С вашим, товарищ Ленин, именем и ныне трудимся и живем…

В период бурного строительства капитализма название этого села вызывает у одних ностальгию, у других – удивление.

В период бурного строительства капитализма название этого села вызывает у одних ностальгию, у других – удивление. Шутка ли, до сих пор носить имя вождя мирового пролетариата! С Ленино-Кокушкино все понятно – там исторические причины. А какая связь здесь? Недоумение вызывает и краткая запись в “Татарском энциклопедическом словаре”: “Село Ленино основано в 1920-х годах”. Получается, что сразу после смерти Ленина крестьяне в чистом поле построили несколько дворов и дали селу громкое имя? Это по-советски. Но, когда узнаешь, что местный колхоз “Рассвет” до 1956 года носил имя И.В.Сталина, а с конца 70-х годов – имя газеты “Советская Татария”, проникаешься невольным уважением к постоянству сельчан. Есть поверье, что имя накладывает печать на судьбу того, кто его носит. Какие же они, нынешние ленинцы? Чем жили и живут все эти годы?


Здесь ночевал Ильич

Конечно, основано село не после смерти Ленина. Еще в XVII веке на левом берегу реки Шешмы, недалеко от устья реки Кичуй, на горе у большого оврага стали селиться первые земледельцы. В лощине на горе было озеро, вокруг него и выросло более 200 дворов. По тем временам – масштаб. Национальный состав поселенцев отразился в местных названиях – овраг назвали Кряшенским, а село – Нижним Никиткином. Насильственное крещение татарского населения привело к смешению татарских фамилий и имен с русскими. Но разделение по национальному признаку осталось. До сих пор в селе из 700 жителей – половина татар-кряшен, половина – русских.


Недалеко от села есть балка под названием Пушкин овраг. Великий русский поэт там не бывал, но кто-то видел здесь пушку, якобы оставленную пугачевцами. Так что когда в 1924 году жители Нижнего Никиткина решили переименовать свое село, у него уже была достойная история. Правда, в то время с такими инициативами выступали многие: честь еще нужно было заслужить. Но у сельчан Никиткина было бесспорное преимущество. По селу ходила легенда о том, что именно через их село вождь мирового пролетариата следовал в ссылку и даже останавливался на ночлег в кладовке крестьянина Константина Тетеркина. Правда, мемориальным центром, в отличие от шалаша в Разливе, та кладовка не стала. Но легенда жива до сих пор. Осталась и амбициозность в делах и планах сельчан. Чаще всего она даже помогает в решении насущных проблем. А их у села хватало во все времена.


Люди и судьбы

После революции и Гражданской войны в апреле 1919 года на общем сходе села Нижнее Никиткино избрали первого председателя сельского Совета – 37-летнего крестьянина-бедняка, отца троих детей Матвея Егоровича Демидова. А 22 декабря 1920 года его арестовали за то, что он якобы принимал участие в убийстве красноармейца во время “вилочного” восстания. То, что это клевета, знали все, но дело Демидова было прекращено по амнистии лишь через год. Его брат Кирилл стал одним из первых колхозников, а сын Андрей погиб в Великую Отечественную.


Род Демидовых потерял в годы войны еще 9 мужчин, двое из которых – братья Николай и Сергей Павловичи – в 1941 году попали в плен, а Данил Павлович в 1943-м погиб в бою на Смоленщине. Достойным наследником рода стал Михаил Дмитриевич Демидов, возглавивший с молодых лет сельскую школу.


За участие в “вилочном” восстании крестьян против большевистской продразверстки в 1919 году были высланы многие никиткинцы. “Вилочником” и кулаком считался в селе Петр Илларионович Кузов. Когда начали создавать колхозы, он активно сопротивлялся, за что и пострадал. Его сын Алексей Петрович погиб в декабре 1942 года под Сталинградом. Еще один отпрыск рода Кузовых – Иван Кузьмич – 20-летним красноармейцем пал в бою 21 марта 1943 года под Великими Луками.


В период создания колхоза сельсовет возглавлял убежденный большевик, член партии с 1924 года Степан Алексеевич Васин. Это он организовал первый комитет бедноты в селе, раскулачивал односельчан, создал первую артель “Рассвет”. Служил советской власти верой и правдой. Но это не спасло его родного брата Ивана от ареста в марте тридцать шестого. Машинист парового молота горьковского завода “Красное Сормово” был осужден на 4 года лагерей за антисоветскую пропаганду. А сын Васина Дмитрий 20-летним лейтенантом-кавалеристом попал в плен, выжил и умер дома, находясь до смерти под надзором НКВД.


В марте 1930 года за выступление против коллективизации арестовали еще двоих крепких хозяев – отца 7 детей столяра Егора Ивановича Иванова и Василия Вавилова. Первого осудили на 3 года концлагерей, второго через два месяца выпустили. Егор Иванов умер в ссылке в Архангельской области. Но дети его стали достойными советскими гражданами. Старший сын Дмитрий дослужился до капитана и погиб в марте 1943 года в боях на Смоленщине. Второй – Александр – на фронте попал в плен, бежал к партизанам, с которыми и воевал до прихода Советской Армии. Третий – Иван – стал ветераном войны и труда. А младший, Николай, заменил братьев в колхозе.


За религиозные убеждения, как “участник секты истинно-православного христианского союза”, 15 октября 1932 года был арестован Александр Звонарев. Сын первого почтальона села осужден тройкой ГПУ ТАССР на 10 лет лагерей, но 4 июня 1933 года Особым совещанием коллегии ОГПУ освобожден. В 1936 году он стал первым фельдшером села. Позже Александр Федорович погиб под Ленинградом. Погиб и его брат Иван. Их родственник – Звонарев Иван Васильевич, старший сержант 27-й гвардейской стрелковой бригады, погиб в Румынии. А Звонарев Никита в эти годы был секретарем сельсовета.


Когда немцы рвались к Москве, Илья Иванович Кузьмин был обвинен в антисоветской пропаганде и помещен в Казанскую тюремную психиатрическую больницу, где и умер. А Кузьмин Гавриил Михайлович стал директором восьмилетней школы, основанной в здании старой мечети.


Скончался в исправительно-трудовой колонии №6 Лука Прокопьевич Кондеев. Остальные члены его рода погибли на фронтах Великой Отечественной. И это не было исключением. За годы Великой Отечественной войны многие семьи в Ленино недосчитались погибших. Всего на фронтах Второй мировой войны погибло около 130 уроженцев села.


Новошешминский соловей

Славится древнее село своей талантливой певицей, автором гимна Новошешминского района Зинаидой Кондеевой. Слова из песни “Земля Новошешминская” звучат сегодня в исполнении Зинаиды на торжествах и концертах, на творческих вечерах. Зрители отмечают ее яркую внешность, выразительный голос, напор и силу в сочетании с лиричностью. Неплохой певуньей была и ее бабушка – Евдокия. Это она первой заметила талант внучки: назвала ее “Соловушкой” и привела за руку в сельский клуб, где и состоялся дебют пятилетней певицы. Тогда, стоя на стуле на сцене, она исполнила в присутствии восхищенных клубных работников песню “Стою на полустаночке”. С тех пор более 30 лет радует Зинаида Кондеева своими песнями не только односельчан, но и жителей района, республики, Поволжья. Певица сама написала более 20 песен.


Когда в 1986 году она окончила Елабужское педучилище, ей предлагали поступать в Ленинградскую академию искусств. Ее ждала карьера фольклорной певицы, но Зинаида захотела остаться в родном селе. Решила посвятить себя музыкальному образованию в сельском детском саду “Ляйсан”. И не напрасно. Не без ее участия именно в селе Ленино образовались и получили широкую известность фольклорные коллективы: русский – “Рябинушка” и кряшенский – “Сурэкэ”, а также танцевальный коллектив девочек “Вояж”. Любят свою наставницу сельские солисты Алексей и Михаил Демидовы, Марина Сапарева, Татьяна Яковлева. Преданность Зинаиды родному селу вызывает уважение. Ее голос достоин радовать не только новошешминцев. Найдутся ли ценители, которые помогут таланту расцвести во всей красе на том уровне, которого он заслуживает?


Михаил ЧЕРЕПАНОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще