Там, где начинаются Уральские горы

Тридцать шесть километров от Мензелинска по уфимской трассе, с нее вправо километров около семи через живописные луга, сосновый бор и березняк – и мы в селе Атрякле.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Тридцать шесть километров от Мензелинска по уфимской трассе, с нее вправо километров около семи через живописные луга, сосновый бор и березняк – и мы в селе Атрякле. Оно раскинулось на левом берегу одноименной речки, которая в свою очередь является левым притоком реки Мушуга. Именно здесь, как утверждают знающие люди, начинаются знаменитые Уральские горы. У каждой возвышенности тут свое имя. Вот Килен тау – Невестина гора: здесь в стародавние времена местные невесты проходили испытание на выносливость и хозяйственность. А вот – Чупаевская гора. С ее высоты поселение как на ладони: в самом центре, недалеко от мечети красуется свежим сайдингом Дом культуры, на виду местные магазины, офис сельхозпредприятия (его по старинке именуют конторой), колхозная столовая, средняя школа…


Аккуратные улицы, добротные дома. И даже немного обидно слышать, что в основе названия села, как утверждает известный татарский языковед, доктор филологических наук Фирдаус Гарипова, лежит фразеологизм “атряк алям”, означающий: сборище разноплеменных людей. Лично мне куда более по душе предположение ученых Л.Ш.Арслановой и Е.П.Казаковой, что “атрякле” означает “маленькое озеро”.


– Письменные источники утверждают, что село существует с 1703 года, – рассказывает директор Мензелинского краеведческого музея Альбина Бедарева. – Архивные документы, которые относятся к 1735 году, свидетельствуют, что жили здесь ясачные татары. В истории остался и факт участия 32 ясачных татар под предводительством Умметкула Тевкелева в Крестьянской войне 1773-1775 годов. А вот Пятая ревизия, которая, как известно, была проведена в 1795 году, отметила, что в населенном пункте проживают башкиры и тептяри. В самом начале своей истории населенный пункт насчитывал чуть более двухсот жителей, более всего атряклинцев было отмечено перед пролетарскими революциями двадцатого века – 1227 человек. Но войны, репрессии сделали свое дело. Кто погиб, кто сгинул в далекой сибирской тайге.


Не обошли село и пертурбации 50-60-х годов, связанные то с укрупнением, то с разукрупнением районов, коснулись его реформы конца прошлого века. Сегодня тут сто двадцать дворов.


– Любопытно проследить муниципальное подчинение Атрякле, которое отражает всю сложную историю нашего края, – замечает руководитель аппарата Мензелинского муниципального района Фаяз Варизов. – Вначале деревушка подчинялась Мушугинской тюбе Булярской волости Казанской дороги, затем – Уфимской провинции, потом – Казанской губернии, далее – Оренбургской комиссии, Оренбургской губернии, Мензелинскому уезду Уфимского наместничества, который в свою очередь был передан в Оренбургскую губернию. В середине девятнадцатого века атряклинцы вошли в состав Поисевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии. Даже в Муслюмовском районе побывали, а вот с февраля 1963 года Атрякле окончательно “осело” в Мензелинском районе.


Но какие бы политические ветры ни дули в этой стороне, неизменным оставалось одно – умение атряклинцев работать честно и в полную силу, о чем свидетельствует хорошее самочувствие здешнего сельхозпредприятия “Победа”. Сегодня, когда одно хозяйство за другим, не выдержав испытания рынком, обреченно падают в цепкие объятия инвесторов, оно сохраняет самостоятельность. Здесь если чего и боятся, так это того, что могут насильно “выдать замуж” за какой-нибудь банк или новоявленный холдинг.


– В нашем районе сегодня работают такие крупные инвесторы, как “Вамин” и Татреспотребсоюз. Их приход позволил решить проблемы хозяйств, которые находились в тяжелом финансовом положении. Но если то или иное хозяйство справляется своими силами со всеми проблемами, то нет резона приглашать сюда инвестора, – замечает глава Мензелинского муниципального района Гиоргий Куприянов. – А состояние дел в этом сельхозпредприятии нас радует, здесь умеют работать.


На внедорожнике руководителя “Победы” Радика Фаттахова мы лихо рассекаем окрестные поля. Редкое, доложу вам, получили удовольствие – такая вокруг красота! Куда ни посмотришь, всюду пышно колосится набирающая силу озимая рожь. Ни травинки сорной вокруг, ни надоедливого овсюга, ни пырея тебе с осотом. Это ж сколько нужно техники и людей, чтобы шесть с половиной тысяч гектаров сельхозугодий содержать в таком порядке?


С людским ресурсом сложновато – с сезонными рабочими насчитывается до двухсот пар рук, а вот техники в хозяйстве немало – около ста единиц. И среди них на машинном дворе пока еще диковинка – одноместный самолетик. Именно этот воздушный транспорт отвечает за чистоту полей в “Победе”. Вся работа с гербицидами и подкормками – на этой бело-голубой малышке. Хозяйство взяло самолет в лизинг, обошелся в круглую сумму, но Радик Шарипович уверен, что расходы себя оправдают.


Рисковать он, кстати, привык. Когда из благополучного фермерского бытия его выдернули в “колхоз”, он не стал роптать. Во-первых, совесть не позволила остаться в стороне. Все-таки деревня родная, здесь он не только вырос, но и по сей день живет. А во-вторых, когда-то его отец Шарип-абзый руководил этим хозяйством, и оно всегда считалось одним из лучших в районе. Так что и семейная гордость взыграла. Свое хозяйствование Радик Фаттахов начал с шага отчаянного: продал личную машину, чтобы на эти деньги купить элитные семена. Руководитель он жесткий и хозяйственник цепкий. Прежде чем требовать с работающих результаты, создал им достойные условия. В любую точку хозяйства теперь ведут добротные проселочные дороги. На фермах, машинно-тракторном дворе – порядок. В первые два года сельчане, по распоряжению председателя, забыли… о колхозной говядине. Ни одну голову крупного рогатого скота под нож не пустили, активно обновляли стадо. Зато теперь оно выросло до тысячи трехсот голов, только дойных коров – пятьсот.


В селе два магазина. Один принадлежит райпо, а второй – хозяйству. Народ предпочитает именно этот. Тут и под запись продукты можно получить, и заказ необходимый сделать. Деньги у людей теперь водятся. Доярки до пяти тысяч получают. Сено, солома – с общественного двора. Комбикорма недорогие, благо в “Победе” имеется свой мини-завод по их производству.


Главное, в селе немало молодежи. И дело не только в том, что есть тут хорошая школа, Дом культуры, каких и в городе поискать. Самое важное – есть жилье. Радик Фаттахов по-своему решил эту проблему. Хозяйство скупает пустующие дома, ремонтирует их, проводит газ, обустраивает двор, и обновленный дом ждет своего нового хозяина. И молодые, которые прежде уезжали в город искать крышу над головой, остаются в родном селе. А значит, у “Маленького озера” есть будущее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще