Своя дорога к храму

В город мы въехали к концу дня.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

В город мы въехали к концу дня. Притормозили, чтобы спросить дорогу у прохожего, открыли окно автомобиля и буквально онемели от неожиданности: в сумрачной тишине над многоэтажными домами плыл… азан.


Протяжная, немного грустная мелодия вечерней молитвы напомнила нам о том, что на дворе 1428 год хиджры и идет священный месяц Рамазан. И сейчас наши единоверцы собрались в мечети, где после слов, обращенных к Всевышнему, начнется ифтар – разговение, коллективный ужин в честь окончания очередного дня поста.


Чему тут удивляться, спросите вы?


Так ведь мы в одной из точек Золотого кольца России, в городе с самым что ни на есть, уж круче и не придумаешь, русским именем Иваново!


В родной республике не везде услышишь азан, звучащий, как и положено по шариату, с минарета на улицу, а тут?


И это, скажу вам, был не единственный повод для приятного удивления. Полумиллионная текстильная столица нашей страны, родина восьми с лишним тысяч татар, оказалась не только гостеприимным городом, но и, как принято сейчас говорить, сообществом с высоким уровнем толерантности, попросту говоря, терпимым к другим непохожим сообществам.


У ивановских татар – свой, отличный от иных регионов, путь к возрождению нации. И здесь, как выяснилось, есть чему поучиться.


Мечеть не только для молитв

Несомненная примета терпимости к людям иной веры, понимания их забот и проблем в любом регионе – наличие конфессионального дома иноверцев. И тут ивановцам надо отдать должное. Соборная мечеть, открывшаяся четыре года назад, – строение, каких по всей России наперечет. Огромное здание редкой красоты с необычным, сказочным куполом. Вершина минарета иллюминирована теплой зеленью, напоминая тем самым далекий казанский Кул Шариф. Скоро такой свет озарит и купол основного здания.


Между прочим, разрешение на строительство мечети ивановские татары получили в 1908 году. Это не опечатка. Почти сто лет назад император Николай II подписал соответствующий указ. Вот только грозные исторические события, перевернувшие жизнь не только этого населенного пункта, но и всей страны, не позволили воплотиться в жизнь чаяниям татарской общины.


– В сентябре 2003 года мы открыли соборную мечеть в городе Иванове, – говорит шейх Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России. – И тут продолжается строительство мусульманского культурного центра.


Руководители Ивановской области проявили государственное мышление, пойдя навстречу чаяниям мусульман. Любой храм – место умиротворения и просвещения, место, где люди получают духовное воспитание. На открытии мечети в Иванове я сказал: “Пусть строятся и открываются новые храмы, тогда меньше будет строиться тюрем и колоний для детей”. Когда открываются православные храмы или храмы других конфессий, мы, мусульмане, радуемся: меньше людей пойдет в подвалы, на вокзалы, на улицу, будет меньше тех, кто захочет попробовать наркотики, кто станет на путь преступлений.


Фярит Ляпин и члены союза татарской молодежи "Нур"Мечеть в Иванове – не только для молитв. Уже сейчас она стала настоящим культурным центром. Здесь собираются для встреч с друзьями, сюда приходят в поисках духовных знаний, обращаются за помощью и поддержкой.


– Даже если человек далек от истинной веры, но хочет пообщаться с единоверцами, и уж тем более если он оказался в трудной жизненной ситуации, двери нашего дома открыты для него. Ведь мечеть изначально была не просто местом общения с Всевышним. Она храм знаний, приют для сирых и путешественников, стол для страждущих, опора для верующего. А в нашем случае – еще и возможность для объединения соплеменников, – говорит руководитель мусульманской общины Ивановской области и председатель национально-культурной автономии ивановских татар Фярит Ляпин.


Ивановский пассионарий

О Фярите Усмановиче мне хотелось бы рассказать отдельно. Его судьба – ярчайшее подтверждение любимой мною гумилевской теории пассионариев. Только яркая личность двигает историю. И если такая личность появилась в том или ином окружении – считай, повезло. Ивановским татарам повезло в том, что в 1977 году пензенский парнишка, окончивший Казанский инженерно-строительный институт, был направлен в “город невест”, в одну из строительных организаций. Карьера молодого инженера складывалась удачно. Фярит Ляпин оказался не только отменным профессионалом, но и умелым организатором. В 1985 году он уже был главным инженером одного из крупнейших предприятий области. При этом сложился и свой, национальный круг общения. Собирались по мусульманским праздникам, в дни радости и скорби, помогали друг другу.


Но где вы видели, чтобы наши мишари довольствовались малым? И вот в 1993 году по инициативе Ляпина в Иванове создается областное татарское общество “Восток-Шарык”. В том же году общество открывает воскресный татарский класс, на базе которого позже заработает государственная воскресная, татарская же, школа. А через два года город узнал, что такое настоящий татарский Сабантуй. Праздник так понравился горожанам, что при поддержке администрации стал ежегодным. Потом появилась своя театральная студия “Миллятем”. Затем родилась идея создания мусульманского культурного центра. Землю власти дали. В мае 1997 года заложили первый камень. Первая очередь центра уже действует – это мечеть, рядом будут школа-гимназия и общежитие. Одна за другой в городах области начали строиться мечети и молельные дома. Сегодня их на ивановской земле шесть. Будут еще, поскольку есть потребность. Заработала в областном центре школа с этнонациональным татарским компонентом, которую планируется перевести в статус гимназии.


Теперь конкретно о Ляпине. Он член президиума Духовного управления мусульман европейской части России. Совет муфтиев РФ наградил его орденом Почета “Аль-Фахр” II степени. Фярит Усманович также член президиума исполкома Всемирного конгресса татар. В числе его наград – медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” и медаль к 1000-летию Казани. Кроме того, он лауреат премии “Триумф” за личный вклад в развитие культуры города Иванова.


“Город невест” – бренд устаревший

В Золотом кольце России Иваново – из “младенцев”. Разве сравнишь его с близлежащими древними Суздалем, Владимиром, Ярославлем? Но он не менее интересен для туристов. Образовано поселение в 1871 году как город Иваново-Вознесенск из слияния двух сел: Иванова, которое впервые упоминается в 1561 году, и столь же старинного Вознесенского Посада. Уже в XVII веке Иваново было крупным торговым селом, жители которого занимались, главным образом, холщовым промыслом. В следующем веке возникли первые полотняные и ситценабивные мануфактуры. К 1825 году насчитывалось более ста мелких фабрик, а село Иваново стали называть русским Манчестером.


К началу XX века Иваново-Вознесенск – типичный промышленный город с многочисленными фабриками. В 1905-м здесь прошла знаменитая Иваново-Вознесенская стачка, во время которой был создан первый в России Совет рабочих депутатов. Вот и гостиница в центре города, где мы остановились, так и называется – “Советская”. А зачем переименовывать? Это история, и переписывать ее ивановцы не собираются. Потому и памятники советской эпохи, которых тут не счесть, все в целости и сохранности. Разумеется, насколько бюджет города позволяет.


В холле гостиницы – огромная карта. Иваново, как выяснилось, расположено в междуречье Волги и Клязьмы. А весь город разделен рекой Уводь. Эта карта дала нам повод повеселиться.


Ивановцы – народ с юмором. Вот городские улицы, к примеру Завокзальная. Их оказалось одиннадцать. 1-я Завокзальная, 2-я, 3-я и так далее. Березниковских улиц аж тринадцать, Сосновских – двенадцать, десять – Вишневых, столько же – Земледельческих. Очень понравилось, видно, ивановцам название “Линия”, потому как улиц с таким именем двадцать пять! И в самом деле, чего напрягаться, если все они рядом, одной протяженности? Тут – 1-я Линия, а тут 25-я. А вот еще – простенько, без изысков – улица с названием “Проезд”. Их, как вы уже понимаете, десять. Ивановцы не мелочатся.


Музей промышленности и искусстваВ городе есть что посмотреть. Кроме текстильных фабрик, число которых, к сожалению, поубавилось (как, впрочем, и невест), тут находится единственный в России парашютный завод. Уникальна “Щудровская палатка”. Это первый каменный дом, построенный еще в XVII веке. Столь же древний возраст и Успенской церкви. Всего же действующих церквей восемь. Каждая по-своему красива и интересна с точки зрения архитектуры. Есть в городе объединение историко-краеведческих музеев, включающее Художественный музей, Дом-музей художника Б.И. Пророкова, а также мемориальный комплекс Революции 1905-07 годов и Музей ивановского ситца, оставивший у нас незабываемые впечатления.


А еще эти края – родина чудотворца Тихона Лухского, царя Василия Шуйского, боярина Дмитрия Пожарского, графа Петра Толстого, протопопа Аввакума, графа Михаила Воронцова. Здесь же появились на свет президент Петербургской академии наук и Российской академии Екатерина Дашкова, создатель электросварки металлов Николай Бенардос, химик Сергей Реформатский. Родина первых Советов подарила стране не только пламенных большевиков Андрея Бубнова, Михаила Фрунзе, Дмитрия Фурманова и других не менее известных революционеров, но и великую русскую поэтессу Марину Цветаеву, французскую писательницу Натали Саррот, поэтов Михаила Дудина и Геннадия Серебрякова, ученых Мстислава Келдыша, Владимира Черкасского, Анатолия Благонравова. Этот список можно долго продолжать – столь богата ивановская земля на настоящие таланты.


“Ситцевый край” взрастил и знаменитого модельера Вячеслава Зайцева. Буквально перед нашим приездом он побывал в родном городе, где открыл в Музее ситца выставку авторских моделей “Праздник для души и глаз”. Осенью маэстро предложил землякам заглянуть в будущую весну. Органза, шелк, оборки, воланы и кружева. Век бы стояла у этих подиумов, рассматривая изумительные наряды. Не костюмы – произведения высочайшего искусства! Вот уж где надо бы побывать каждому, кто мечтает связать свою жизнь с этим бизнесом!


Признаться, и дня не хватило бы, чтобы не торопясь, с упоением осмотреть все залы двухэтажного особняка, который некогда принадлежал известному промышленнику Дмитрию Бурылину. В свободное от “эксплуатации” ивановского пролетариата время богатый фабрикант занимался коллекционированием. Он основал Музей промышленности и искусства, где собрал уникальнейшую коллекцию старинных и редких предметов, на что потратил колоссальные средства. Впрочем, не жалел он денег и на благотворительную деятельность. Этот незаурядный человек подарил городу немало зданий, которые верой и правдой служат и поныне, а коллекции фабриканта и теперь считаются одними из лучших в мире.


Правда, участь его оказалась печальной. В 1924 году Бурылина обвинили в расхищении коллекции, им же собранной, и расстреляли. А вот потомки революционеров отдали должное отцу города, и в 2000 году Дмитрий Бурылин был посмертно удостоен звания почетного гражданина города Иванова.


Ивановская земля интересна и своими малыми городами, в каждом из которых нашлось место для наших деятельных сородичей. Татарские общины официально зарегистрированы в шести городах области: Шуе, Кейкове, Родниках, Вичуге, Кинешме, Фурманове. Мы побывали в двух последних.


На родине Бабы Яги

Помните фразу одного из персонажей культового фильма “Карнавальная ночь”: “Бабу Ягу заказывать не будем, воспитаем в своем коллективе…”?


Вот и жители небольшого городка Фурманово, что в тридцати трех километрах от Иванова, решили, что пора бы снова напомнить всей стране о себе. Ведь в годы советской власти городок был на слуху. Именно здесь родился пламенный революционный писатель, комиссар Чапаевской дивизии, начальник политуправления Туркестанского фронта, секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей Дмитрий Фурманов. Но время пролетариев кануло в Лету, вместе с ним и слава этого населенного пункта. С этим смириться фурмановцы не могли. За дело взялись краеведы.


Так вот, официальных документов о происхождении изначального названия города, бывшего прежде селом Середа-Упино, не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что базарным днем здесь была среда (середа), отсюда и название. Другие считают, что названо село Середой по той причине, что находилось оно на середине пути между Шуей и Нерехтой, а также между Иваново-Вознесенском и Плесом.


А вот у местных краеведов своя версия, сказочная, в которую, честное слово, больше хочется верить: Середой звали среднюю дочь… Бабы Яги!


Режиссер фурмановского народного театра Лев Ульев, по призванию краевед, рассказывает, что еще в XVII веке в селе можно было увидеть славянские капища и идолища. Ведь глухой угол на границе Ивановской и Костромской областей был центром языческих верований. Где, как не здесь, было обитать Бабе Яге?


Вторая часть названия села – Упино, это производное от слова “упырь”. Упыри и вурдалаки, по славянской мифологии, и охраняли Бабу Ягу вместе с ее дочкой Середой.


Ивановские краеведы уверены, что в этих лесах и жила Баба Яга. И даже указывают точное месторасположение избушки на курьих ножках – Девичья, или Девья, гора. Побывав в этом городе, побродив по его окрестностям, и мы истово поверили в версию фурмановских краеведов. Уж больно сказочные здесь леса!


А чего стоят названия сел и деревушек вокруг города? Бабино, Котово и два Кащеева, по мнению исследователей, говорят сами за себя. Образ Бабы Яги, как считают фурмановские историки, просто искажен в современных перепечатках русских народных сказок. Эта старушка, скорее, хранительница рода, многоопытная травница и знахарка, врачующая приходящих к ней гостей, а вовсе не мерзкая старуха с помелом, наводящая дикий ужас на заблудившихся в дремучем лесу детей. Между прочим, руководитель центра альтернативной истории Фурманова краевед Андрей Воробьев убежден: “То, что она делала с детьми, это, в принципе, лечение. Еще в моем детстве маленького ребенка бабушка обмазывала в тесте и клала в теплую печь. Это был один из видов лечения”.


На Девьей горе фурмановцы предлагают поставить избушку на курьих ножках, где хозяйка ступы и помела будет потчевать туристов медовухой и целебными отварами из корений и трав. Так что, вполне возможно, сказка о Бабе Яге станет былью. Конечно, всю эту затею с Бабой Ягой можно назвать псевдоисторическими изысками, но ведь здорово, что живут в маленьком захолустном городке люди увлеченные, неравнодушные, беспокойные.


Именно такими оказались и наши фурмановские соплеменники, затеявшие с подачи “главного татарина” области Фярита Ляпина создание мечети в своем городе.


– Нас здесь чуть более полутысячи, – говорит руководитель мусульманской общины имам Али Бедердинов. – Объединиться в общину заставила сама жизнь. Вместе легче. Быть может, не все из нас знают родной язык в нужной мере, но мы храним обычаи наших предков, традиции, стараемся воспитать своих детей в уважении к родным истокам.


Татары здешней общины в основном люди коренные. Заметный в Фурманове человек, депутат городского совета, директор хлебозавода Мансур Хусаинов, молодой и энергичный, активно помогает имаму в его делах. Не остается в стороне и Бари Хуснуллин, чьи предки приехали сюда из чистопольских краев. Каждый конкретными делами вносит лепту в возрождение своей нации.


Когда возник вопрос о необходимости здесь молельного дома, община решила не строить здание, а купить сообща в частном секторе дом, который можно было бы реконструировать. Здание получилось на славу, а тем, кто живет рядом, такое соседство только в радость. Еще бы – дорогу отсыпали щебенкой, теперь в любое время проехать можно, свет провели. Так что, когда рядом освободился участок, местные власти сами предложили его мусульманам: расширяйтесь, мол. Что ж, может, и появится снова на карте этого города, как это было много лет назад, Татарский переулок.


Имена – на слуху, дела – на виду

Название этого города для нашего уха прозвучало по-особому родным. Это же и без словарей татарину понятно, что Кинешма – “кин чишма”, дословно – широкий, большой родник. Впрочем, в ивановских краях не редкость названия речушек, населенных пунктов, которые имеют в своих корнях древнетюркские слова. Сахтыш, Яхшино, Башарино, Исупово, Минчаково, Анкудиново – их немало. Но кто сегодня ищет древние корни в привычных слуху названиях?


Приехали мы в Кинешму с Фяритом Ляпиным на выездное заседание Общественной палаты области, где он работает в комиссии по молодежной политике и патриотическому воспитанию. Перед началом совещания он познакомил нас с игуменом Виталием, с которым прежде дружески обнялся. Игумен не раз прилюдно высказывал свое доброжелательное отношение к мусульманской общине.


– Позиция христианского пастыря для нас имеет важное значение, – заметил Фярит-хазрят. – Были моменты, когда к нему обращались отдельные ивановцы, мол, как же так – азан с мечети звучит. На что игумен Виталий мудро ответил: а было ли легко христианам, когда запрещали в наших храмах колокольные звоны? Неужели мы будем повторять печальную историю? Нужно научиться принимать соседа таким, какой он есть, и понимать его. Мир на нашей земле дороже иных условностей.


А на совещании мы еще раз убедились, насколько неравнодушный к судьбе своего края народ живет на ивановской земле.


– Мы не скрываем, проблем у нас немало, – заметил в разговоре с нами председатель областной Общественной палаты Валерий Иванов. – Но каждый из нас заинтересован в том, чтобы ивановская земля процветала, и каждый вносит посильную лепту в решение этой задачи.


Именно так работает член общественного совета города Кинешмы, успешный предприниматель Асия Бикмаева. Она из известного кинешемского татарского рода, ее предки были не просто грамотными людьми – отец до конца своих дней оставался местным имамом. Асия Якуповна сейчас пытается продолжить его дело, собрав вокруг себя соплеменников. Это объединение нужно не только пожилым кинешемцам, испытывающим тягу к родному слову, но и молодежи, которая уже не стесняется, как в советские времена, своей национальной принадлежности. И здесь есть люди, которых можно назвать подвижниками. Так, Анвар и Алия Шайхутдиновы взяли на себя заботу о старинном татарском кладбище, что находится на территории Кинешмы. Ухаживают за территорией, благоустраивают ее на свои средства. И таких примеров немало.


– Татары – активная и заметная часть нашего общества, – подчеркнул мэр Иванова Александр Фомин. – Мы искренне заинтересованы в том, чтобы помочь общине в ее желании возродить былую духовность нации, укрепить ее истоки. Несомненно, это только обогатит культуру нашего многонационального города. Каждый из нас сегодня с удовольствием принимает участие в ежегодных сабантуях. Этот праздник, кстати, – замечательный образец того, как можно весело проводить время и без горячительных напитков, которыми в этот день на месте проведения татарского праздника категорически не торгуют. Мы с пониманием относимся к стремлению наших татар сохранить себя как социальную общность, вернуться к народным истокам. Тем более что пример деятельности этой общины наглядно демонстрирует любовь к отчему краю, стремление сделать родное Иваново краше и лучше.


Имена успешных татар на слуху, а их дела на виду. Талгат Шакиров, Ирек Фазылжанов, Хамит Ахмедулов, Ринат Гиннатуллин, Разиль Мустафин, Рамиль Раупов, Ринат и Ильшат Соколовы, Равиль Юнусов – они из тех, кто приносит реальную пользу не только соплеменникам, но и родному для них городу. Хорошо знают в городе Рифката Хаерова, страстного


популяризатора национальной борьбы курэш. С его легкой руки и при активной поддержке управления по делам молодежи и спорту увлеченных этой борьбой становится все больше. Ведь и школу-то для татар определили с учетом того, что в здании есть три спортивных зала. В начале сентября уже на этой базе провели детский Сабантуй, который собрал более тысячи ребятишек со всех окрестных дворов. И не факт, что это были только татары. Чем больше ребят будет приобщено к здоровому образу жизни, тем лучше. Как же властям не поддержать такое начинание!


Если есть цель, найдется и путь к ней

Активна в Иванове и татарская молодежь. На базе городского клуба “Успех” сегодня работает союз татарской молодежи “Нур”. Недавно для этого союза местные власти выделили помещение. Это однокомнатная квартира на улице Ташкентской. Ребята уже затеяли ремонт, скоро помещение полностью преобразится.


– Здорово, что нам есть где собраться, тем более что планов у нас много, – делится Шамиль Алиакбаров, возглавляющий “Нур”. – Наша организация тесно сотрудничает с областным и городским комитетами по делам молодежи, национально-культурной автономией татар, с мусульманским религиозным обществом Ивановской области, не обходим стороной и другие общественные организации. Главной задачей считаем объединение татарской молодежи, а также других национальных сообществ под эгидой “Мир среди народов России”. Занимаемся культурно-массовыми мероприятиями на базе 18-й школы. Под руководством преподавателей актерского мастерства, пения и хореографии ставим спектакли, национальные танцы, поем татарские и русские народные песни.


В клубе проходят молодежные мероприятия, вечера поэзии, спортивные и игровые конкурсы по различным программам культуры и досуга. Ребята организуют массовые выезды и встречи нуровцев с активистами других молодежных организаций, где обмениваются опытом работы с молодежью, устраивают совместные концерты, обсуждают проблемы молодежи и молодых семей в современной России.


– Сейчас мы планируем заняться развитием массового спорта и ведем активную работу с дворовой молодежью, – добавляет заместитель председателя “Нура” Ильдар Башаров. – Возобновляем работу шахматного кружка, секций настольного тенниса, дворового футбола. Радует то, что теперь есть школа, где мы сможем сосредоточить многие из наших мероприятий.


Собственно, эту школу можно назвать логическим венцом той кропотливой образовательной деятельности, которую проводила община на протяжении четырнадцати лет. Начиналось все с воскресного класса, созданного супругой Фярита Усмановича педагогом Мастурой Биляловной Ляпиной. Иных родителей приходилось убеждать в том, что родной язык нужно знать.


Дело в том, что в Иванове татары оседали несколькими волнами. Самая первая потерялась в глубине веков. От этих татар, к сожалению, в большинстве остались только фамилии. Потомки их давно ассимилировались, многие перешли в православие и порвали связи со своей нацией. Кто-то уже и не желает воспринимать свою фамилию как татарскую, открещиваясь от своих корней. Тут, как говорится, ничего не попишешь. Хотя есть и исключения. Взять, к примеру, старинный мусульманский род Измайловых. Мы познакомились с абыстай Миннисой-ханум, чей отец Фатих-хазрят был известным в городе имамом. В их семье было одиннадцать человек, выросли глубоко верующими людьми, в вере воспитали и своих детей. Кстати, в Иванове не редкость встретить женщин и девушек в хиджабе. Василя Фатхуллова говорит, что ни разу за все эти годы не возникало проблем у мусульманок, носящих платки. Ни косых взглядов, ни обидных реплик.


