7 октября 2022

Неоконченный портрет на фоне Эрмитажа

Опубликовано: 26.08.2006 0:00

Еще в 1983 году, работая в архиве, я случайно натолкнулся на один любопытный документ. На глаза попался протокол заседания коллегии Наркомпроса Татреспублики от 16 октября 1928 года. В его повестке дня значилось более двадцати различных вопросов, но мое внимание привлек 18-й пункт данного протокола. Он гласил: «Поддержать ходатайство Государственного Эрмитажа о присвоении звания Героя Труда реставратору — скульптору Байкиеву М.Х.»


Естественно, у меня сразу возникло желание узнать, во-первых, кто такой Байкиев, и, во-вторых, за какие такие заслуги Государственный Эрмитаж ходатайствует о награждении его самой высокой по тем временам правительственной наградой.


С тех пор прошло почти четверть века, и за эти годы мне удалось собрать немало сведений о жизни и личности Байкиева. А вот найти его фотографию так и не удалось. Поэтому я и не спешил со статьей, продолжал поиски. Уж очень хотелось, чтобы читатель знал в лицо этого удивительного человека…


Однако недавний скандал, связанный с пропажей из Эрмитажа большого числа культурных ценностей, в котором оказались замешаны сами служащие музея, побудил меня рассказать о Мирзажане Хурамшевиче Байкиеве. Вся его жизнь тоже была связана с Эрмитажем, но являет нам пример совершенно иного служения. Неоднократно ему приходилось принимать самое непосредственное участие в спасении наиболее ценных экспонатов Государственного Эрмитажа.


Он родился в 1868 году в деревне Байкиево Краснослободского района Пензенской губернии, в семье крестьянина. Учился в сельском медресе. После смерти отца 17-летний Мирзажан уезжает на заработки в Санкт-Петербург. Здесь он устроился разнорабочим в мастерскую известного скульптора, члена Академии художеств Матвея Афанасьевича Чижова. Будучи сам выходцем из крестьянской семьи, пятидесятилетний Чижов не только приютил у себя татарчонка из Пензенской губернии, но и положил ему пусть небольшое, но постоянное жалованье, которое выдавалось с удивительной аккуратностью. А вскоре, заметив в молодом Байкиеве творческие способности, Чижов помог ему поступить в Центральную техническую школу барона Штиглица. По завершении ее в 1897 году Байкиев получает специальность реставратора-скульптора и направляется в Царское Село, в Екатерининский дворец (разумеется, опять же не без участия своего покровителя и наставника М.А.Чижова, у которого Байкиев продолжал жить и работать все годы учебы). Прослужив в Екатерининском дворце около девяти лет и зарекомендовав себя высококлассным реставратором, Байкиев в 1906 году получил приглашение на работу непосредственно в Эрмитаж, в отдел античной скульптуры.


Наряду с реставрационными работами он занимался организацией выставок, описанием сокровищ Эрмитажа, а в первые годы революции — пополнением его коллекций античной и восточной скульптуры. По воспоминаниям архитектора А.Р. Баха и других научных сотрудников Государственного Эрмитажа, «Байкиев М.Х. всегда делал значительно больше того, что входило в его прямые обязанности». Но, как уже сказано, самая большая заслуга Мирзажана Байкиева перед Государственным Эрмитажем и всей отечественной культурой — это его огромная и самоотверженная работа по спасению и сохранению бесценных культурных ценностей в условиях военного времени.


Первый раз — в 1914 году. Эвакуация коллекций Эрмитажа была вызвана стремительным наступлением германских войск и проводилась в «экстренно спешном порядке». Среди вывозимых экспонатов было очень много чрезвычайно ценных и в то же время хрупких предметов. И все это богатство, за исключением картин и монет, было собственноручно и надлежащим образом упаковано Байкиевым. Он же сам и сопровождал бесценный груз до Москвы.


