Уж коли гуси Рим спасли…

Азнакаевцы преклонных лет рассказывали мне, что место, где стоит нынче деревня Маняуз, называли в старину “гусиным ханством” – так много водилось здесь птицы.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Азнакаевцы преклонных лет рассказывали мне, что место, где стоит нынче деревня Маняуз, называли в старину “гусиным ханством” – так много водилось здесь птицы. А появилась она в изобилии, как гласит древнее предание, благодаря здешнему рыбаку.


Пошел он однажды проверять сети и видит: бьется недалеко от берега и не может взлететь гусыня с поврежденным крылом, а к ней уже подбирается стайка повизгивающих от голода и охотничьего азарта лисиц. Поспешил рыбак на помощь пернатой страдалице, не дал разорвать ее лисицам, а уж в своей избе подлечил как мог.


Вскоре после этого стали происходить в его холостяцком жилище чудеса. Возвращается рыбак вечером с промысла, а изба вся чисто прибрана, одежда постирана, на опрятном столе хозяина ждет вкусный обед. Дивился рыбак таким переменам в жизни несколько дней, да и рассказал обо всем мужикам из соседней деревушки. Те и верили, и не верили, что такое бывает. А кто-то особенно любопытный даже якобы подсмотрел в его окошко, как подлеченная гусыня, оставшись одна, крутанулась вокруг себя и обернулась красивой девицей, начав по дому хозяйничать.


Теперь уже рыбак, услышав об этом, не знал, чему верить. А тут случилась беда. Как-то смолил он свою лодку и вдруг видит: на его подворье идет стеной невесть откуда взявшийся огонь. Толком не успев сообразить, что делать, кинулся к избе, а из нее выскочила в необычной белой одежде девица-краса и, крикнув, что спасет его, взмыла в затянутое дымом небо. Рыбак изумленно смотрел, как разлетелась ее одежда на пух и перо, да в таком количестве, что показалось, словно снежный буран средь лета пошел. Потом каждое перышко, каждая пушинка стали превращаться в гусей. И замахали они крыльями так мощно и слаженно, что остановили огонь, погнали его в сторону речки, где тот и угас.


Вот с тех пор, гласит легенда, и развелось в этом краю гусей немерено. Долгое время они служили средством к существованию местных жителей, которые торговали не только птицей, но и знатными перинами, пуховыми подушками.


Но годы шли, и постепенно повывелись стаи гусей в поселении, которое образовалось вокруг избы рыбака и названо было, как гласит сказание, по имени его, то бишь Маняузом. Сейчас здесь горластой птицы не больше, чем в других деревнях Азнакаевского района.


Разные времена знавала эта небольшая деревня, в которой и сейчас проживает менее 500 человек. В советскую эпоху здешнее хозяйство хоть и не ходило в лидерах, но считалось относительно благополучным. А вот с середины восьмидесятых годов, особенно в постперестроечную пору, коллективное хозяйство маняузцев на различных районных совещаниях чаще поругивали, нежели хвалили. Чудеса остались в далеком прошлом, да и то, если верить легенде. А рыночная жизнь покатила деревню под горку, поставив местное хозяйство перед перспективой полного развала. Народ, в первую очередь молодежь, потянулся из деревни в поисках лучшей доли, благо до Азнакаева рукой подать. А там – и работа, и стабильные заработки, особенно у нефтяников.


С немалой душевной болью переживали все это старожилы, которые еще помнили, как дружно трудились маняузцы в образованной ими сельхозартели, как ставили хозяйство на ноги. И после, превозмогая хроническую усталость, голод и прочие невзгоды, отстояли свое хозяйство от разрухи в годы Великой Отечественной войны, а потом все укрепляли и укрепляли его. Благодаря чему в конце концов и сделали деревню благоустроенной: c хорошими дорогами, школой, домом культуры, магазином, детскими и иными социальными учреждениями.


Теперь маняузские ветераны вновь воспряли духом. Во-первых, потому, что деревня вошла в состав подсобного хозяйства райсельхозхимии, коллектив которой обещал не просто восстановить прежний потенциал обедневшего хозяйства, но и нарастить его. Во-вторых, в Маняузе уже не прикрываются, а, наоборот, создаются новые произведства. Благодаря разворотливости появившихся здесь фермеров Музиповых.


Глава этого семейства Фирдаус Сагирович еще несколько лет назад работал водителем у нефтяников. Приносил домой хорошие деньги, но решил попробовать себя в предпринимательстве. Начал с того что попроще. Однако коммерция по принципу “купил-продал” ему быстро наскучила, и вложил он деньги в мельницу. Поставил ее в Маняузе с таким расчетом, чтобы и до райцентра, то есть до потенциальных потребителей муки, и до СПК “Какры-Елга” – основного поставщика зерна на помол – было рукой подать. Это минимизировало транспортные расходы.


Получаемую прибыль семья фермеров не стала расходовать на покупку иномарок или отдых на модных курортах, а практически полностью вкладывала в дальнейшее развитие фамильного производства. И уже вскоре в его структуре появилась птицефабрика. В свое время старший сын Музипова Равиль, с детства отличающийся недюжинной смекалкой, соорудил собственными руками мини-инкубатор, работающий на батарейках, вывел в нем нескольких цыплят. И теперь вот вспомнил увлечение школьных лет, решил поставить его на промышленную основу, доказав родителям, что предлагаемый проект весьма перспективен.


Так в крестьянско-фермерском хозяйстве Музиповых появились гуси. Поначалу пятьсот голов, а нынче – уже тысячи. Сперва птицу завозили со стороны, сейчас же гусиное “стадо” пополняется молодняком из пяти инкубатаров, емкостью в четыре тысячи яиц каждый. Наряду с гусятами выращиваются здесь цыплята и птенцы пока еще довольно редких на азнакаевской земле индоуток.


Пока Музиповы обходятся покупными кормами, но планируют производить их самостоятельно – когда поднакопят денег на почвообрабатывающую, посевную технику. Вот тогда и пригодится в полной мере специальность Равиля, который выучился в казанской сельхозакадемии на агронома. А затем потребуются и профессиональные знания его младшего брата Рамиля, пока еще студента заочного отделения строительного вуза. Тем более что глава Азнакаевского муниципального района Мансур Хайрутдинов, поддерживающий местных фермеров, обещал тем же Музиповым помочь с расширением их материальной-технической базы. В частности, с приобретением старой бездействующей фермы под очередное подразделение птицеводческого хозяйства.


Можно было бы, конечно, и не рассказывать столь подробно о хозяйстве Музиповых. Есть в Маняузе и другие, по-своему интересные, люди. Но… в древнем предании, с которого мы начали повествование о деревне, говорится, что если и начнет когда-либо бедствовать Маняуз, то вновь придут сюда благополучие и достаток именно с гусями. Когда прокричат над деревней многократно и многоголосо эти птицы, подобно их крылатым предкам, загнавшим огонь в реку.


Верить легенде или нет, знают ли о ней Музиповы – мне неведомо. Однако вот что интересно: рядом с Равилем и Рамилем все чаще можно увидеть маняузских парней, которые уже не мимоходом, а подробно выспрашивают у братьев про их фермерское житье-бытье да о том, с чего начинать, как потом налаживать свое дело на земле. Недавние выпускники здешней школы Ильдар Исхаков и Ильфат Фатхуллин особенно внимательно присматриваются к тому, как Музиповы организовали птицеводство. Кстати, эта отрасль обеспечила рабочими местами уже восемь жителей деревни.


Так, может, действительно, спасут Маняуз именно гуси? Спасли же они в свое время Рим…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще