Родина “бабьего бунта”

Даже на земле Татарстана, имеющего многовековую историю, не так уж много древних городищ 700-летнего возраста.

Даже на земле Татарстана, имеющего многовековую историю, не так уж много древних городищ 700-летнего возраста. Одно из них – городище булгарской, а позже – золотоордынской крепости Тубылгы Тау в Новошешминском районе. Его площадь – почти 20 тысяч квадратных метров. Одно только кладбище древнего города раскинулось на огромной территории. Здесь сохранились надмогильные камни 1350 года. И найден фундамент древнего мусульманского мавзолея.


Тубылгы Тау – Святая гора

В результате раскопок археологи установили, что здесь, на левом берегу реки Шешма, на обрывистом мысу когда-то возвышалась крепость, обнесенная валом с бревенчатыми стенами, окольцованная двойными глубокими траншеями, следы которых ведут к реке. Судя по всему, строители крепости использовали воды Шешмы для защиты городских стен.


Как утверждают археологи, крепость погибла в огне пожара при вражеском штурме. Только было это, видимо, еще задолго до прихода сюда русских войск Ивана Грозного. Останки защитников крепости свято оберегались местными жителями, которые из поколения в поколение передавали потомкам старинную легенду о “Святом кладбище”. Правда, с установлением Советской власти многие потеряли уважение к памяти предков. Древний зират был срыт бульдозерами, и сегодня здесь разрабатывается песчаный карьер. Не уберегла святые могилы от поругания и находка древнего булгарского меча, который случайно обнаружили в ходе разработки карьера. Да и сегодня государству и местным властям, судя по всему, оберегать историю недосуг. Хотя далеко не всем безразлична судьба славного прошлого родного села. Недавно сельчанин Я.Каримов написал письмо в районную газету с требованием прекратить святотатство и убрать бульдозеры от святых могил. Услышат ли его голос власть предержащие?


Пока же работающим здесь археологам остается только констатировать факт, что одна из древних святынь стала песчаным карьером. Еще немного, и следы древнего городища Тубылгы Тау исчезнут навсегда.


Сельские бунтари

В истории села немало героических страниц, которые уникальны не только для Татарстана, но и для России. Именно в селе Тубылгы Тау был особенно заметен дух сопротивления политике властей.


Началось с того, что в XVII веке запрещено было казанским татарам иметь свои кузницы. Из железных вещей местным жителям разрешалось иметь только по одному топору на семью. Жители Тубылгы Тау решили действовать хитростью. Русского кузнеца Никиту уговорили поселиться на окраине села, построили ему дом и кузницу. Так и пустил корни русский мастер среди татар. Его потомки образовали целую улицу, которую в селе так и называют поныне – “русский конец”. В надежде спастись от имперских репрессий, местные крестьяне даже свое село переименовали в Верхнее Никиткино. Не помогло.


В 1864 году доведенные до отчаяния насильственной христианизацией мусульмане села похитили столб с иконами и без разрешения властей построили мечеть. Уездный исправник Кривошеев доносил в Казань, что сельчане не позволяют опечатать мечеть и просят дозволения молиться в ней на благо царя Александра Николаевича. Ответ из министерства внутренних дел Казанской губернии был неумолим: “Татары этой деревни должны состоять в христианстве”. Инициатора строительства мечети Галима Самигуллина сослали в казахские степи.


Разрешение на открытие мечети было получено лишь в 1906 году, уже после первой русской революции. Тогда же при мечети была открыта школа, просуществовавшая в первоначальном деревянном здании до XXI века.


