Село под тремя соснами

Косолапый мишка с топором в передних лапах старательно отесывает бревна нового янтарно-желтого соснового сруба.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Косолапый мишка с топором в передних лапах старательно отесывает бревна нового янтарно-желтого соснового сруба. Так выглядит сегодня проект нового герба Балтасинского района. Бурый медведь – обитатель дремучих лесов, некогда густо покрывавших территорию района, – символизирует трудолюбие и силу. Фигуру этого лесного зверя, искусно вырезанную из дерева, преподнесли балтасинцы Президенту Шаймиеву в феврале этого года. Появился полновластный владыка лесов на новом гербе района далеко не случайно.


Земля большого медведя

Так получилось, что земли района с глубокой древности населяли люди разных национальностей: татары, марийцы, удмурты. Труднопроходимые леса, покрывавшие территорию района, были одним из препятствий на пути тех, кто осваивал эти земли, корчуя под пашню вековые сосны, вырубая чащобы, в которых в изобилии водились волки, лисы, кабаны, зайцы и прочая дичь. Ими промышляли здешние мергены-охотники. Но главным хозяином лесного царства был, конечно же, медведь. Как полагают некоторые исследователи, этот могучий всеядный хищник считался тотемным животным у многих угро-финских племен. “Бола балта” – “большой медведь” – так на одном из местных наречий называют владыку непроходимой чащи. Видимо, с этим и связано название района. Хотя, как полагают другие исследователи, слово “балта” имеет тюркские корни.


Три топора

Помню, еще в детстве мама читала мне татарскую сказку о дровосеке, случайно утопившем в лесном озере топор. Увидев это, русалка решила помочь ему и вынесла из глубины озера “алтын балта” – золотой топор. Однако дровосек не взял его, продолжая горевать по своей утрате. Вынесла русалка серебряный топор, но и на него дровосек даже не взглянул. И лишь когда водяная красавица вернула ему обычный плотницкий топор, обрадовался дровосек, а на вопрос русалки, почему же он отказался от двух первых, ответил так: “Если будет у меня в руках мой топор, то на золотой и серебряный я уж себе обязательно заработаю…”


Сказку эту я вспомнил, оказавшись на берегу живописного озера Каракуль, что расположено в нескольких километрах от села Сосна, которое раскинулось вдоль берега речушки с таким же лесным именем – Сосновка. Вспомнил не случайно, поскольку живут в селе Сосна замечательные люди, трудом прославившие родные места.


Кузнец Сарвар-апа

Эту пожилую женщину в селе знает и стар и млад. Да и как не знать, если ее именем названа главная улица села. Сарвар Нафикова (на снимке) – первая на селе женщина-трактористка, награжденная Золотой Звездой Героя за доблестный труд. В свои восемьдесят два года она по-прежнему выглядит бодрой и подвижной, охотно беседуя с соседями и приезжими: ее часто увидишь то у сельского магазина, то у колодца. Улыбаясь, вспоминает молодые годы:


– Как только в колхоз пришли первые трактора, нас зачислили на курсы при МТС. Свой первый трактор помню хорошо: неуклюжий ХТЗ с огромными железными шпористыми колесами. У него и кабины-то как таковой не было, лишь сверху крыша вроде зонтика. А ведь и в дождь, и в непогоду пахать приходилось – куда денешься?


Помню, в сорок втором, в войну, пришлось осенью на уборке работать. Когда запускала двигатель, заводная рукоятка в обратную сторону крутнулась, да прямо мне по руке со всего маха… От боли в глазах потемнело, едва сознание не потеряла. Подбежали люди, привели в чувство, помогли двигатель запустить… Что делать? Надо в поле выезжать, а у меня рука едва шевелится. Кое-как подвязали бинтами к дощечке – от локтя до ладони, чтобы кость поврежденную особо не тревожить – и за руль. Так со сломанной рукой и работала: воду в радиатор мне подруги помогали заливать…


А в 1954 году пришлось Сарвар-апе стать самым настоящим кузнецом. Прежний колхозный кузнец умер, вот председатель и поставил ее к кузнечному горну и наковальне: раньше, мол, с железом дело имела, значит, и тут справишься… Пришлось освоить и это нелегкое дело. Работала не хуже опытного молотобойца: иной раз перед весенним севом из кузницы домой возвращалась за полночь – готовила зубья для борон, железные ободья для тележных колес, подковы для лошадей.


На груди у Сарвар-апы поблескивает Золотая Звезда Героя – награда за доблестный труд. Несмотря на преклонный возраст, она полна энергии – не привыкла сидеть без дела. Даже слышать не хочет, чтобы местные власти водопровод ей в дом провели, – иначе, говорит, совсем обленишься, из дому не выйдешь…


– Сколько себя помню – всю жизнь работала, даже после пенсии. Так и замуж не вышла, хотя женихи у передовой трактористки были, – смеется Сарвар-апа. – Сейчас живем вместе со старшей сестрой – ей уже больше 90 лет.


Вместе с сестрой воспитали приемную дочь Гульсур, у которой сегодня подрастают свои дети – сын и две дочери. Сарвар-апа любит их как родных внуков, ждет не дождется, когда приедут погостить. И дочери помощь оказывает, и внучатам, – недавно, например, ей как ветерану местные власти “Оку” подарили, а она ее зятю презентовала. И вообще, помогает им как может. Пенсии Героя Социалистического Труда на жизнь хватает, почему не помочь?


Сарвар-апа провожает нас до ворот, улыбаясь, машет рукой. А я все никак не могу забыть ее руки. Руки удивительной женщины-труженицы.


Страницы прошлого и настоящего

Село Сосна возникло на берегу тогда еще безымянной речушки – левого притока реки Шошма. После разрушения Аксак-Тимуром Болгар сюда переселились предки современных татар. Раньше здесь, в окрестностях соснового бора, находилось небольшое марийское поселение. Кстати, слово “сасна” в переводе с марийского – “родник”. Прибывшие на новое место переселенцы ставили свои избы вдоль речного берега, так что поначалу село напоминало одну большую улицу, протянувшуюся почти на пять километров. Постепенно сосновый бор, обступивший речку и избы первых поселенцев, отступил, освободив место под пашню, но сохранил о себе память в названии села, которое условно делилось на три части: Верхняя Сосна, Средняя и Нижняя. Село к середине XIX века считалось самым крупным в округе и насчитывало более 2200 жителей, так что человек приезжий, случайно оказавшись в селе, вполне мог заблудиться в трех соснах. Одних только мечетей здесь когда-то было целых пять.


В школьном музее села Сосна мы узнали о его истории немало интересного. Например, о том, что нынешний президент академии наук РТ Ахмет Мазгаров – родом из этих мест, а его отец был местным муллой. Правда, в годы советской власти и гонений на религию, когда повсеместно закрывались и разрушались мечети, об этом старались не упоминать. Сегодня, когда в республике вновь восстанавливаются храмы, звучит по пятницам над древним селом протяжный голос муэдзина, нараспев читающего азан. Он раздается с высоты минарета новой мечети, построенной в селе недавно во многом по инициативе Ахмета Мазгаровича в память о своем родителе, учившем когда-то местных ребятишек основам веры отцов, которые основали здесь в давние времена село с лесным именем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще