Есть у жителей старинного азнакаевского села Урсай, которому, по данным краеведов, перевалило уже за триста лет, одна добрая примета. Если председатель их сельхозкооператива послал плотников наводить мост через реку Ик (а деревянная переправа эта собирается ежегодно по-новому, чтобы весеннее половодье ее не смыло), то, значит, конец посевной и быть скоро веселому празднику Плуга. Отмечают же урсайцы Сабантуй по давней традиции на противоположном берегу в обширной живописной лощине, называемой “поляной жизни”. Поскольку именно здесь спасались от страшного голода в начале двадцатых годов прошлого столетия крестьяне, которые кормились на том лугу щавелем, растениями со съедобными кореньями, различными ягодами.
Легендарным это место для урсайцев стало еще потому, что существует связанное с ним древнее сказание, услышанное мной от местных старожилов. Обитал, говорят, здесь некогда земледелец по имени Урсай, возраст которого трудно было определить. Мужик этот легко на плечи взваливал нагулявших уже изрядный вес бычков, здоровенными молотами в кузне своей как игрушечными орудовал. Однако был совершенно седой, словно лунь, и при очень ясных молодых глазах, белозубой улыбке имел на лице глубокие морщины.
А еще ходили по округе слухи, что Урсай – ведун. В чем сельчане окончательно убедились даже не тогда, когда Урсай нескольких смертельно больных человек своими отварами на ноги поставил, а увидев случайно, что он с одной из больших полян в дубраве на другом берегу у реки делает.
Творил же там Урсай деяния поистине чудесные. Если приходили на поляну ту люди хорошие, то открывались перед ними грибы, ягоды, будто напоказ, бери – не хочу, а если плохие, то прятались немедленно так, словно и не было их там, и днем с огнем не сыщешь…
Вот в знак благодарности Урсаю соседи и нарекли свое поселение его именем. А те, кто держал обиду на странного сего землепашца, пожаловались на него водяному духу, попросили того затопить отказывавшую им в дарах поляну, пусть, мол, тогда вообще никому не достается. Умилостивили того подношениями, и пошел водяной навстречу злыдням, поднял воды реки выше берегов, и те хлынули было на поляну-кормилицу. Но встал на пути грозных мутных потоков Урсай, легко, мановением рук развернув их назад. Однако водяной с поражением не смирился и еще несколько раз, когда Урсай неведомо куда исчез, пытался затопить ту поляну. Но теперь на ее защиту вставали уже сами урсайцы.
Вот и не так давно еще Ик вновь пугающе подступил буквально к домам села, проглотив один летний животноводческий лагерь и примеряясь “пообедать” другим, подмывая и подмывая свои берега. Но тут поднялся на их укрепление практически весь Урсай от мала до велика. И отстояли-таки земли хозяйства, усмирив реку, одев ее в новые бетонные наряды.
Спасена в тот год была и “поляна жизни”, куда приходят охотно в гости отпраздновать Сабантуй жители соседней русской деревни Карповка, что на другом, башкирском берегу реки, с которой татарское село Урсай дружит крепко.
– Уж на что мы голосистые, – говорят карповцы, – а урсайцы еще певучее. Как заведут песни – сперва заслушаешься, а потом не хочешь да подпоешь.
Наряду с этим славится Урсай исстари и своими рукодельниками, которым по силам что искусно печку любого вида выложить, что надежную кошевку, в которую лошадей запрягают, из гибких прутьев сплести. Однако особо широко и не только в районе, но и по всей республике славятся хлеборобы села.
Столь же высоко оценил растениеводческие успехи кооператива и Президент Татарстана М.Шаймиев. Как-то на очередном семинаре в Арском районе он, обращаясь к главам администраций, сказал:
– Я стараюсь хотя бы раз в два года на полях Урсая побывать, а вам бы следовало каждый год туда ездить, перенимать опыт по-настоящему высокой культуры земледелия.
То же самое руководитель республики затем сказал и на торжественном сельскохозяйственном совещании в Казани, подчеркнув, что урсаевцы добились рекордной урожайности, убрав с каждого гектара по 73 центнера зерна. Тогда Президент попросил председателя урсаевского сельхозкооператива Равиля Бакирова встать, чтобы все увидели, как герою вручают золотые именные часы.
Но мало кто знает, что несколько лет до этого прославленное ныне хозяйство пребывало, мягко говоря, в состоянии удручающем, близком к кризисному. Долгое время его возглавлял толковый руководитель. Но когда он ушел на пенсию, в Урсае за четыре года сменилось три председателя. Вот в результате такой чехарды и досталось Равилю Ильясовичу аховое наследство. Урсаевцы тогда проявили вновь в полной мере свой коллективный характер, который помог им выстоять и в период коллективизации, и в годы Великой Отечественной войны, работая в авральном, почти круглосуточном трудовом режиме.
В хозяйстве появилась вторая мельница. Бакиров подсчитал, что если зерно продавать уже в виде готовых хлебобулочных изделий, то выручка может возрасти в 4-5 раз. Вот почему в Урсае завели и пекарню, собираются открыть свой фирменный магазин в районном центре.
Однако все же основным источником прибыли для урсаевцев являются их производственные подразделения. Прежде обработка каждого гектара обходилась примерно в пять тысяч рублей. Теперь, испытав нужду, решили, что хозяйству это не по карману. И отказались от традиционных способов возделывания пашни, заменив их на поверхностную обработку почвы и убив при этом сразу нескольких зайцев: почти втрое сократился расход горюче-смазочных материалов на зяблевых полях, в 7-8 раз уменьшились сроки их обработки, значительно увеличились толщина и качество гумусного слоя, содержание влаги. Урсаевцы умело используют для возвращения земле силы пожневные остатки. Прикинув, что 20 центнеров соломенного крошева, запаханного в почву соответствующим образом, равны по своему потенциалу килограммам пятнадцати дорогих минеральных удобрений, которые еще и привезти надо издалека, с легкостью перешли на эту технологию.
Не забывают в хозяйстве и об обновлении сортов различных культур, ежегодно осуществляя эту кропотливую работу в полном соответствии с принятой в хозяйстве долговременной программой. Так, урсаевцы первыми в районе привезли из дальних краев и начали возделывать новый сорт новосибирской пшеницы, который стопроцентно оправдал связанные с ним ожидания.
Появились “новоселы” и на кормовых угодьях хозяйства, позволившие заметно удешевить кормление дойных, откормочных гуртов кооператива и улучшить вкусовые качества мяса. Да настолько, что за ним приезжают заготовители даже из Москвы, привозя в Урсай “живые” деньги. Словом, не пожалели в хозяйстве о тех усилиях, которые приложили для сохранения и увеличения поголовья крупного рогатого скота.
Вот так и складывается достаток красивого татарского села Урсай, радующего взор приезжих добротностью, нарядностью подворий, чистотой улиц и проулков с благоухающими летом цветниками. Недаром же Урсай во всей округе называют то “столицей”, то “Парижем”.