Асфальт от автотрассы до села с необычным для наших мест названием Пермяки проложили еще в конце восьмидесятых. С тех пор жители села не знают особых проблем: добраться до райцентра они могут быстро и в любую погоду. “А вы бы видели, каково здесь было раньше! – говорит мой собеседник, директор местной школы Равиль Салиев. – Я приехал сюда работать в 1987 году и помню, как приходилось добираться до Высокой Горы в ненастную погоду. После дождя лучше на улицу не выходи – в грязи утонешь. Зато теперь – совсем другое дело…”
Равиль Зуфарович живет здесь уже двадцать лет и хорошо знает историю села, которое за эти годы стало для него родным. Педагог по образованию, историк-краевед по призванию – так можно охарактеризовать этого человека, который хорошо знаком односельчанам и жителям района как автор более сотни статей, опубликованных в местной районной газете в основном на тему истории родного края. Именно от него нам удалось узнать немало интересного о селе, которому скоро исполнится четыре с половиной века.
Пермяки – соленые уши…
…так в шутку называли в дореволюционной России рабочих соляных копей Пермской губернии. Говорят, что имя селу, расположенному рядом с деревней Пановка, дали крепостные крестьяне из Пермской земли, которых переселили сюда по распоряжению здешнего помещика. Само же село Пановка, которое старше Пермяков, основано после завоевания Казани Иваном Грозным во второй половине XVI века. Пановка и Пермяки, как и большинство сел и деревень здешней округи, села русские. Согласно царскому указу татарам запрещалось селиться на расстоянии ближе сорока верст от столицы бывшего ханства. Земли в окрестностях Казани раздавались государевым людям – дворянам и воеводам, которые возводили здесь свои усадьбы, переселяя на новые земли крепостных из центральных районов Российского государства.
Барская усадьба стояла на берегу речки Киндерки, рядом с тем самым местом, где сегодня возвышаются развалины старинного Никольского храма. Когда-то поблизости у одного из родников, питающих речку, располагалась небольшая часовенка. Говорят, что когда-то на глубоком дне водоема находилась серебряная икона Николая-чудотворца, которую можно было видеть сквозь толщу воды – настолько прозрачной была живительная влага. Кстати, здешней родниковой водой снабжали близлежащую Казань, проложив до революции водопровод из керамических труб. По этим трубам вода поступала в резервуар, находившийся на месте нынешнего поселка Нагорный, а оттуда – в Казань.
Сегодня водопроводом уже не пользуются, но остатки труб сохранились. Не уцелел и двухэтажный деревянный барский дом последнего помещика Языкова – после революции его довольно быстро разобрали на дрова. Остались лишь вековые липы, под сенью которых находился барский флигель. Пожалуй, единственным крупным строением дореволюционной постройки, которому удалось пережить лихолетье революции и Гражданской войны, стало здание бывшей земской школы. И хотя оно тоже полностью не сохранилось до наших дней, пострадав от пожара, с ним связано немало интересных событий.
От Надежды Крупской до Василия Сталина
Первая земская школа в селе была построена еще в 1886 году на средства помещиков Мамаевых. Надо сказать, что, несмотря на нелестную оценку, данную земствам вождем мирового пролетариата Лениным, они в те годы играли немаловажную роль в жизни сельской глубинки. Во всяком случае меценаты из числа сельских “эксплуататоров” и просвещенного дворянства денег на народное образование не жалели. И когда в начале прошлого века в селе решили построить новую каменную школу, на ее строительство были собраны немалые пожертвования от богатых людей Казани. Главным вдохновителем возведения нового храма знаний стал предводитель казанского дворянства Александр Боратынский (впоследствии расстрелянный большевиками в 1918 году), потомок известного рода поэта, водившего знакомство с самим Пушкиным.
Школу построили в 1914 году, и до революции она считалась самой крупной в округе. Здесь учились крестьянские дети из близлежащих сел – Бирюлей, Белянина, Усад и Шапшей. После революции на ее базе регулярно проводились курсы усовершенствования сельских учителей. Именно в те годы село посетила Надежда Крупская, совершавшая в составе делегации Наркомпроса инспекционную поездку по сельским школам на агитпароходе по Волге. Приезд ее в село из Казани на автомобиле произвел настоящий фурор. Итогом поездки жены вождя стало закрытие сельской церкви – так большевики воплощали в жизнь программу по борьбе с религией. А на смену старым земским учителям пришло новое поколение тех, кто должен был воспитывать подрастающее поколение в духе нового времени, новых песен и гимнов очередному вождю – Иосифу Сталину.
Кстати, бывал в Пановке и Сталин. Правда, не Иосиф, а Василий. Когда после отбытия срока заключения опальный генерал авиации был сослан Хрущевым в казанскую ссылку, он частенько наезжал в село погостить к своему другу. По воспоминаниям старожилов, которым довелось видеть сына вождя, Василий, вопреки распространяемым о нем сплетням о пьяных скандалах и дебошах, не производил впечатления беспутного повесы. Вел себя без всякого гонора и держался с сельчанами просто и приветливо.
В продолжение сталинской темы отмечу, что была в те годы в Пановке и тюрьма, позднее переквалифицированная в исправительно-трудовую колонию, которую не следует путать с Пановской колонией в Пестречинском районе. Не так давно в местный отдел районного образования пришло письмо от жителя Узбекистана, который проходил срочную воинскую службу во внутренних войсках, охраняя заключенных в Пановской ИТК в конце шестидесятых годов прошлого века. Как пишет автор письма, при колонии была и своя школа, где ему довелось учиться в период службы. Сегодня об ИТК мало кто помнит.
Но вот какой любопытный факт поведал мой знакомый, проживающий в соседнем поселке Инеш. Однажды во время грибного похода с друзьями, заблудившись, они набрели на заброшенную просеку. Как рассказывали, пока они брели вдоль бывшего лесоповала, их все время преследовало чувство безотчетной тревоги: чувство постоянного ожидания окрика или выстрела. Казалось, вот сейчас дрогнут кусты и в прогале просеки возникнет сгорбленная фигура в ватнике и стоптанных кирзовых сапогах или залают овчарки и забухают тяжелыми сапогами конвоиры… Эта мрачная аура не покидала их, пока они не вышли из леса к селу…
Много интересного о жизни, быте, занятиях и нравах прежних обитателей села могут рассказать экспонаты школьного музея. Их за последние годы стараниями директора Равиля Салиева и школьников набралось столько, что часть экспонатов пришлось передать в музей истории района.
Школа – мой второй дом
Эти слова без всякого преувеличения может сказать о себе Равиль Зуфарович Салиев. Вот уже два десятка лет он возглавляет педагогический коллектив, который на протяжении последних шести лет занимает призовые места в конкурсе “Школа года”. А начинать ему пришлось с чистого листа. За год до его приезда в село школа в Пановке сгорела. Под новую школу выделили помещение двухэтажного жилого дома. Новый директор взялся за дело засучив рукава. За сравнительно короткий срок помещение преобразилось – провели ремонт в классах, появились новая мебель и учебно-наглядные пособия. В 2000 году построили котельную и провели газ, успев завершить работы к началу учебного года.
Сегодня в Пановской школе-девятилетке обучаются 48 человек, и хотя она считается малокомплектной, закрытие ей пока не грозит. Ибо все понимают: закроют школу – умрет село. Директору удалось внести в педагогический коллектив дух творческого начала – в ее стенах работает дружный коллектив опытных педагогов. В их числе – супруга директора преподаватель географии и биологии Сазида Закиевна Салиева. Помимо основной работы она возглавляет кружок юных экологов, которые ведут работу по охране природной зоны окрестных сел. А она богата и разнообразна. Взять, к примеру, уникальный уголок живой природы – хорошо известную всем экологам республики Эстачинскую балку, расположенную в трех километрах от Пановки.
– Жаль, что вы приехали к нам осенью, а не в мае, – говорит Сазида Закиевна. – А то бы увидели, как красиво цветет адонис весенний. Этот редкий цветок, занесенный в Красную книгу, произрастает в лесах здешней охраняемой зоны.
Сохранить для потомков красоту родных мест, воспитать у подрастающего поколения уважение к прошлому родного края, к его истории – одна из главных задач педагога, считают почетный работник образования РФ Равиль Салиев и его коллеги. Ведь от того, каким вырастет новое поколение жителей древнего села, зависит и его будущее.