Второй раз — в 1917-м. Тогда с помощью чекистов удалось предотвратить санкционированный Временным правительством вывоз за границу большого числа ценностей Эрмитажа. Этот «второй эшелон» также сопровождал Байкиев. Эвакуированные из Эрмитажа ценности так и пролежали в упакованном виде в неотапливаемых подвалах Московского Кремля до конца Гражданской войны… И только летом 1920 года они были благополучно возвращены в стены Зимнего дворца. В общей сложности, реэвакуация заняла несколько месяцев и была проведена с «истинно революционным напряжением». И в этом опять же была немалая заслуга М.Байкиева. Ни один из его «подшефных» экспонатов не пострадал от перевозки или сырости из-за неудовлетворительного состояния упаковки. Будь то две мраморные статуи знаменитого французского скульптора Гудона — каждая весом 75 пудов, старинная мебель или фарфор, древние античные вазы или тончайшие ювелирные изделия. Все эти вещи были возвращены в Эрмитаж в полной сохранности. Высоко это оценили и коллеги Мирзажана Хурамшевича. Уместно привести здесь слова Сергея Николаевича Тройницкого, бывшего в те годы директором Государственного Эрмитажа: «…сохранением этих огромной стоимости культурных ценностей, которые представляют собой лучшие предметы Эрмитажных собраний, государство обязано тов. Байкиеву, сумевшему в трудных условиях военного времени с редкой добросовестностью и выдающимся мастерством выполнить эту большую и ответственную работу».


К слову сказать, подобного рода перевозки музейных ценностей далеко не всегда проходили столь успешно, да и поныне это считается чрезвычайно трудным делом. Так, например, в годы Первой мировой войны при аналогичной эвакуации из Парижа ценностей Лувра некоторые из них весьма существенно пострадали.


В предвоенные годы Байкиев, являясь единственным в своем роде специалистом, помимо Эрмитажа, много и плодотворно сотрудничал с другими ленинградскими музеями. В это же время он успешно работает над созданием памятника Муллануру Вахитову, с которым был знаком лично. Памятник установят в Казани на Юнусовской площади. Однако в годы сталинских репрессий он будет демонтирован и уничтожен.


Доподлинно известно, что Байкиев часто бывал в Казани. Здесь он вынашивал планы по созданию памятника Г.Ибрагимову и другим выдающимся деятелям татарской культуры. Однако осуществлению этих творческих замыслов помешала Великая Отечественная война.


В 1941-м Байкиеву исполнилось 73 года, но, несмотря на свой преклонный возраст, он активно участвовал в подготовке экспонатов Эрмитажа к очередной эвакуации. Третьей в его жизни… Уже на восьмой день войны, 30 июня 1941 года, на восток уйдет первый эшелон с ценностями Эрмитажа. В общей сложности, до наступления Ленинградской блокады было эвакуировано более одного миллиона экспонатов Государственного Эрмитажа. А те, что не успели вывезти, закапывали в песок, прятали в подвалах…


После окончания войны все спасенные экспонаты снова займут свое место в залах Эрмитажа. Однако Мирзажану Хурамшевичу Байкиеву не доведется участвовать в их приемке и размещении. Он погибнет в блокадном Ленинграде в середине 1942 года. Погибнет, спасая ценности Эрмитажа от бомб вражеской авиации.


* * *


Известно, что у М.Х.Байкиева было четыре дочери, и я не теряю надежды на встречу с кем-то из его близких родственников, которые, несомненно, могли бы дополнить мой рассказ о человеке, нашем соплеменнике, всю свою жизнь посвятившем служению Государственному Эрмитажу и погибшем, защищая его сокровища.


Фарит ХАБИБУЛЛИН.

image_printРаспечатать

Выпуск: № 171 (25767)


Добавить комментарий

06.10.2022

Самая нужная профессия

«Вы выбрали самую нужную профессию», – отметил Президент Рустам Минниханов в среду на открытии II Международного чемпионата профессионального мастерства в сфере промышленного строительства.

2700
06.10.2022

«Боевой дух – на уровне!»

Частичная мобилизация: хроника событий

На полигоне Казанского танкового училища в Лаишевском районе стартовало масштабное обучение мобилизованных. Учебная площадка поделена на несколько участков, на каждом из которых своя специфика.

2970
06.10.2022

Подростки учатся предпринимательству

В школах республики началось обучение по программе «Школьный бизнес-старт».

2740
06.10.2022

Книги от Минтимера Шаймиева

Первый Президент РТ Минтимер Шаймиев подарил Национальной библиотеке Татарстана более 3,6 тысячи книг из личной коллекции.

3160
06.10.2022

Каникулы с пользой

На базе молодёжного центра «Волга» в Лаишевском районе прошёл смотр республиканских профильных программ детского и молодёжного отдыха.

2990

Мнение

Фирдус ТЯМАЕВ, певец, народный артист РТ:


Если придёт повестка, никуда не денешься, – пойдём в армию. Несмотря на сложные времена в стране, я не прекратил свои концерты и прекращать не собираюсь. Но совесть перед нашими солдатами и их родными у меня чиста. Потому что большая часть выручки с моих концертов уходит на поддержку тех, кто сегодня сражается за мир в нашей стране.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru