О селе Спасском знали и в европейских столицах

Была когда-то в Бугульминском районе исчезнувшая нынче деревушка Гремячий Ключ, которая имеет самое непосредственное отношение к названию нынешнего села – Спасское, которому уже не одна сотня лет.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Была когда-то в Бугульминском районе исчезнувшая нынче деревушка Гремячий Ключ, которая имеет самое непосредственное отношение к названию нынешнего села – Спасское, которому уже не одна сотня лет. Во всяком случае, так утверждают местные старожилы, которые рассказали мне одну древнюю легенду.


Жил в тех краях много веков назад молодой крестьянин. И в труде был усерден, и собою хорош, да только природа его дара речи лишила. Стеснялся юноша этого, а посему и обосновался в хуторке на отшибе от соседнего, затерявшегося в лесу, селения. А однажды увидел там, за плетнем одного из подворий, девушку неписаной красы, в которую тут же влюбился. Однако мешала немота парню признаться в том девице, которой молодой отшельник тоже по душе пришелся. Знай это юноша, был бы, наверное, посмелее. С мечтой о ней он ложился и вставал, пахал и охотился. А от отчаяния, что несбыточна эта мечта, все меньше жизнью своей дорожил. Без раздумий стал вступать в жесточайшие схватки с разным зверьем диким, хотя прежде без нужды особой не рисковал.


Вот и на этот раз ввязался парень бесшабашно в смертельный поединок с двумя большими волками, защищая на березовой опушке едва еще державшегося на ногах малыша-олененка. Уложил в конце концов обоих зверюг, однако и сам их клыками был изранен так, что буквально истекал кровью. Лег на траву-мураву обессиленно и совсем уже было простился с белым светом, как вдруг с изумлением почувствовал, что раны его перестали болеть и кровоточить. Открыл глаза и увидел, что они почти уже затянулись. Затем узрел взрослую олениху, которая обернулась внезапно пожилой, опрятно одетой крестьянкой с добрым морщинистым лицом. А стоявший рядом с ней олененок превратился в улыбающегося сквозь слезы мальчугана.


– Вставай и иди домой, сынок, – молвила, улыбаясь, волшебница. – Спасибо за то, что внучонка моего непоседливого от гибели спас. За это я любую твою просьбу выполню. Впрочем, – погладила женщина парня по мягким кудрям, – ведомо мне твое заветное желание. Ты жаждешь в любви избраннице своей признаться. Верно ли?


Ошеломленный юноша только и нашел сил, что головой кивнуть.


– Ну что ж, будь по-твоему, – продолжила волшебница, – но знай, что ты лишь несколько слов сможешь произнести, а потом опять онемеешь. Согласен? Ну, прощай тогда…


А далее случилось вот что. Не успел парень понять, что к нему вернулся дар речи, как один из испустивших было дух волков дыхнул вдруг жарким пламенем, от которого разом занялось огненными языками все вокруг: трава, кустарники, деревья. Почувствовал он, что близкая гибель неминуема. И решил хотя бы напоследок признаться в любви избраннице своего сердца, крикнуть об этом что есть мочи на весь белый свет из огненного вихря: может, девушка и услышит его. Однако, поколебавшись мгновение, он отказался от того, о чем так долго мечтал, и использовал появившийся у него дар речи по-другому: крикнул деревенским, чтоб те спасались от надвигающегося на них пожара. И услышали юношу крестьяне, успели встретить огонь как подобает, спасли свое поселение, так и назвав его впоследствии – Спасским.


Парня же того более никто не видел. Только вот на том месте, откуда он деревню об опасности предупредил, начал ключ бить. И окрестили его Гремячим в память о спасителе.


Но есть и другая версия. Названо село Спасским потому, что в Яблочный Спас – большой православный праздник родилось. Основал же его на так называемых дарственных землях в 1743 году человек, о котором знали не только в Москве и Петербурге, но и в европейских столицах. Речь идет о поистине великом ученом Петре Ивановиче Рычкове, он еще по предложению самого Ломоносова стал первым членом-корреспондентом Российской академии наук.


А переехал сей знаменитый сын Отечества в Спасское из Оренбурга, где изучал быт коренных жителей, искал месторождения железных и медных руд, каменного угля, иных полезных ископаемых. Эту же работу он продолжил и на новом месте, уделяя повышенное внимание нефтяным ключам. Уже получивший признание научного мира как экономист, географ, естествоиспытатель и геолог, Петр Иванович стал быстро приобретать широкую известность и как историк, социолог, этнограф. А ко всему прочему и как пытливый, тонкий знаток сельского хозяйства, автор работ, к примеру, о развитии земледелия, степном лесоводстве, научном пчеловодстве. Занимался Петр Иванович и исследованиями восстания Емельяна Пугачева, в сражении с армией которого погиб один из его сыновей – комендант симбирской крепости. Именно эту работу изучал А.С.Пушкин, когда трудился над “Капитанской дочкой”. После смерти ученый был похоронен, как и завещал, неподалеку от церкви села Спасское, а краткая его биография вошла в словарь “Достопримечательные люди русской земли”.


…Давно уже исчезли с лица земли медеплавильный и винокуренный заводы, построенные Рычковым, но вот стремление вести растениеводство и скотоводство как можно грамотнее, которое он заложил в свое время в здешних тружениках, их потомки в себе сохранили. Что неоднократно доказывали и будучи крестьянами-единоличниками до Октябрьской революции, и когда объединились в коллективное хозяйство. Помню, к примеру, в какой праздник жители Спасского, ставшего центральной усадьбой совхоза “Память Баумана”, превращали вроде бы заурядную пахоту зяби. Вели ее не только днем, но и ночью. А возле зяблевых массивов разбивались полевые кухни, звучали гармони, песни – так агитбригады поддерживали энтузиазм механизаторов, лучших из которых к утру ждали премии.


Однако не так давно совхоз “Память Баумана” попал в весьма сложную экономическую ситуацию, которая в конце концов обострилась настолько, что хозяйство было объявлено банкротом. И посыпались на население Спасского разные невзгоды, самой серьезной из которых оказалась повальная безработица.


– Очень трудно нам нынче живется, – подтвердил глава Спасского сельского поселения Р.Вагизов. – Но духом, тем не менее, никто не пал. И вот вам пример. Недавно мы всем миром обочины дорог убрали. Содержать же село в порядке – тоже большое дело. И помогают не только коллективы школы, детсада, но и Бугульминское управление транспорта, благодаря финансовой поддержке которого мы сумели вручить каждому нашему ветерану войны по тысяче рублей. И на проведение масленицы, других праздников транспортники денег не жалеют.


Ну а сами жители Спасского считают, что пора им брать землю в собственность, осваивать при поддержке государства фермерство, в котором они видят очередное спасение села.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще