Как-то возле одного из бавлинских лесов наткнулся я на старый и странный колодец, вода в котором не мерцала глубоко, как обычно, а подступала почти к самому его деревянному верху.
– Пейте, пейте, не опасайтесь. Здесь вода чистая, вкусная, – услышал я голос сзади. Обернувшись, увидел старика-грибника с корзинкой в руках. – Прежде, – добавил он, – таких вот колодцев со столь высоким уровнем водицы тут много было.
– Из-за особого расположения пластовых вод, наверное? – предположил я.
– Да, если по науке. Однако мне по нраву больше другое объяснение. Слышал я еще от прадеда своего древнюю легенду, в которой говорится, как такие колодцы в краях наших завелись.
И поведал мне, что жил некогда в этих местах крестьянин с женой и двумя сыновьями. Его окрестное население ведуном называло, поскольку умел он то, что другим людям недоступно. И болезни заговорами лечил, и были у него особые чудесные вещицы, к примеру, вроде бы обычные на взгляд сапоги, в которых ходят на охоту.
Как-то его старший сын посватался к дочке одного богатея. Причем в числе нескольких претендентов на руку и сердце красавицы. А отец невесты решил устроить среди женихов соревнование.
– Вот, – сказал им, – кто из вас добудет мне на шубу потребное количество лисьих шкур, за того и отдам дочку.
Не мастак был сын крестьянина обращаться с ружьем и прибежал за подмогой к бате. Но тот волшебные сапоги не дал.
– Соперничество твое с другими парнями честным должно быть, – отрубил отец.
Сын вроде как покорился. Однако, когда отец из избы по делам отлучился, пошел на грех (уж больно сильна была его любовь к девице) – выкрал заветные сапоги. А затем, понятно, конкурентов без труда одолел, накидав к ногам невестиного родителя столько шкурок, что тому еще и на шапку хватило бы.
Только было возрадовался юноша победе, как коварный отец красавицы новое испытание назначил.
– А теперь, – зыркнул он веселым глазом на соискателей сердца дочери, – давайте-ка заполните водой пересохший пруд на моей усадьбе. Хочу, чтобы лебеди по нему плавали. И тому, кто больше всех воды туда натаскает, так и быть, достанется дочурка моя распрекрасная.
Тут сын крестьянина вновь духом воспрял, поскольку на ногу был спор и силой обладал недюжинной. А посему решил, что легко возьмет верх и в этом состязании. Однако не тут-то было. Узнал его отец про проделку с сапогами и, чтобы все по-честному было, стал помогать противникам. В то время как сын отправился с бадейками к дальнему роднику, ударил ведун посохом о землю – и рядом с поселением возникли колодцы. Из них и натаскали воды в пруд остальные претенденты на невесту, оставив ни с чем сына ведуна. Парень с горя великого чуть в омут не бросился, но счастье оказалось на его стороне: предпочла всем прочим сына крестьянина девица-краса, вопреки воле отца. А ведуна люди с той поры стали называть Исергапом, что в древности на татарском означало “Справедливый”.
Вот от этого имени и название села Исергапово образовалось. Правда, следует заметить, не все согласны с такой версией, считая, что село действительно некий Исергап в глубине веков основал. Но он никакой не сказочный, а самый что ни на есть реальный человек, переселившийся сюда, может, с Урала, а может, из Башкирии, чьей территорией некогда село являлось, а возможно, и из Казани, откуда, когда ее Иван Грозный захватил, много татар в Исергапово перебралось. Недаром же в селе с незапамятных времен существует улица Казанская.
И сам Исергап, как уверяли меня сельчане, и все их древние предшественники были умельцами не только на полях или в скотоводстве, но и в ремеслах разных, в торговле. Не зря же Исергапово до революции своими ярмарками славилось.
Умение творить трудовые чудеса исергаповцы доказали в очередной раз не так уже давно, когда их кооператив “Урал”, называвшийся тогда еще колхозом, попал в крайне сложное экономическое положение. С трудом сохранив скот от большого падежа в зимний стойловый период, оставшись к весне, по существу, без кормов, исергаповцы столь умело организовали уход за животными, что за короткое время подняли продуктивность каждой фуражной коровы аж… на тысячу литров. За что в качестве заслуженного поощрения (никто не ожидал от занедужившего “Урала” такой прыти) получили два грузовых автомобиля.
Успех этот исергаповцы связывают во многом с Анасом Бакировым, который как раз в тот год возглавил колхоз. Он и сам здешний уроженец, имеет крестьянские корни. Прадед Анаса Камиловича по имени Бакер был в свое время крепким землевладельцем, хлеб выращивал успешно, знаменит был своим усердием, хозяйственной хваткой. Вот от него и пошла фамилия Бакирова. Анас Камилович унаследовал от прародителя лучшие его качества. Они весьма пригодились ему, когда он шестнадцать лет назад задумал испытать силы в свободном, так сказать, полете и основал собственное крестьянско-фермерское хозяйство, названное в честь прадеда “Бакером”.
Поначалу у него было двести гектаров, а сейчас тысяча, поскольку земляки стали доверять ему свои земельные паи. И не прогадали. В прошлом году Бакирову удалось получить урожай гречихи выше, чем в среднем по району. Увеличилась урожайность и других культур. Радоваться бы, казалось, Анасу Камиловичу своему процветанию, а он недоволен. По-настоящему хорошо жить, говорит, можно только тогда, когда и остальным людям вокруг хорошо. Живется же хорошо нынче, увы, отнюдь не всем. Покидают жители, особенно молодые, родное село. Хотя в Исергапове есть и средняя школа, и клуб, и медицинское учреждение, и магазины. А работы вот нет.
Близко к сердцу воспринимает это Бакиров, горько смотреть ему на пустеющие избы. Поэтому старается ежегодно увеличивать число рабочих мест в своем хозяйстве. А еще есть у него идея: купить с сотню импортных телок, вырастить из них коров, а затем значительную часть этих животных раздать на арендной основе землякам. Расчет Бакирова основан на том, что уход за буренками будет осуществляться целыми семьями, в том числе и молодыми исергаповцами.
Когда я рассказал одному из них об этом проекте фермера, тот прикинул, что, сдавая молоко Бакирову, можно заработать около сотни тысяч рублей за год.
– А что, – повеселел он, – есть смысл в селе остаться. Тем более что не хочется никуда из Исергапова на заработки уезжать, родителей бросать. Да и мест красивее наших нигде не видел.
Действительно, места здесь удивительные: кто хоть раз попил водицы из исергаповского колодца, обязательно сюда вернется.