Следующая “татарская волна” пришлась на голодные двадцатые годы, затем коллективизация, когда зажиточные крестьяне убегали от расправы, потом эпоха индустриализации, притянувшая работящий народ на фабрики и заводы, и, конечно же, советская система распределения после институтов. Так попал сюда сам Ляпин, так оказался здесь еще один видный ивановец родом из Альметьевска – заместитель городского главы Извиль Салихов, которого иные открыто именуют “вечным”. Уж больно долго он во власти. Если такая “вечность” в чести у здешних руководителей, то это только делает им, извините за невольный каламбур, честь. Значит, ценят умелого организатора и классного специалиста.


“Погоду” в общине сегодня делают татары последней волны. Они выросли в родной языковой среде, владеют языком, имеют высокий образовательный уровень. Именно образование и решает сегодня все. Почему оказалась популярной в Иванове татарская воскресная школа? Да потому, что здесь взялись изучать не только татарский язык и историю народа, что, конечно же, является главным, но профессиональные педагоги обучают и другим восточным языкам – арабскому, азербайджанскому, афганскому. Востребованы и такие дисциплины, как история народов Поволжья, курсы актерского мастерства, вокала, хореографии, прикладного искусства. В совмещенном со школой медресе изучают Коран, хадисоведение, читаются лекции по основам ислама для начинающих.


– Опыт, наработанный в воскресной школе, мы перенесем на почву нашей школы полного дня, – отмечает директор средней школы №18 с этнонациональным татарским компонентом Марина Шамина. – Планов много, и они все, я уверена, осуществимы. Думаю, нам при содействии национально-культурной автономии, мусульманской общины и молодежного союза по плечу самые серьезные задачи.


Распутье уже пройдено

Вернусь к словам ивановского мэра, говорившего о поддержке татарского сообщества. Они не беспочвенны: все затеи здешних татар и мусульманской общины имеют под собой государственную поддержку.


– Меня удивляет, когда в иных регионах идут на откровенную конфронтацию с властями, – говорит Фярит Ляпин. – Зачем? Основа для всех наших национальных начинаний в области культуры, образования, спорта прописана в федеральных законах. Ко мне нередко обращаются мои коллеги из других татарских общин, сетуют на власть. Отвечаю: приезжайте, посмотрите, как мы работаем, как можно найти решение проблем. Не надо изобретать колесо. Все уже давно отработано. Сегодня куда актуальнее для татар, живущих за пределами своей исторической родины, вопросы другого порядка. Пора от песен и плясок перейти на новый уровень взаимоотношений и развития татарских общин России.


Иногда меня попрекают тем, что соединяю в одном лице и религиозную структуру, и светскую. Но, на мой взгляд, именно в таком сочетании наша сила. Татар в области восемь тысяч, а мусульман – около ста тысяч. Это чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, афганцы, узбеки, таджики, арабы и даже русские. И они с детьми ходят в нашу воскресную школу, несмотря на то что она называется татарской, а теперь потянутся в нашу новую среднюю школу. Разве это плохо?


Я – светский человек, но мой заместитель по исламу имам-хатиб Тагир Сайфетдинов окончил Университет в Медине, знает фарси, арабский. Второй имам-хатиб – иорданец Оммар Абабне, высокообразованный специалист. Заместитель по культуре – заслуженный артист России Мухаммад Кашаев, создавший театр-студию “Миллятем”. В каждой сфере нужны профессионалы. Уверен, что культура, образование и религия только дополняют друг друга, помогая человеку всесторонне развиваться.


Большие надежды мы возлагаем на очередной Всемирный конгресс татар, который пройдет в декабре в Татарстане. Ведь наши надежды на процветание нации связаны именно с Казанью, но и духовная столица должна понять, что настало время для перехода на новый уровень развития общин и диаспор. Распутье уже пройдено. Заявив о том, что татары мира – единая нация, мы дали надежду на возрождение миллионам татар, и теперь вместе нужно двигаться вперед. Наша сила – только в нашем единстве!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще