Заброшенный памятник на берегу Волги

В том виде, как на современном снимке, это заброшенное строение с колоннами из красного кирпича стоит уже почти целый век.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

В том виде, как на современном снимке, это заброшенное строение с колоннами из красного кирпича стоит уже почти целый век. А вот на эскизе слева оно выглядит так, каким его проектировал автор – известный русский и советский архитектор Алексей Щусев. Это – часовня, заложенная в день открытия железнодорожного моста через Волгу близ Зеленого Дола. Сегодня ее можно увидеть из окон проходящих поездов справа по пути следования в Москву.

В 1913 году в России праздновали трехсотлетие императорского Дома Романовых. Не ударить лицом в грязь при подготовке к этой дате решила и казанская знать. В городской печати активно обсуждался вопрос об увековечении юбилея монаршей династии. Дворянство, купечество, промышленники, духовенство вносили предложения о том, как громче прославить монарха и его ближних, надеясь на венценосное покровительство в делах земных. Им уже удалось получить высочайшее соизволение присвоить строившемуся железнодорожному мосту через Волгу имя Романовского. Его пуск совпадал с годом царских торжеств.

Современников не удивишь возведением мостов. Но в ту пору красавец мост через Волгу-матушку потрясал воображение людей. О нем мечтали и хлопотали долгие годы – ведь Казань без него была фактически оторвана от центральной России в экономическом плане и несла большие убытки. Так, чтобы попасть в Москву, казанцам нужно было сначала доехать до Зеленого Дола, затем до переправы добраться пешком или на лошадях, там на лодках или на пароме переправиться на левый берег и лишь в Свияжске сесть на поезд. Время нахождения в пути до первопрестольной через Алатырь и Рязань составляло 62 часа. Была еще одна дорога до Москвы – через Нижний Новгород (до него – по Волге или минуя Йошкар-Олу). Поезд оттуда до Москвы шел 32 часа. В любом случае казанского путешественника поджидали многочисленные неудобства. Новый мост должен был придать жизни губернии второе дыхание.

В Казанской губернии долго и настойчиво шли поиски места для строительства железнодорожного моста через Волгу. Вариантов было более десятка, в конце концов победил проект архитектора Николая Белелюбского – того самого, который спроектировал первый мост через Волгу – Александровский в Сызрани, открывшийся в 1876 году.

Все три года строительства, начатого в 1910 году, казанская пресса "болела" мостом. Вот на этом-то фоне и родилась идея соорудить рядом на горе мавзолей-часовню, воплотить в нем любовь и признательность верноподданной Казани Романовской монархии. Исполнить замысел выпало губернскому земству.

В декабре 1912 года проходила очередная сессия губернского земского собрания. На первом же заседании поступило предложение создать комиссию по ознаменованию 300-летия царствования Дома Романовых. В ее состав вошли С.Толстой-Милославский, А.Баратынский, маркиз В.Паулуччи, А.Молоствов, П.Делидов, князь П.Ухтомский, свияжский купец и пароходчик Г.Каменев, члены земской управы. По докладу комиссии постановили: "…Соорудить часовню в селе Вязовых Свияжского уезда у Императорского Романовского железнодорожного моста, на что ассигновать 5000 рублей и известить об этом казанское дворянство, городское управление и другие общественные организации, а также частных лиц, дабы предоставить им возможность, если они того пожелают, посильным участием присоединиться к почину губернского земства, а также войти в соглашение с обществом Московско-Казанской ж.д."

Расположение Вязовых гор живописно, далеко обозреваемо с речных просторов. Мавзолей в сочетании с мостом, творением Белелюбского, должен был создать величественную картину. Замысел подогревался надеждами на посещение Николаем II торжеств по случаю открытия моста, а следовательно, и Казани.

Кредит в пять тысяч рублей был включен в смету земства на 1913 год. Привлекли к финансированию и уездные земства, и частные пожертвования дворянства.

Щусев, автор проекта Казанского вокзала Москвы, а позднее – и мавзолея Ленина, предложил казанцам часовню в восточноегипетском стиле. Только высота шпиля, увенчанного крестом, должна была составить 16,5 метра. Проект восхищал современников. Даже сейчас, когда недостроенный памятник запущен, трудно пройти мимо него без восхищения.

Торжественную его закладку совершили 11 июля 1913 года – в день открытия Романовского моста, а само строительство началось весной 1914 года. После его завершения мавзолей-часовню предполагалось передать под наблюдение правления Московско-Казанской железной дороги.

За несколько месяцев выложили красным кирпичом стены, колонны, карнизы, покрыли первый ярус. Осталось возвести второй ярус колокольни и увенчать ее шпилем, облицевать сооружение мрамором, обустроить подходы. Но замыслу не суждено было осуществиться – разразилась Первая мировая война. Финансирование прекратилось, стройку свернули. Потом были революция и Гражданская война…

Забвение, безнадзорность нанесли памятнику невосполнимый урон: разворошена ее верхняя часть, некие "доброхоты" скалывают со стен кирпичи. Шлифуют недостроенный памятник волжские ветры, секут дожди и снега – а он стоит назло всем напастям…

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще