулась… с врачом.
– Ну вот, а ты говорил, что лошади глупые.
– Так ведь с ветеринаром…

В настоящее время Гайнуллин возглавляет ООО "Черемшан", это хозяйство специализируется на земледелии и животноводстве. Отдавая дань былым традициям, Александр Петрович построил небольшую конюшню. Впрочем, назвать это помещение конюшней язык не поворачивается: светло, чисто, уютно. И лошади породы "американская рысистая", которые здесь содержатся, выглядят просто потрясающе. Да и как им жаловаться на житье-бытье, если кормят сытно и вволю, у каждой уютное стойло и даже есть душ. Правда, общий… Эти лошади ездовые. Запряженные в легкие повозки, на сабантуях и других соревнованиях они показывают замечательные результаты, радуя своих хозяев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще