Одно из лучших художественных описаний дореволюционной Казани дал в своих “Записках путешествия из Сибири” Александр Радищев, возвращавшийся в 1897 году из ссылки. Увидев город с верхнеуслонской горы, он не мог скрыть восхищения. Сочные отрывки из его наблюдений посвящены Кремлю.
Радищев оказался в Казани 7 июня, во время разлива, когда большая вода подошла близко к городским строениям. Позволим небольшую цитату из его дневника (стиль оригинала сохранен): “Впереди всего – белая стена кремля с бойницами; подле [него] впереди простиралися строения, домы, коих верхи уравнивала отдаленность. В заду и между ими возвышалися только храмы, молитве посвященные…
По Казанке и Волге рассеянно видны были лодки, а дальные – как движущиеся черные пятна. На устье Казанки стояли многие новопостроенные галиоты, а вниз по Волге плыли большие барки с лесом, в Астрахань назначенные, снизу всплывали под парусами расшивы и коломенки, и самые отдаленные при отражении лучей солнечных белыми и желтыми полушарами являлися…”
Дыханием истории и сегодня наполнены берега, на которых возвышается Кремль. Это только кажется, что на протяжении веков он оставался неизменным. Каждое поколение горожан привносило в древний архитектурный ансамбль что-то новое. Особенно интенсивно Кремль перестраивали в переломные эпохи. Минувший десяток лет – не исключение. Но каждый раз Кремль становился красивее и величественнее.
А вот жизнь вокруг изменилась неузнаваемо. Казанка разлилась, берега оделись в бетонный панцирь, а вместо неспешных лодочек под древними стенами на высокой скорости мчатся автомобили… И, кажется, время бежит все быстрее…