Цена “женского вопроса”

В отношении выбора будущей супруги все лица мужской национальности делятся, как правило, на две категории.

В отношении выбора будущей супруги все лица мужской национальности делятся, как правило, на две категории. Для одних выбор жены вырастает в целую проблему, иногда на всю оставшуюся жизнь. Для других такой проблемы вообще не существует.


К какой категории уважаемые лица себя относят, решает каждый за себя. Но у русского народа на этот счет есть хорошая поговорка: “Пока умный думает, дурак сто раз женится”. Такой вот диагноз.


Среди моих добрых знакомых есть и те, и другие. С одним я перезваниваюсь, и довольно часто, но всякий раз, взявши трубку, с минуту слушаю на том конце провода отзвуки яростного семейного скандала. Так и представляю, как мой знакомый, назовем его условно Витек, стоит возле телефона со снятой трубкой и – доругивается… Наконец:


– Алле?


А дальше вот такой разговор:


– Витек, это ты с Мариной лаешься? Вы же полгода назад дышать друг на друга не смели.


– А, нет! Это Татьяна. Я женился недавно. Ты что, не знал?


– Опять?!


– Ну…


– Это в который раз? Если не коммерческая тайна, конечно.


Пауза. Считает.


– Шесть раз… кажется.


– Угу. А не надоело? Жениться?


Витек (хотя и дважды дурак), но с юмором:


– А я, – говорит, – больше ничего не умею.


Короче, проблем с выбором жены у человека не было и нет. Проблемы скорее в другом: исполнительные листы, сокрытие доходов, левые приработки, конспиративные квартиры и прочие издержки семейного производства. Вторая категория “женихов”, а это либо закоренелые холостяки, либо разведенцы, однажды обжегшись на молоке, потом всю жизнь дуют на воду и к следующему шагу относятся крайне осторожно. Поэтому как ни крути, а с выбором жены у обеих категорий большие проблемы, и еще не известно, у кого их больше.


В свое время М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Мужчины, рассуждая о “женском вопросе”, только ценою величайших усилий могут воздерживаться от интонаций игривого свойства”. Замечание, согласитесь, тонкое. Но такова уж природа отношений между мужчиной и женщиной, поэтому мы в наших рассуждениях нарушать традицию тоже не станем.


Итак, проблема выбора жены (а это, безусловно, “женский вопрос”) стара как мир. И всякий народ, начиная с сотворения мира, решал эту проблему по-своему. Древние греки, например, о будущих женах говорили так: “Некрасивая жена – наказание, красивая – всеобщее достояние”. После свадьбы они никогда с женами не церемонились: запирали раз и навсегда в гинекей (женская часть дома), чтобы жена прилежно управлялась с хозяйством и занималась воспитанием детей. Даже на рынок за продуктами отправляли рабыню, жене за порог выходить не дозволялось. На пирушках (пардон… на пиршествах) компанию эллинам составляли опять-таки не жены, а либо хорошенькие рабыни, либо гетеры – свободные, прекрасно образованные женщины легкого поведения, которые не имели права вступать в брак. Хотя исключения, конечно, были.


Гетеры у греков – это примерно то же самое, что у японцев гейши. Законная японская жена прав имела не больше, чем служанка или рабыня. Если она и появлялась на мужской половине, то непременно подползая к хозяину-мужу на коленях, носом в пол. Подавала чашку с сакэ или суши и все так же, не поднимая глаз на властелина, уползала, открывая дверь задом.


Мусульманский мир решил “женский вопрос” еще проще. Мужья надели женам на голову черный мешок до пят и запретили раз и навсегда высовывать оттуда нос. По крайней мере, на людях. Непослушных побивали камнями. Если жена старилась, мусульманин женился на молоденькой и, конечно, сразу надевал на нее мешок. Сколько жен, столько и мешков, никаких исключений. Зато жен своих законных на произвол судьбы не бросали.


Славяне (язычники) своих жен тоже не бросали. Даже на том свете. Если князь погибал или умирал, всех его жен побивали и закапывали в одной с ним могиле.


Павел Федотов. "Сватовство майора"А вот цитата из “Домостроя”, так называемое поучение: “Подобает мужьям поучать жен своих с любовью или же с соразмерной ея вине наказанием; жены мужей своих вопрошать обязаны о всяком благочинии, как душу спасти перед Богом, как мужу уноровити и дом свой в добре содержати и во всем мужу покорятися: что он накажет, то с любовью и со страхом внимати и творити по его наказанию… Жена да убоится мужа своего”.


Чтобы это все не казалось вам пережитками прошлого или ортодоксальной бредятиной, позволим себе процитировать некоторых наших великих гуманистов ХIХ века.


“Мужчина для исполнения воли Бога должен служить Ему и в области физического труда, и мысли, и нравственности. Для женщины средства поклонения Богу преимущественно и почти исключительно – дети. Потому что кроме нее никто не может этого сделать”.


“Идеальная женщина, по мне, будет та, которая родит, выкормит и воспитает наибольшее количество детей, способных работать для людей, по усвоенному ей миросозерцанию. Для того же, чтобы усвоить ей высшее миросозерцание, мне кажется, нет надобности посещать курсы, а нужно только прочесть Евангелие и не закрывать глаз, ушей и, главное, сердца”. (Граф Л.Н. Толстой)


“Семейная жизнь – все для женщины, для нее другой жизни нет”. (И.С. Тургенев)


“Быть доброй женой и особенно матерью – это вершина назначения женщины”. (Ф.М. Достоевский)


А теперь давайте подумаем: откуда такое поразительное сходство в мыслях, в действиях, в религиозных верованиях у разных людей, у совершенно не похожих один на другой народов на протяжении тысячелетий по отношению к женщине? К ее, на первый взгляд, угнетенному социальному положению? На этот вопрос существует только один ответ: подобное положение женщины обусловлено могучим инстинктом сохранения человеческого рода.


Чтобы было понятнее, снова обратимся к историческим примерам. Снова к опыту Древней Греции. В демократических Афинах никакой демократии по отношению к женщине не было, жесткая деспотия (см. выше). Теперь Афины (по сути, бывший райцентр) – столица всея Греции. Зато в деспотической Спарте женщина обладала полной свободой и всеми гражданскими правами наравне с мужчиной. И где теперь Спарта? От великого, самого могущественного города Эллады не осталось к настоящему времени даже руин.


Еще один великий народ – скифы, наголову разгромившие персидского царя Дария с его огромным войском. Института семьи у скифов не было вообще. Возвращаясь из похода, мужчина-воин вешал свой колчан на оглоблю той кибитки, где жила приглянувшаяся ему женщина. Если к ночи колчан исчезал, значит, женщина ответила согласием. Конечно, на одной оглобле мужики могли повесить с десяток колчанов, но все равно доступ к телу имел только тот, чей колчан она уносила в кибитку.


И где теперь великий народ, кочевавший на плодороднейших просторах Северного Причерноморья?.. Исчез с лица земли. В земле остались только золотые гребни, кольца, наручи и прочие украшения, исполненные в так называемом зверином стиле.


Наконец, и вовсе абсурдный пример. Государство амазонок во главе с царицей Пентисилаей. Свободолюбивые дамы в одночасье вырезали и отравили всех своих мужчин, а для продолжения рода совокуплялись исключительно с рабами. Новорожденных девочек оставляли жить, а мальчиков топили… Государство амазонок не сумело пережить даже срока, отпущенного их царице Пентисилае, и исчезло с лица земли. Ученые поныне гадают, где, собственно, это царство-государство находилось? То ли в Бактрии, то ли на землях савроматов, а может, и вовсе в джунглях Амазонии?


Чем не пример для наших оголтелых феминисток во главе с Марией Арбатовой?


К сожалению, в ХХ веке западная цивилизация утратила инстинкт самосохранения. Крепкая, патриархальная семья начала повсеместно исчезать. И если в Европе это происходило стихийно на фоне растущего экономического благополучия, то в крестьянской России патриархальный быт разрушали сознательно и планомерно. Не станем вдаваться в подробности, но результат на нынешний день примерно одинаков. Европа вымирает. Россия на фоне повальной нищеты вымирает фантастическими темпами. “Женский вопрос”, словно джинн из бутылки, получив свободу и гражданские права, уничтожает все вокруг себя. И… самоуничтожается. Гражданские браки, неполные семьи, единственный ребенок в семье, два брака на три развода; жуткий эгоизм и желание пожить для себя; на одного родившегося три покойника; в России снова многомиллионная беспризорщина, брошенные в роддомах младенцы, наркота, пьянь, самоубийства; женщины ведут себя, как храмовые проститутки… словно открылся ящик Пандоры. А на вымирающие территории уже хлынули орды пассионариев из Китая, Средней Азии, с Ближнего Востока и Северного Кавказа, сумевшие сохранить свои патриархальные устои.


Сегодня у Парижа арабское лицо, улицы сплошь пестрят хиджабами и зелеными повязками. Берлин начинает напоминать турецкий базар. В Штатах затурканные феминистками ковбои ищут спутниц жизни по всему миру. В Москве люди с голубыми глазами давно побираются в подземных переходах, но, даже нищенствуя во Христе, работают не на себя, а на усатого пассионария…


Такова цена “женского вопроса”.


Так как все-таки выбрать себе жену? Скажем честно: не знаем. На наш взгляд, ситуация необратима. Загнать джинна обратно в бутылку еще никому не удавалось. Просто помните: вступая в брак, вы делаете первый шаг к разводу. Это расплата за гражданские права женщин. Поэтому попытайтесь относиться ко всему происходящему с юмором. Как Витек.


Впрочем, пару советов желающим вступить в брак мы, конечно, дать можем. В конце концов, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.


Совет первый. Не следует вступать в брак по любви… Только, ради бога, не делайте круглые глаза. Есть мудрая русская пословица, которую все знают, но почему-то не хотят воспринимать всерьез: “Любовь зла, полюбишь и козла”. Или козу. Злополучный Витек, кстати, влюблялся и любил каждую очередную жену абсолютно искренне. Но однажды, проснувшись, вдруг понимал, что рядом с ним лежит коза рогатая. И требует невероятного. “Не хочу быть крестьянкою, хочу быть столбовою дворянкою… Не хочу быть столбовою дворянкою, хочу быть…” и так далее. Дурная бесконечность. Поначалу Витек туда, Витек сюда, но золотой-то рыбки у нашего Витька нет. Что делать, не знает. А в доме ор, драки – и вдруг мужик понимает, что надо делать ноги. И делает. Вместо того, чтобы, как правоверный мусульманин, надеть бабе мешок на голову и запретить высовывать оттуда нос.


У русских к вступлению в брак подходили очень серьезно. “Жена не лапоть, с ноги не сбросишь”, – говорили. И выбор жениха (невесты) самим молодым не доверяли. Для этого существовал институт свах – опытные тетки с хорошей репутацией, которые знали всех и вся: отца, мать невесты, всех родственников по той и другой линии до седьмого колена, чем владели, чем болели, какого чину-звания, каких ребятишек вырастили и т. д. Потом кандидатуру обсуждали с родителями, родители с родственниками и утверждали на семейном совете. Только после этого засылали сватов. А молодых если и спрашивали, то скорее для порядку. Говорили: “стерпится – слюбится”, так оно и случалось обычно. Поэтому слова “любить” не было в семейном обиходе. Муж и жена “жалели” друг друга, заботились. А любовь, как правило, преходяща. Иной раз длится не дольше медового месяца.


Совет второй. Скорее, даже не совет, а констатация факта. От нашего с вами выбора, господа мужики, уже давно ничего не зависит. Окончательный выбор теперь делают женщины, а нам на брачном токовище остается только распушать хвосты павлинами и пытаться произвести на дам впечатление. Совсем как в дикой природе. Поэтому прав был Поэт:


Да, скифы мы! Да, азиаты мы!


С раскосыми и жадными очами!


P.S. Есть, правда, еще одна категория лиц мужской национальности. Подкаблучники. Эти люди женятся раз и навсегда. Но, как говорил граф Л.Н.Толстой, при нынешнем состоянии “женского вопроса” всякая счастливая семья по-своему несчастна.


От редакции. Лауреат Державинской премии, писатель и драматург Лев Афанасьевич Кожевников в эти дни отмечает свой 60-летний юбилей. От души поздравляем его, желаем счастья, здоровья, творческих успехов и долголетия.


Лев КОЖЕВНИКОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще