Недолгая, но яркая жизнь Габдуллы Кариева (1886 – 1920) и вся его творческая деятельность как режиссера, актера и художественного руководителя первой татарской труппы “Сайяр” были посвящены становлению национального сценического искусства.
Его близким другом был Габдулла Тукай, который принимал самое активное участие в жизни татарской труппы, возглавляемой Г.Кариевым. Перу Тукая принадлежат первые рецензии на ее спектакли, и он же в 1908 году придумал труппе название “Сайяр”(странствующий, передвижной).
В 1910 году Г.Кариев замышляет постановку пьесы Г.Кулахметова “Молодая жизнь”. В предисловии к ней автор написал: “Знаменитому русскому писателю Максиму Горькому, чье творчество отразилось и на этом произведении, посвящаю”. Напомню, что сразу после издания в 1908 г. пьеса “Молодая жизнь” была запрещена, а ее автор попал в поле зрения царской охранки. Попытка Г.Кариева, сменив название пьесы, получить разрешение на ее постановку, не увенчалась успехом. Больше того, за режиссером тоже устанавливают негласное наблюдение. Каждый его шаг, появление в том или ином городе России фиксируется. В августе 1910 года нижегородская полиция запрещает спектакли труппы “Сайяр”, мотивируя свое решение тем, что артисты 25 процентов от сбора “выделяют в пользу нелегальных политических организаций”.
Полицейская слежка за Г.Кариевым усилилась после собрания татарской молодежи, организованного по его инициативе 13 марта 1913 года. На собрании присутствовало немало прогрессивно настроенных молодых людей, речь шла “о мусульманском движении в России”.
В апреле того же года умер Габдулла Тукай. Смерть поэта буквально всколыхнула передовую татарскую молодежь Казани и всей губернии. Прощание с поэтом вылилось в небывалую демонстрацию прогрессивных сил. Начинаются гонения на лидеров татарской интеллигенции. Опасаясь ареста, в ночь с 1 на 2 мая Г.Кариев с труппой “Сайяр”, спешно покинув Казань, отправляется в длительную гастрольную поездку по городам России.
Отъезд Г.Кариева явился полной неожиданностью для охранки. В различные города – Симбирск, Самару, Саратов, Царицын, Астрахань, Баку – полетели секретные послания начальника Казанского жандармского управления с указанием установить за Кариевым негласное наблюдение.
В Симбирск труппа “Сайяр” прибывает 2 мая. На следующий же день, отыграв спектакль, ночным рейсом отплывает в Саратов. Только здесь жандармы выходят на след Г.Кариева. Переезжая из города в город и находясь под постоянным контролем охранки, которая на всем пути следования труппы передавала ее из рук в руки, “сайяровцы” прибывают в Среднюю Азию. В Бухаре Г.Кариев встречается с Махмудом Алиевым (с 1917 г. – Дулат-Али), чья жизнь была полностью отдана революционной борьбе. Нужно сказать, что дружеские отношения между труппой “Сайяр” и Дулатом-Али устанавливаются еще задолго до встречи в Бухаре. В первые годы деятельности труппы Дулат-Али часто защищал ее от нападок буржуазно-националистических и фанатично-клерикальных элементов. Сохранился фотоснимок, на котором Дулат-Али запечатлен в кругу татарских актеров. Весьма возможно, что Кариеву приходилось выполнять по поручению Дулата-Али функции связного, ибо лучшего “курьера”, чем он, переезжающего с труппой из одного города в другой, пожалуй, и быть не могло.
Не только своей активной творческой и общественной деятельностью, но и деньгами, собранными от спектаклей труппы “Сайяр”, Г.Кариев способствует делу пропаганды идей свободы, демократии, равенства. Спектакли труппы “Сайяр” пробуждали в массах национальное самосознание, приобщали их к театру, искусству.
Политика и искусство были неразрывны в жизни Г.Кариева, и все же в первую очередь он был актером и режиссером труппы “Сайяр”. Творческая деятельность Г.Кариева поистине многогранна. Как руководитель труппы он ведет большую работу с начинающими драматургами, проявляет незаурядные способности как педагог по актерскому мастерству, большое внимание уделяет изучению наследия русского театра, и прежде всего творческого метода К.С.Станиславского. С этой целью весной 1917 года Кариев организовал поездку труппы “Сайяр” в Москву, на спектакли МХТ “На дне”, “Синяя птица” и “Дядя Ваня”. По воспоминаниям, тогда же состоялась встреча татарских актеров с Константином Сергеевичем Станиславским. Во время их беседы обсуждались конкретные проблемы постановки пьес М.Горького, А.Чехова, общие принципы реалистического сценического искусства. Этот разговор с отцом-основателем Московского Художественного театра лишний раз убедил Кариева в правильности выбранного им пути в искусстве.
Г.Кариев закладывает основы профессиональной режиссуры татарского театра. Большое значение он придает психологической разработке характеров, глубокому проникновению в образ и каждый раз добивается ансамблевости актерского исполнения. Кроме того, он приглашает на разовые постановки режиссеров русских театров -В.Зотова, М.Громова, Н.Зимового, Н.Михайленко.
Как актер Г.Кариев также был приверженцем реалистической школы. Среди созданных им ярких и правдивых сценических образов – Хамза бай (“Первое представление” Г.Камала), Сиразетдин Туктагаев (“Банкрот” Г.Камала), президент фон Вальтер (“Коварство и любовь” Ф.Шиллера), Дикой (“Гроза” А.Островского), Городничий (“Ревизор” Н.Гоголя), Лопахин (“Вишневый сад” А.Чехова), Ванюшин (“Дети Ванюшина” С.Найденова), Бессеменов (“Мещане” М.Горького) и многие другие.
Жизнь Г.Кариева была полностью посвящена служению театру. Его близкий друг, писатель Галимджан Ибрагимов отмечал: “Для Кариева нет личной жизни, счастья, блаженства, а есть только театр и жизнь ради театра…”
В годы Гражданской войны большинство актеров, прошедших школу Г.Кариева, свяжут свою жизнь с Красной Армией. Это они, его воспитанники, создадут и возглавят более пятидесяти мусульманских фронтовых армейских театров.
Но больше всего Кариев мечтал о стационарном театре и даже присмотрел для него помещение в Казани – известный “Дом Шамиля”. Но этим планам не суждено было осуществиться. Летом 1918 года труппа “Сайяр” распалась, а через два года не стало и самого Габдуллы Кариева.
Постоянные лишения, чрезмерный труд и нервные нагрузки подорвали его здоровье… Однако, несмотря на болезнь, Кариев продолжал выходить на сцену. Ровно за две недели до смерти, 16 января 1920 года, он исполнил одну из главных ролей в комедии К.Тинчурина “Политическая борода”.
Г.Кариев скончался в расцвете творческих сил, в 33 года. Высоко оценивая его творческую деятельность, драматург К.Тинчурин писал в те траурные дни: “Несмотря на различные преследования и притеснения… Кариев свое детище – труппу “Сайяр” – поднял на уровень театров других национальностей, столетиями находившихся в более привилегированном положении…”
Фарит ХАБИБУЛЛИН.