Как-то учеников средней школы в Чубар-Абдуллове попросили нарисовать, с чем у них ассоциируется название этого старинного азнакаевского села. И почти все они не сговариваясь изобразили в своих альбомах солнце. Что, в общем, логично, поскольку слово “чубар” можно перевести с татарского как “рыжий”. А где рыжий – там и веснушки, а где веснушки – там и весна, а где весна – там и солнышко.
Возможно, они слышали древнюю легенду, объясняющую, почему село имеет такое странноватое имя. Говорится в ней о том, что несколько веков назад обосновался здесь молодой крестьянин Габдулла. Был он изрядно веснушчат, существовал бедно, но весело, с утра до вечера без устали и с песнями выкорчевывал пни, кустарники на облюбованной им проплешине средь бескрайнего леса. И шибко мечтал завести доброго коня, чтобы побыстрее запрячь его для пахоты.
И посему каждую зарабатываемую им охотой полушку откладывал на приобретение долгожданного четвероногого помощника. А поднакопив достаточно средств, направился, счастливый, на базар в большую соседнюю деревню. Однако не суждено было сбыться в тот день грезам парня. Уже миновав родную дубраву, увидел он отчаянно бьющуюся в силках птицу необычно лазоревого цвета, а рядом незнакомого охотника, алчно взиравшего на свою добычу.
– Слушай, – обратился к нему молодой крестьянин, – отпустил бы ты эту красоту дивную.
– Еще чего, – огрызнулся незнакомец, – я ее продать хочу.
– А столько тебе хватит? – Парень не раздумывая, протянул деньги.
Охотник схватил жадно мешочек с монетами, пересчитал их и, лишь головой кивнув, удалился в чащобу.
– Спасибо тебе, молодец, за доброту твою, – молвила неожиданно птичка человеческим голосом. – Хочу отблагодарить тебя, знаю, о чем ты пуще всего мечтаешь. Приходи завтра сюда перед рассветом и сам все увидишь.
Молодой крестьянин поступил, как велела птица. И как только окрасило горизонт золотистое зарево восходящего солнца, будто из самой глубины его прискакал, дробно стуча копытами, молодой ярко-рыжий конь.
Назвав жеребца Чубарым, парень стал выращивать богатые хлеба, имуществом разным обзавелся. Все бы хорошо, да вот не хватало в добротной избе хозяйки. И полюбил тут крестьянин красну девицу из того села, куда лишнее зерно сбывал. А та очень гордилась тем, что весьма хороша собой, и, будучи из семьи зажиточной, за такого же крепкого мужика уже просватана была. Но сказала веснушчатому воздыхателю, над ним посмеиваясь, что ежели он достанет ей звезду с неба, то так и быть – пойдет за него замуж.
Понимал несчастный парень, что не исполнить ему ее каприза, а значит, и не видать никогда избранницы своей. И пригорюнился накануне ее свадьбы с богатым соперником. Вдруг ощутил, что кто-то тронул его за плечо. А оглянувшись, увидел Чубарого.
– Не печалься, хозяин, – заговорил он неожиданно на языке людей, – помогу я тебе в беде твоей. Садись на меня да за гриву мою крепче держись.
Вскочил парень на коня, и не успел глазом моргнуть, как вознеслись они в черноту неба бездонную, где сорвал веснушчатый землепашец звезду и, так же стремительно опустившись на землю, бросил ее к ногам возлюбленной. Растаяло холодное сердце красавицы, и поженились они, и жили вместе долго и счастливо…
А события эти, вещает сказание, стали основой для названия села. Кстати, тот лес, у которого молодой крестьянин якобы одарил будущую свою супругу небесной добычей, до сих пор так и называют – Юлдыз, что в переводе с татарского означает “звезда”…
А еще сказано в предании, что в месте том водились различные каменья драгоценные. И, быть может, потому Чубар-Абдуллово в старину славилось не только умелыми земледельцами, но и ювелирами. Добавляли известности селу и горшечники, кузнецы, другие мастера.
Не перевелись они здесь и в наше время, унаследовав от предков наряду с золотыми руками и незаурядную сметливость. Сполна проявил ее, к примеру, сварщик М.Галимов, буквально из металлолома собравший для нужд своего подворья безотказно действующий трактор. Большим подспорьем такие вот головастые мужики являются и для СХПК имени Тукая, в состав которого входит Чубар-Абдуллово.
Хотя поначалу в хозяйстве были серьезные проблемы. Дела стали налаживаться лишь после того, как СХПК возглавил директор школы из соседней деревни Буралы. Такого – учитель в председателях – в районе еще никогда не было. Однако, сделав столь неординарный шаг, местные власти, по существу, ничем не рисковали, потому что отлично знали о способностях Г.Рафикова, которого предложили сельчанам выбрать своим председателем.
Уже спустя семь месяцев после прихода Рафикова в кооператив там были погашены значительные долги по зарплате, налогам, за электричество… В основном благодаря тому, что в тот переломный для хозяйства год на его полях был получен самый большой в истории села урожай колосовых – по 45,6 центнера зерна с гектара.
К тому же в кооперативе существенно расширили посевы гороха, в то время как сельхозпроизводители их постоянно сокращают. Дескать, культура эта хоть экономически выгодная, но выращивать, а особенно убирать ее очень хлопотно, поскольку низко стелется по земле.
– Да, все это действительно так, – улыбается Рафиков, – но только если горох в одиночку сеять. А мы его на одном поле вместе с ячменем размещаем, который и сам стойкий, и гороху плечо подставляет, а тот, цепляясь за колос соседа, полегать перестает. Ну, а в ходе молотьбы мы научились разделять урожаи этих культур.
Увеличили и площади, отводимые под гречиху, ряд других зерновых. Потеснив те культуры, выращивание которых нынче менее выгодно. Таким образом, стали распоряжаться 1320 гектарами пашни намного эффективнее, чем прежде.
На фермах хозяйства ситуация также заметно улучшается. Прибавилось и крупного рогатого скота, овец, лошадей, которые, следует заметить, овес жуют уже не зря. Поскольку в некоторых работах очень активно заменяют тракторы, автомашины, экономя деньги на регулярно дорожающих горючесмазочных материалах. Не нарадуются в Чубар-Абдуллове лошадкам, когда заготавливают сено, косят разнотравье по оврагам и иным неудобьям, где кормоуборочным агрегатам просто не пройти.
Габделахат Рафиков был весьма неравнодушен к точным наукам еще с детства. И мало кто знает, что после школы он поступал поначалу в финансово-экономический, а не педагогический институт. Но не прошел по конкурсу, а когда вернулся в родные края, в районном отделе народного образования предложили семнадцатилетнему парню… поработать в сельской школе преподавателем географии и биологии. Такой вот неожиданный поворот в биографии юноши и определил надолго его судьбу.
Теперь же давние увлечения точными формулами, логикой цифр реализуются с растущей пользой для вверенного ему хозяйства.
– За последнее время, – делится своими мыслями председатель, – мы сумели разжиться еще четырьмя комбайнами, таким же количеством тракторов, кое-каким оборудованием. Планируем наладить у себя производство крупы, а также выйти за деньгами на “большую дорогу”. В хорошем, разумеется, смысле, – улыбается Рафиков. – То есть возвести на оживленной автомагистрали комплекс из АЗС и кафе.
Есть у председателя и другие интересные коммерческие проекты, которые добавляют жителям Чубар-Абдуллова оптимизма. Недаром же воспряли духом местные пенсионеры, сколотившие добровольную бригаду для подготовки сельхозмашин к весенним полевым работам, а молодежь в селе остается нынче явно охотнее.
А еще собираются здесь всем миром взяться за восстановление некогда обширного богатого сада. Рафиков считает, что жизнь во все времена года и в любую погоду в Чубар-Абдуллове должна быть солнечной не только по названию села, но и по его делам и достатку.