Когда-то давно земли нынешнего Кайбицкого района были покрыты сплошными лесами. Среди дремучих чащоб затерялось несколько татарских сел и деревушек, основанных еще в период Казанского ханства. Во второй половине XVI века, после завоевания Казани Иваном Грозным и с началом политики христианизации покоренного края, сюда, в лесную глухомань, проникают новые поселенцы. Одним из таких, согласно преданию, был монах Феодор, пришедший из Нижегородской земли и основавший на берегу Бирли иноческий скит.
В хижине монаха-отшельника
В неспокойные смутные времена, в годы войн, нашествий и жестокости чистые духом люди, чьи сердца и помыслы были обращены ко Всевышнему, стремились оградить себя от греховных соблазнов, уходя в монастыри и принимая постриг. Те же, кто хотел полностью отречься от безумного грешного мира, принимали схиму затворника, поселяясь отдельно от прочей монастырской братии, дни и ночи проводя в уединенной молитве. Бревенчатый сруб из неотесанных бревен, грубое ложе из сосновых досок, икона в переднем углу да Евангелие на столе – так выглядело жилище монаха-аскета. Жизнь отшельника протекала в непрестанном посте и молитве за всех людей, а людская молва разносила в народе славу о различных чудесах, творимых святыми угодниками как во время их жития земного, так и после кончины. Часто впоследствии вокруг таких мест возникали монастыри или крупные населенные пункты. Так вышло и здесь. Вскоре на том самом месте, где поставил свой сруб инок Феодор, возникло крупное село Федоровское. К середине XIX века в нем насчитывалось более сотни дворов и проживало свыше 650 жителей, были церковь Пресвятой Троицы, школа и земская больница. К тому времени жители села, ранее принадлежавшего монастырю, вышли из подчинения обители и обрели статус экономических или “государственных” крестьян. Здесь не было помещиков, а потому имелись все предпосылки для бурного развития ремесел и торговли.
Уж то-то шумели базары в этих краях…
Вскоре Федоровское становится крупным ремесленно-купеческим селом – здесь находились солодовенный завод, 10 молочных лавок, одна водяная и три ветряные мельницы, а также казенная винная лавка – “монополька”, чайная и погреб рейнских вин. С конца XIX века регулярно проводились ярмарки, на которые свозили товар крестьяне и купцы из окрестных сел и деревень. И чего только не было в лавках и лабазах местных торговцев! Гончарные изделия – горшки и миски, конская сбруя – хомуты и вожжи, деревянная и берестяная посуда, овчинные полушубки и валенки, домотканая холстина, мануфактура и ситец, чай, сахар и прочая бакалея, и многое из того, что всегда могло понадобиться в крестьянском хозяйстве. Как свидетельствует “Обзор Казанской губернии”, на Сергеевской ярмарке, состоявшейся в Федоровском в сентябре 1913 года, было продано товару на 60 тысяч рублей. Среди жителей села выделялись своими крепкими хоромами за тесовыми воротами местные купцы – Орловы, Ванягины, Рябинины, Лавровы.
В 1918 году, после революции, в селе образовался комитет бедноты во главе с Николаем Сергеевым. В годы коллективизации в Федоровском раскулачили 45 дворов, пять семей выслали на Север, конфисковав у них все имущество. Впрочем, кое-кто оказался посмекалистей: сумел-таки припрятать нажитое от голодранцев-экспроприаторов. В конце девяностых местные школьники, вскапывая участок под картошку, обнаружили клад серебряных монет на том месте, где раньше находился дом купца Никитина.
От колхоза до инвестора
В семидесятые годы прошлого века колхоз “Память Ленина” считался одним из лучших в Кайбицком районе. Более тридцати лет возглавлял хозяйство Евгений Тутаев. При нем хозяйство переживало период своего расцвета. Ежегодно обновлялся машинно-тракторный парк, росло поголовье на молочной ферме, а среднесуточные надои были самыми высокими в районе. При нем построили три новых свиноводческих комплекса, два новых коровника, мастерскую по ремонту сельхозмашин, автопарк, дом животновода. Тогда же в селе начали строительство детского сада. Возвели Дом культуры, новую школу и первую хоккейную коробку, где занимались юные хоккеисты из клуба “Тайфун”.
Реформы последних лет больно ударили по хозяйству. И тем не менее сегодня, когда на село пришел инвестор в лице компании “Золотой колос”, у людей появилась надежда. Инвестор обновил машинный парк, значительно расширил посевные площади, провел реконструкцию на фермах, установив современное оборудование. Впервые за долгие месяцы безденежья работники бывшего колхоза наконец-то стали получать зарплату. И хотя проблем еще много, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. А это главное.
Не угасает жизнь и в стенах Федоровской средней школы, ученики которой с первых классов работают в подсобном хозяйстве, созданном в 2006 году. Есть здесь и птичий двор, своя мини-ферма, где содержатся три дойные коровы, бык и три теленка. Вся продукция школьного подворья – мясо, молоко, творог, яйца – поступает в школьную столовую и в детский сад. На приусадебном участке выращивают картофель, разбили фруктовый сад. В дни школьных каникул здесь работают учащиеся, которых оформляют на работу через фонд занятости. Так что у федоровских девчонок и мальчишек есть возможность заработать и на школьную форму, и на карманные расходы.
Просто Мария
Так получилось, что жизнь Марии Григорьевны Вахтовой, родившейся и выросшей в Воронежской области, оказалась тесно связанной с селом, затерявшимся средь раздольных полей волжского Правобережья. После учебы в школе поступила на двухгодичные курсы медицинских сестер. За несколько дней до получения аттестата по радио выступил Сталин – объявил о начале войны.
– Мы тогда с подружкой к военкому пошли – заявление писать, чтобы идти на фронт добровольцами, – вспоминает Мария Григорьевна. – А он нас выгоняет – идите отсюда, ваш год не подошел.
Но в конце концов на фронт Мария попала – в 25-ю гвардейскую дивизию, в артиллерийский полк. Была санинструктором артбатареи, вместе с которой прошла по огненным фронтовым дорогам Украины. Не раз приходилось выносить раненых с поля боя.
– Бывало, идет полк в наступление – мы следом, – вспоминает Мария Григорьевна. – На боку – санитарная сумка, на другом – фляжка со спиртом, в руках – плащ-палатка. Уложишь на нее раненого и тащишь в укрытие. Иной раз так из сил выбьешся – ничего не помнишь… Так вот и воевала…
Здесь же, на фронте, встретила Мария свою судьбу и любовь. В сорок втором убило командира батареи. Новый командир, тогда еще совсем молодой лейтенант Алексей Вахтов, сразу пленил сердце юной красавицы медсестры. В одном из боев получил осколочное ранение в голову, после госпиталя снова вернулся в строй. Вместе с ним Мария прошла по огненным дорогам войны, деля все тяготы и радости фронтовой жизни. О боевых заслугах старшего лейтенанта красноречиво говорят его награды – два ордена Отечественной войны и орден Красного Знамени, а также густой ряд медалей. Боевые награды есть и у Марии Григорьевны. День Победы молодые встретили в Будапеште – фронтовой роман закончился свадьбой.
После войны вернулись в Федоровское. Мария работала медсестрой в федоровской больнице. Сначала ютились у свекрови, затем через Министерство здравоохранения оформили ссуду на строительство нового дома. Строиться помогали и родственники, и односельчане. К тому времени вырос и женился сын, подрастала дочка. Казалось бы, живи и радуйся, внуков нянчи – их у Вахтовых пятеро. Увы… Ударов судьбы избежать не удалось. Сначала в возрасте 50 лет скоропостижно умирает старший сын, а спустя 4 года – дочь. Ни с чем не сравнимое горе подкосило и мужа Марии Григорьевны – он скончался два года назад. Трудно передать словами, что пришлось пережить этой женщине. И все же она не сломилась. На помощь вновь пришли односельчане. Помогли ей добрым словом и добрым делом люди. Люди села, которое стало для нее родным.