История волжского города Тетюши известна сегодня лишь узкому кругу специалистов-краеведов. Даже в сознании тех, кому знакомо это название, прочно укрепилось представление о Тетюшах как о захолустье, провинциальном городишке с патриархальным укладом жизни. Ходила даже поговорка: “В Тетюшах городничий лапти плел”. Но так случилось, что именно в этот медвежий угол потомки древнего дворянского рода польского происхождения Марута-Сукало-Краснопольские привезли в 1917 году дорогой рояль знаменитой немецкой фирмы “Беккер”. Приобретение рояля стало кульминационным событием в жизни семьи, оказавшей наряду с другими представителями тетюшской интеллигенции заметное влияние на культурный облик провинциального городка.
В одном их последних энциклопедических словарей “Города России” о Тетюшах содержится весьма скудная информация. “Тетюши – районный центр. В конце XIX века в Тетюшах имелось 4 церкви и мечеть, были открыты уездное училище, женское училище, татарское училище для мальчиков, женское медресе, земская больница, детский сиротский дом, богадельня. Основным занятием жителей были торговля хлебом, рыболовство, обслуживание пристани”.
Это описание вызвало справедливое негодование уроженца Тетюшей 1914 года – Олега Михайловича Маруты: “Где мужская и женская гимназии? Где учительская семинария? Школа кройки и шитья? Городской театр? Краеведческий музей? Народный дом? Четыре (не менее) “паровые” (дизельные) мельницы? Чего стоила, к примеру, одна мельница Колсановых (“вальцовая”, как ее называли), моловшая “крупчатку” и занимавшая целый квартал, и фирмы, экспортировавшие в Лондон и Париж свежие яйца? Где ветряные мельницы, а было их не менее 25 вокруг всего города, моловшие беспрерывно лето и зиму зерно для местного рынка? А производство дубовой бочарной “клепки”?..” Об этом до сих пор нигде не написано, но такой образ уездного города сохранился в памяти О.Маруты, ныне проживающего в США.
Город был основан в середине XVI века после завоевания Казанского ханства. Тетюши и ряд других городов (Чебоксары, Лаишев, Козьмодемьянск, Цивильск, Царев-город на Кокше) должны были служить укрепленными пунктами военно-административного характера. В разрядных книгах Тетюши характеризуются таким образом: “Он состоит из разбросанных домов и церквей, весь построен из дерева и вместо стены окружен частоколом”. С начала XVIII века Тетюши входят в Казанскую губернию, а в 1781 году указом Екатерины II возводятся в разряд уездных городов. Выгодное географическое расположение на пересечении важнейших торговых путей по Волге и Каме предопределило бурное экономическое развитие города во второй половине XIX века. С 1860 по 1913 год население Тетюшей увеличилось с 2500 до 6000 человек. Показателем большого финансового значения города служил общественный банк, имевший за 1912 год оборот в сумме более 1 млн. рублей. В городе насчитывалось 42 мелких промышленных и ремесленных заведения и около 30 предприятий по обработке растительных продуктов. Ежегодно здесь устраивались две крупные ярмарки, наиболее известная из которых – Воздвиженская.
К началу XX века купцы и мещане составляли самую значительную социальную прослойку жителей. Представители богатых купеческих фамилий, заботясь о процветании города, стремились сделать его не только экономически благополучным, но и культурным центром региона. В 1906 году по их инициативе в Тетюшах была открыта сначала женская прогимназия, а в 1911-1912 гг. женская и мужская гимназии.
В числе преподавателей тетюшских гимназий – мужской и женской – были Михаил Михайлович Марута-Сукало-Краснопольский (1889-1918) и его супруга Ольга Петровна (1889-1965). Они оказались в Тетюшах не случайно. Несколько поколений этого рода учились в Казанском Императорском университете. Михаил Михайлович, продолжая семейную традицию, в 1907 году поступил на историко-филологический факультет. За участие в студенческом движении был исключен из университета. Организуя марксистские кружки в средних учебных заведениях Казани, Михаил привлек к участию в одном из них слушателя Казанского коммерческого училища Вячеслава Михайловича Скрябина, в будущем – Молотова. Завершить учебу в Казанском университете Михаил Марута-Сукало-Краснопольский смог только в 1911 году.
Его жена Ольга Петровна Кулакова была внебрачной дочерью помещика Владимира Александровича Бекетова. Бекетовы, владельцы имений в Спасском уезде Казанской губернии, были в родстве с поэтом Александром Блоком по материнской линии. В 1908 году Ольга окончила Казанскую Ксенинскую гимназию с серебряной медалью. Она знала несколько иностранных языков, получила хорошее музыкальное образование. У Михаила Михайловича и Ольги Петровны было четверо детей: Михаил, Мариамна, Юлия и Олег.
“Наш отец, – пишет О.Марута, – вероятно, еще до открытия гимназии был приглашен в число ее преподавателей, потому что уже в 1911 году семья наша жила в Тетюшах, где в мае родился Михаил – мой брат”.
Двухэтажное каменное здание женской гимназии было построено на средства купца Крупинина. А открытием мужской гимназии Тетюши были обязаны тем самым купцам Колсановым, которые по воспоминаниям О.Маруты владели “вальцовой” мельницей. В семейных преданиях Краснопольских сохранилось описание торжественного момента – открытия мужской гимназии, которое было связано с некоторым курьезом. “Мама, случалось, рассказывала нам как анекдот, что во время торжественного открытия мужской гимназии городской голова в своем выступлении с пафосом сказал: “Мы построили грациозное здание!”. Желая, видимо, сказать “грандиозное”, чем развеселил собравшихся. Здание школы было далеко не “грациозное”. Грандиозное – да, но, скорее, неуклюжее, напоминавшее своей архитектурой огромный двухэтажный пассажирский вагон, сооруженный из красного кирпича под зеленой крышей с десятком печных труб посередине крыши по всей ее длине.
В гимназиях учились дети разных сословий. В 1915 году чуть больше половины учащихся женской гимназии составляли дети из крестьянских семей. В мужской гимназии крестьянские дети составляли почти половину общего числа учащихся: 67 из 139 человек. Гимназии стали настоящими центрами просвещения и интеллектуальной жизни не только города, но и уезда.
Круг общения семьи Марута-Сукало-Краснопольских составляли преподаватели гимназий. Это было целое созвездие ярких личностей, получивших элитарное образование в лучших университетах России и Европы. В семейном архиве Краснопольских сохранилась фотография преподавателей мужской гимназии 1916 года, а также краткие сведения о них: “Александр Васильевич Волочков – директор гимназии. 50 лет, окончил Петербургский университет в 1888 году. Работал: в саратовской гимназии, с 1889 г. – в саратовской библиотеке, 1910 – инспектором 1-й Казанской гимназии. В тетюшской гимназии – с 1913 года. Агафонов И.А. – преподаватель русского языка. 29 лет, окончил Московский университет в 1913 году. Левицкий Эразм Петрович – преподаватель латинского языка, 38 лет. Сын помещика, окончил львовскую гимназию, Коммерческую академию в 1897 году, Венский политехнический институт в 1901 году. Преподавал во Львовском университете на философском факультете… Соколовский Михаил Григорьевич – преподаватель математики, 29 лет, сын чиновника, окончил физико-математический факультет Казанского университета в 1913 году. Зарянов Борис Константинович – преподаватель географии и природоведения, 30 лет. Окончил физико-математический факультет Казанского университета в 1910 году. В тетюшской гимназии с 1914 года. Надежда Андреевна Яхонтова – учитель немецкого языка, 27 лет. Окончила Казанскую Мариинскую женскую гимназию в 1894 году, выдержала испытание на звание учительницы в 1907 году Мария Николаевна Гончарова – преподаватель французского языка, 39 лет. Окончила Елизаветинский институт в Петербурге. Леон Дмитриевич Лубник – преподаватель искусств и графики, сын священника. Окончил в 1913 году Казанское художественно-коммерческое училище по курсу живописи…”
Преподаватели не могли жить без библиотек, театров, музеев, выставок, концертов. И они стали “прививать” стиль столичной европейской жизни патриархальному укладу уездного города. Своим поведением они формировали новые привычки, новые формы общения и досуга горожан. В семьях гимназических учителей был культ домашнего чтения. Как пишет О.Марута, “занимались мы этим каждый вечер – чтением вслух по очереди, начиная с мамы и кончая мной. Читались классики свои и иностранные всех веков и народов. Читала нам мама по-немецки Гете, Шиллера и Гейне, а потом в переводах Жуковского. Мама наша была прекрасным чтецом-декламатором. Читали, конечно, и каждый свое… Мариша уже тогда знала и Цветаеву, и Ахматову, а Блок был вторым после Пушкина. Она также очень любила Надсона. Мы были в курсе всех литературных новинок. Так я прочитал почти все, что тогда печаталось Бабеля – “Кон-армию”, в частности, я прочитал…”
В 1915 году в мужской гимназии был создан струнный оркестр из балалаек, гитар и мандолин. В годы Первой мировой войны оркестр выступал на благотворительных вечерах в помощь Красному Кресту. “Лица, присутствовавшие на вечерах, отзывались с большой похвалой об исполнении ученического оркестра. С каждым годом он завоевывал все большие симпатии, являясь единственным струнным оркестром в Тетюшах”.
Преподаватели гимназии приняли непосредственное участие в создании краеведческого музея. До Михаила Маруты-Сукало-Краснопольского преподавателем истории в тетюшской мужской гимназии был Николай Филиппович Калинин, ставший впоследствии известным археологом, одним из авторов булгарской теории происхождения татарского народа. Краеведческий музей был открыт в здании бывшего Народного дома и стал любимым местом посещений тетюшских детей. Олег Марута не без гордости вспоминает, что “в музее была представлена модель афинского Акрополя, сработанная руками нашего отца”. Именно Н.Ф.Калинин написал первые исторические очерки об этом городе.
Интеллигенция в лице врачей и преподавателей гимназии объединилась в 1913 году в “Тетюшское общество любителей изящных искусств”. Оно занималось организацией выставочной деятельности в городе. В его состав входили доктора – Ф.Н.Бахматов и А.М.Боголюбов, преподаватели гимназии – М.Г.Соколовский, Н.А.Яхонтова, а также выходцы из местного духовенства и мещан – О.М.Воскресенская, З.Д.Налпакова, А.П.Шувагина, Е.К.Ляхницкая и другие.
Особенно четко сохранился в памяти Олега Михайловича образ доктора Боголюбова, о котором он пишет с большой теплотой и благодарностью. Это был настоящий семейный доктор Краснопольских. Аркадий Михайлович Боголюбов (1875-1952) окончил медицинский факультет Казанского университета со званием “лекаря” и в 1900 году приехал в тетюшскую земскую больницу врачом. Как талантливого хирурга, гинеколога и окулиста его вскоре узнали и за пределами уезда – в Казани, Москве и других городах. В 1902 году он был назначен заведующим тетюшской земской больницей. Олег Марута вспоминает: “Он пользовался немалой известностью по всей Волге до Астрахани. В Тетюши к нему как врачу съезжались люди из далеких мест, про него говорили, что как хирург он творит чудеса. Семья наша в некоторой степени обязана ему за выживание в страшную эпоху 1918-1922 годов. Кроме того, Аркадий Михайлович спас жизнь нашего деда – Михаила Михайловича, вылечивши его от сибирской язвы карбункулезной формы хирургическим путем, что по тем временам было уникальным случаем в медицинской практике. В год моего рождения Аркадию Михайловичу было 40 лет. Еще сравнительная молодость, но для меня, в моих воспоминаниях он казался мне стариком с круглой лысой головой, добрыми и очень внимательными глазами за стеклами очков в золотой оправе, всегда в белом кителе или в белом накрахмаленном халате с черным складным стетоскопом в нагрудном кармане. Он прожил долгую трудовую жизнь, в середине 30-х годов был избран депутатом Верховного Совета Татарской республики”. И таких интересных личностей среди представителей тетюшской интеллигенции было много.
Жила семья Марута-Сукало-Краснопольских небогато, хотя помещик В.А.Бекетов завещал Ольге Петровне в наследство солидную сумму в 10 тысяч рублей. После долгой судебной тяжбы она получила какую-то часть наследства, но деньги были потрачены весьма характерно для этой семьи. В 1917 году Ольга Петровне отправилась в Казань и приобрела там рояль известной немецкой фирмы “Беккер”. Это событие совпало со взрывом на Казанском пороховом заводе. Грохот был такой силы, что докатился до Тетюшей, находящихся в 100 километрах от Казани. Снаряды летали по всему городу, люди думали, что начались боевые действия. По возвращении домой Ольга Петровна рассказывала о панике и разрушениях в Казани, напомнивших ей картину Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. В доказательство своего рассказа она привезла толстый осколок витринного стекла от фешенебельного магазина с улицы Проломной.
Довезла до дома и рояль. Обсуждая странную покупку, тетюшские обыватели говорили о глупости Краснопольских: “Где бы дуракам дом купить, а они музыку купили”. Эта реплика свидетельствовала о том, что покупка дорогого рояля, цена которого равнялась стоимости дома, не осталась не замеченной среди горожан. И хотя у определенной части прагматически настроенных обывателей такой поступок вызвал недоумение, многих он заставил задуматься об иных ценностных ориентирах в жизни. В Тетюшах утверждалась новая модель добропорядочной семьи, социальный статус которой определялся не богатством и знатностью происхождения, а уровнем культуры и образованности.
Даже социальная катастрофа 1917 года не смогла полностью стереть результаты образовательной и просветительской деятельности преподавателей гимназий. Многие из них остались в Тетюшах и продолжали работать в советских школах. В изменившихся условиях они пытались сохранить образ жизни русской дореволюционной интеллигенции. Под их опекой в начале 1920-х гг. продолжал работать Тетюшский любительский театр, в котором ставились пьесы русских классиков. Ольга Петровна Краснопольская играла роли комических старух и героинь в пьесах Островского, а ее подруга Мария Николаевна Гончарова, преподаватель французского языка, совмещала функции режиссера и заведующего репертуарной частью театра.
Гончарову в семье Краснопольских воспринимали как “старую большевичку” и не подозревали, что она принадлежала к дворянскому сословию. Ей, дочери и жене офицеров царской армии, сыновья которой учились в Московском кадетском корпусе, приходилось тщательно скрывать свое происхождение.
В единственной в Тетюшах школе-девятилетке в 1920-х годах продолжал преподавать физику бывший учитель гимназии Михаил Григорьевич Соколовский.
По-разному сложились судьбы детей преподавателей и выпускников тетюшской гимназии после революции. Олег Марута особенно близко дружил с детьми доктора Боголюбова – Борисом и Михаилом, которые были его ровесниками. Их судьба сложилась не очень удачно. Борис в начале двадцатых годов окончил Казанский ветеринарный институт, но страдал “запоем” – наследственным недугом, полученным от одного из дедов. Михаил Боголюбов с раннего детства увлекался электроникой. В возрасте десяти лет он сконструировал и сделал своими руками “детекторный радиоприемник”. По этому приемнику они слушали сообщения о гибели дирижабля “Италия” и спасении советскими моряками и летчиками участников экспедиции к Северному полюсу. Михаил мог стать талантливым инженером-конструктором, но, к сожалению, его тоже сгубил алкоголизм.
Многие из выпускников гимназии 1916-1917 годов стали эмигрантами первой волны: ушли с белочехами в 1919 году, сражались в армии Колчака. Затем оказались в Китае. Сначала жили в Харбине, а затем в Шанхае. Откуда в 1950-х годах переселились в Калифорнию, благодаря немалым усилиям и настойчивости ныне причисленного к лику святых архиепископа Иоанна Шанхайского-Сан-Францисского. Олег Марута встретился с некоторыми из них уже в середине 1960-х годов.
“…В 1965 году я познакомился в Сан-Фрациско с Михаилом Забиякиным, бывшим учеником тетюшской гимназии. Знакомство наше произошло случайно. В одном из моих рассказов, напечатанном в “Новом русском слове”, он нашел описание Волги и мест, где, как ему показалось, он провел детство, и написал автору рассказа, надеясь встретить в нем земляка. Так мы познакомились, стали обмениваться письмами и решили встретиться. …И однажды я сидел за одним столом с представителями родов богатых тетюшских (волжских) купцов: Михаилом Забиякиным, Ашмариным, Полосухиным с женами – все они бывшие ученики тетюшской мужской гимназии, а потом белогвардейцы-колчаковцы. С Михаилом Забиякиным (мистером Майклом Заби) я переписывался на протяжении нескольких лет до самой его смерти”. Именно от Майкла Заби довелось узнать Олегу Маруте подробности гибели своего отца. Бывший учитель истории стал офицером в армии Колчака и командовал батареей. В 1918 году после поражения белой армии под Омском он был расстрелян большевиками.
Характеризуя атмосферу семьи, в которой происходило формирование его мировоззрения, Олег Марута пишет, что “семья наша была типичной семьей российских интеллигентов, внецерковных, самых радикальных, “передовых” взглядов, чистейших бессребреников, идеалистов, далеких от народа народолюбцев. Я горжусь ими, несмотря на то, что жизнь свою “сгубили сгоряча”, как выразился по этому поводу Есенин… Скорее всего, отец наш еще в революцию, еще в годы “Вех”, сменил, как многие из ему подобных, вехи. Иначе зачем было ему бежать от красных, оказаться в колчаковской Сибири и быть расстрелянным омским ЧК?! А мама оставалась членом РКП(б) до 1922 года, когда была вычищена из рядов этой, не к ночи будь помянутой, партии. О чем она не сожалела и честно, вырастив своих детей, перенесла на хрупких плечах своих все ужасы и тяготы советской жизни и войны. И мирно почила в окружении своих детей и внуков и многих любивших ее людей…”
Ольга Петровна, оставшись без мужа, одна поднимала детей. Несмотря на материальные трудности и препятствия из-за “социального происхождения”, все дети получили высшее образование. Старшая дочь Юлия (1909-1981) окончила медицинский факультет Казанского университета и всю жизнь проработала врачом в разных районах Татарстана. Михаил (1911-1978) окончил Казанский ветеринарный институт. Мариамна (1913-1978) после учебы в студии при Большом драматическом театре стала актрисой Казанского ТЮЗа. Олег Марута перед войной тоже окончил Казанский ветеринарный институт. В 1941 году попал в плен. С 1945 по 1951 год жил в лагере для перемещенных лиц в Регенсбурге и Ингольштадте (Бавария). С 1963 года проживает в США, в штате Калифорния.
“Великие перемены” XX столетия оставили печать на судьбах всех членов этой семьи, но это уже совсем другая история…
Здания бывших тетюшских гимназий стоят и поныне, а вот о вкладе их преподавателей в культурное развитие города краеведы забыли почти на сто лет и вспомнили только в прошлом году, приурочив к 225-летию Тетюшей как уездного города празднование еще одного юбилея – 100-летия тетюшской женской гимназии.
Многие из преподавателей и выпускников тетюшских гимназий, пережив самые лихие времена, остались на родине. В старом телефонном справочнике Казани 80-х годов XX века можно встретить фамилии Агафоновых, Ашмариных, Боголюбовых, Бурковых, Левицких, Петряковых, Соколовских, Устюжаниных, Яхонтовых и др. Встречаются и типичные “тетюшские” фамилии, некогда принадлежавшие купцам и предпринимателям: Крупины, Пушковы, Журины, Фокеевы, Перфиловы, Тамбовцевы, Колсановы, Полосухины, Серебряковы и др. Среди них, вероятно, могут быть потомки тетюшской интеллигенции и купечества прошлого столетия. Хранят ли они память о своих предках? Какие документы берегутся в семейных архивах? Дополненные научными исследованиями, эти реликвии могли бы послужить специалистам для восстановления истории славного города Тетюши, которая представляется нам не менее интересной, чем история других старинных городов республики – Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска…
Лидия СЫЧЕНКОВА.
Доктор исторических наук.