Колхозные амазонки

Бунтарский дух сельчан Тубылгы Тау проявился и в годы коллективизации. Первый колхоз в селе был создан в 1929 году. Записалось в него 12 хозяйств. Как полагается, сдали в общий амбар все зерно, свели весь скот в одну ферму, начали новую жизнь. Но через год представители народной власти потребовали от колхозников почти половину собранного урожая и заготовленного мяса. Почесали мужики затылки, да делать нечего: знали, что сопротивляться новому порядку рискованно. Помнили односельчан Хасаншу Ахметшина и Юсупа Галеева, расстрелянных в 1919 году за участие в восстании против красных. Но колхозницам помнился и голод двадцать второго года, когда, оставшись без зерна, вымирали целые деревни. Сработал инстинкт самосохранения – начался самый настоящий “бабий бунт”, почти как у Шолохова в “Поднятой целине”. Двенадцать наиболее активных женщин-колхозниц в марте 1930 года самовольно захватили коллективный амбар, поделили по справедливости зерно, забрали по домам и скот. И даже вернули дома тем, кто был раскулачен в свое время по решению местного комитета бедноты.


Конечно, такая “революция” продержалась недолго. Уже 4 июня 1930 года чекисты арестовали “организаторов массовых антиколхозных выступлений” – 68-летнего Юсупа Натиева и 56-летнюю Гайшу Харисову – и сослали их в Архангельск. Видимо, после этого волнения все же не утихли, и 23 марта 1931 года арестовали и осудили за “подрывную деятельность” еще 8 крестьян. Опять не помогло. Пришлось устраивать показательный суд еще над семерыми сельчанами. Правда, тогда обошлось без высшей меры. Позднее, в 1937-м, одного из вернувшихся из тюрьмы бунтарей – Шамшувара Шамгунова – расстреляли.


О том, насколько энергичными были и остаются женщины Тубылгы Тау, говорит такой факт: свидетельница тех далеких событий Шамшеруй-апа Яруллина в 2005 году на своем 100-летнем юбилее плясала с председателем райсовета Наилей Закировой.


Ревнители традиций женского бунтарства из числа представителей прекрасной половины человечества в селе не перевелись и поныне. В


90-е годы прошлого века на всю республику был известен сельский женсовет, возглавляемый неутомимой Мусалией Хабибуллиной. Педагог с многолетним стажем, кавалер ордена “Знак Почета”, Мусалия Вагизовна приучила односельчан к мысли о том, что сумеет отстоять права каждого из них, помочь любому, будь то обижаемая пьяным мужем хозяйка или же забытые и брошенные внуками на произвол судьбы старики.


Сегодня одна из продолжателей тех традиций – завуч сельской школы Минзифа Раузеевна Сабирова.


Живая история

Нельзя сказать, что мужчины села когда-либо в чем-то уступали своим женам. Один из ветеранов войны – Минзагир Тагирович Тагиров – отметил недавно свой 90-летний юбилей. И ему было что вспомнить. В 6 месяцев осиротел, оставшись без отца, погибшего на фронте в годы Первой мировой войны. В 20 лет стал продавцом сельмага, но за “недостачу” в 150 рублей был осужден и три довоенных года “строил БАМ” в Бурятии. С 1940 года – в Красной Армии. Войну встретил на западной границе, попал в окружение в 1941-м, затем с боями прорывался к своим. Всю войну прошел в составе орудийного расчета 76-миллиметровой пушки. Несколько раз был ранен. 2 мая 1945 года встречал на Эльбе союзников-американцев. А после объявления победы еще участвовал в боях за освобождение Праги. В послевоенные годы пахал землю на тракторе-“сталинце”, работал учетчиком в родном колхозе. Вырастил 6 детей, заимел 14 внуков, дождался и правнуков. Именно о такой судьбе мечтали его братья и 118 односельчан, не вернувшиеся с фронта…


Добрые традиции тракториста Тагирова продолжил механизатор Сунгат Нургатин, признанный в 1980 году лучшим трактористом района. Это он не раз поднимал перед районным начальством вопрос о строительстве новой школы в селе. Правда, ждать этого события сельчанам пришлось до 2006 года. Получилось, как в известной поговорке – лучше поздно, чем никогда… Хорошо еще, что есть, кому учиться в новой школе. Не вся еще молодежь разбежалась из села. Значит, жива надежда на то, что есть у родины “бабьего бунта” будущее.


Михаил ЧЕРЕПАНОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще