Дивный вид открывается с крутояра на село, раскинувшееся в долине небольшой речки. Долина эта издавна известна своими звонкими родниками, питающими речку Солонку, правый приток Казанки. Не так давно местные школьники – члены экологического кружка составили карту родников, обнаруженных в окрестностях села Большие Ковали. Как выяснилось, их здесь более пятидесяти. Самый известный находится в центре села, возле нового моста, там, где много лет назад основали поселение переселенцы из Казани.
По одной из версий название села происходит от искаженного татарского слова “куали” – “гонимые”, поскольку, как гласит предание, первые здешние поселенцы покинули обжитые места и пришли сюда после покорения Казанского ханства. А уж потом татарское название переиначили на русский лад царские дьяки-писцы, обозначив его в своих бумагах как Ковали. Кстати, кузница в Больших Ковалях тоже была, но не сохранилась. Старожилы показали мне место на берегу речки, где раньше бухали тяжелыми молотами по наковальням молотобойцы. Звон их перекликался с звонким журчанием родников, откуда местные жители брали воду.
Страницы прошлого листая…
Славилось село не только своими кузнецами, но и мастерами по пошиву обуви – ковалинские сапожники обували все соседние села в округе. Изготовляли и конскую сбрую – вожжи, подпруги, хомуты и седелки. Кожевенный промысел возник здесь не случайно – большинство переселенцев, покинувших Казань после ее захвата Иваном Грозным, были ремесленниками и, обосновавшись на новом месте, открыли свои мастерские: кожевенные, кузнечные, гончарные.
Вместе с ремесленным людом, покинувшим столицу бывшего ханства, на территории Заказанья обосновался и цвет тогдашней науки и культуры. Земля эта дала миру немало имен ученых и просветителей, писателей и поэтов. В селе Большие Ковали до революции действовала духовная школа при мечети – медресе, возглавляемое известным в округе Габдеш-хазратом. А в соседнем селе Малые Ковали родился и провел юные годы ученый-богослов и реформатор XIX века, настоятель одной из казанских мечетей и редактор газеты “Религия и нравственность” Галимджан Баруди. Об этом мне рассказали учащиеся и педагоги большековалинской средней школы, которая, кстати, пройдя отборочные туры среди школ республики, в этом году участвовала в национальном проекте “Образование”. Выиграв грант, школа получила из федерального бюджета миллион рублей на модернизацию и внедрение инновационных технологий. Последним руководство школы уделяет первостепенное внимание. Согласитесь, не у каждой сельской школы есть сегодня свой сайт в Интернете, а вот у большековалинской таковой имеется.
Много интересного об истории древнего села могут поведать экспонаты школьного музея. Здесь, например, хранится берцовая кость мамонта, которую случайно обнаружили под двухметровым слоем земли при строительстве дамбы через реку Солонку. А старинный кувшин из белой глины, залежей которой нет в округе, был, вероятно, привезен сюда из древнего Булгара.
Любопытный экспонат – монета с арабской вязью, найденная местными краеведами.
Все эти факты наряду с древними памятниками на старинных кладбищах-зиратах окрестных сел, некоторые из которых датируются XIV и первой половиной XV веков, дают веские основания полагать, что места здешние были населены задолго до завоевания Казани Иваном Грозным. В общем, есть тут над чем поработать историкам и этнографам. Нынешних же большековалинцев больше беспокоит не прошлое, а настоящее и будущее их древнего села.
С таким инвестором жить можно
Реформы середины девяностых не могли не коснуться бывшего колхоза “Чулпан”, в недавнем советском прошлом – передового животноводческого хозяйства. О необходимости преобразований здесь заговорили одними из первых в республике – еще в 1998 году на базе бывшего колхоза создали ООО “Большие Ковали”, скооперировавшись с инвестором. Новый совладелец хозяйства – известная компания ЗАО “Татгазинвест” – за пять лет сделала для села немало. В короткий срок здесь построили и запустили цех по производству и розливу пакетированного молока, которое успешно реализовали в магазинах Казани. Возвели мини-мельницу, которая сегодня производит до трех тонн муки высшего сорта в сутки. Существенно обновили и машинно-тракторный парк хозяйства, приобретя по лизингу два новых комбайна и два трактора. Отремонтировали крытый зерноток. Заметную помощь оказал инвестор и при оформлении банковских кредитов на закупку ГСМ и минеральных удобрений.
До сих пор жители села с теплотой вспоминают генерального директора компании Рашида Сахапова. Благодаря инвестору сельчане обрели надежду. К сожалению, два года назад у компании возникли проблемы финансового характера, ООО пришлось ликвидировать. После этого какое-то время был на селе еще один инвестор, однако, не найдя общего языка с сельчанами, быстро ретировался.
В этом году у бывшего колхоза объявился новый хозяин – частный предприниматель из Казани. Судя по первым шагам, начал неплохо: своевременно подготовился к севу, обеспечив механизаторов горючим и удобрениями. Обновил поголовье на ферме, закупив 20 голов нетелей. Похоже, планы у нового хозяина большие. Как дело пойдет дальше, покажет время.
Из глубины души мои стихи…
Свернув с асфальта на грунтовку, наша машина притормозила у бревенчатого дома с оконцами в синих наличниках. Пожилая бабуля в нарядном платье и белом платочке, приветливо улыбаясь, встречает нас у калитки. Суфия Файзрахмановна Сафина – личность известная. И не только в родном селе. Несколько лет назад ее стихи появились на страницах республиканских газет и журналов. Что же касается сотрудников местной районной газеты, то они частые гости в доме Суфии-апы, ведь сама она так и не овладела грамотой, зато свои стихи, идущие, что называется, от сердца, помнит наизусть.
Так получилось, что в школе проучилась она всего полгода. Рано умер вернувшийся с финской войны отец, оставив вдовой мать и сиротами четырех детей. С одиннадцати лет пришлось Суфие работать в колхозе – летом пасла свиней, зимой помогала матери на ферме. В годы войны жили голодно. Не хватало хлеба, питались крапивой и лебедой, гнилой картошкой. Уже после войны работала весовщицей на колхозном складе, поварихой на полевом стане. Готовила завтраки и обеды для трактористов и комбайнеров – те до сих пор вспоминают ее наваристые щи и каши. В трудные годы лишений у девочки пробудилась потребность излить все наболевшее на душе в стихах. Строфы и рифмы рождались сами собой, Суфия мысленно сплетала этот словесный узор, много раз повторяя про себя только что родившееся стихотворение. Сначала окружающие к этому отнеслись как к чудачеству, однако вскоре обратили внимание и пригласили к сотрудничеству в местной газете. С тех пор началась ее дружба с журналистами, которые помогли выйти на республиканские издания.
И, как знать, может, со временем найдется спонсор, который поможет выпустить сборник ее стихов – их за семьдесят с лишним лет у Суфии-апы накопилось великое множество. В ее стихах – шепот листвы молодых березок за околицей родного села и шорохи летнего дождя чередуются с названиями окрестных лугов, родников и речки Солонки. И все они связаны единой нитью – темой любви к родной земле, на которой живут и трудятся ее односельчане.