Бурные страсти разгорелись в минувшем месяце на границе Татарстана и Самарской области. Виной тому – дерзкая хулиганская вылазка черемшанской молодежи в районном центре Шентала.
В одну из последних зимних суббот около тридцати парней из Черемшана, вооруженных арматурой и бейсбольными битами, ворвались в кафе “Мечта” в центре Шенталы и принялись избивать присутствующих. Молодчики крушили все, что попадало под руку, но этого им показалось мало. После расправы нападавшие учинили погром по соседству – в салоне игровых автоматов. Итог – многотысячный материальный ущерб, десятки пострадавших, шесть госпитализированных с тяжелыми травмами.
Как выяснилось, случившееся было местью черемшанцев – учащихся Шенталинского промышленного техникума, которые повздорили с местной “братвой”. Накануне несколько студентов из Татарстана отмечали день рождения одного из них в том самом кафе “Мечта”. Все было вполне цивилизованно до тех пор, пока компания подвыпивших учащихся не стала выяснять отношения со шпаной, “крышевавшей” это заведение. Вспыхнула драка, в результате которой черемшанцы вынуждены были ретироваться. Но они пригрозили вернуться, чтобы наказать своих обидчиков. И угрозу свою выполнили: собрав на родине “группу поддержки”, два дня спустя высадились в Шентале десантом на шести легковушках…
Шентала еще долго приходила в себя от случившегося. Сотрудники милиции по обеим сторонам административной границы с трудом удержали жителей самарского села от возможных ответных действий. Несколько успокоило общественное мнение то, что зачинщики ЧП по горячим следам были задержаны, началось следствие. Всех их, как пишет газета “Наш Черемшан”, ожидает суровое наказание.
Эмоции, слава богу, схлынули. Однако до сих пор журналисты ломают голову, как подобное могло произойти. Никакой чрезвычайщины в истории двух поселков до сих пор замечено не было. Черемшан и Шентала всегда жили дружно. Жители республики приезжают в Шенталу – на работу на железнодорожной станции, на лечение в местной больнице, за товарами на рынок, на учебу… Откуда столько жестокости в действиях нападавших, ведь каждый из них оказался из вполне благополучной семьи?
Очередь сокрушаться дошла и до “Чистопольских известий”. Пожилые читатели завалили редакцию просьбами разъяснить порядок устройства в социальные стационарные учреждения, в частности дома престарелых. Совсем не мил, видно, стал старикам родной дом.
Согласно разъяснениям специалистов в дома-интернаты принимаются две категории граждан – пожилые люди (женщины старше 55 лет, мужчины старше шестидесяти) и инвалиды I и II групп старше восемнадцати лет, которые не имеют трудоспособных детей или родителей. По логике вещей, последние обязаны содержать своих обделенных судьбой близких. Но в том-то и дело, что есть такие, кто не содержит и содержать не намерен.
В органы соцзащиты приходят доведенные до отчаяния старики, дети которых злоупотребляют алкоголем (а иногда и наркотиками). Пожилые люди отказываются возвращаться домой, поскольку там их ждут нечеловеческие бытовые условия. Распоясавшиеся отпрыски отбирают у несчастных пенсию, издеваются над ними и фактически обрекают на голодную смерть.
Выход из создавшегося положения видится единственный – в судебном порядке взыскать с таких детей алименты. Именно на эти деньги пожилые могут быть устроены в столь желанный приют. Только вот вопрос: где взять силы судиться этим измученным людям?
С затронутой проблемой перекликается довольно симптоматичное сообщение верхнеуслонской “Волжской нови”. Местный интернат для престарелых переполнен. Он рассчитан на 50 человек, а содержатся в нем 58. Еще несколько стариков ждут не дождутся своей очереди, чтобы оказаться на попечении государства. В связи с острой нехваткой мест рассматривается вопрос о переводе пьющих и нарушителей порядка (есть, как выясняется, и такие!) среди клиентов учреждения в новый специнтернат в Аксубаеве. Условия там, как в исправительной колонии, – буйным самое место.
Самих аксубаевцев в это время активно зазывали в Казань. Местная “Сельская новь”, как и другие районные издания, дала в прошлом месяце подробный отчет о встрече с сельчанами выездной группы Казанского авиационного производственного объединения им.Горбунова. Цель поездки заводских волонтеров по республике – вербовка рабочих на это предприятие.
В последнее время на КАПО возросли объемы производства, поясняет “Бугульминская газета”. Государство приступило к размещению здесь крупных заказов. Оживились работы по ремонту и модернизации старой военной авиатехники, выпуску авиалайнеров различных модификаций и комплектующих к ним, готовится запуск линий по серийному производству новых моделей самолетов. Однако рабочих рук не хватает. Производству нужны слесари, токари, фрезеровщики.
Увы, казанцы на нелегкую “пролетарскую” работу идут с неохотой. Вот и остается вся надежда на жителей глубинки. Руководство предприятия обещает хорошие зарплаты, а при необходимости – возможность получить необходимую рабочую специальность прямо на предприятии. Размер одной только стипендии будущим авиастроителям установлен в три тысячи рублей.
Удастся ли навести мосты между городом и селом, покажет время. А вот знаменитый Романовский мост через Волгу придется… закрыть. К счастью, как сообщает “Зеленодольская правда”, временно.
Еще прошлым летом у подножия железнодорожного моста выросла гора песка, а на расчищенную площадку поблизости начали свозить стройматериалы. Зеленодольцы не уставали гадать, какая стройка здесь ожидается.
И вот карты раскрыты. Как пояснил журналистам начальник Юдинской дистанции пути Горьковской железной дороги Александр Липатов, физически устаревший мост будет подвергнут капитальной реконструкции. Сегодня он не отвечает современным требованиям по нагрузкам и безопасности, проявилась усталость металла. В последний раз ремонт моста производился полвека назад, когда, кстати, рядом был возведен второй, сварной, мост. Старый однопутный, как известно, соорудили в 1913 году на заклепках. К своему столетию Романовский мост предстанет в обновленном виде.
Пользуясь случаем, А.Липатов обратился к старожилам и всем заинтересованным лицам с просьбой высказать замечания и предложения относительно проекта реконструкции и сохранности ценного исторического сооружения. Поскольку мост является памятником индустриальной архитектуры, строители обещают прислушаться к возможным пожеланиям. Поэтому если у вас есть что сказать по этому поводу, звоните по телефону в Казани – 549-22-30.
К сожалению, не все планы реализуемы. Вот и расчет на то, что в первом квартале текущего года Лаишевский рыбозавод выловит и переработает 72 тонны рыбы, провалился.
Ситуация действительно беспрецедентная. Сушить весла, как пишет “Камская новь”, на заводе вынуждены начиная с конца января. Как считают рыболовы, из-за головотяпства чиновников территориального органа Росприроднадзора по РТ в Москву вовремя не были переданы результаты экспертизы о состоянии биологических ресурсов по Средней Волге. По этой причине между рыбозаводами Татарстана и соседних регионов не были распределены квоты на промышленный вылов речной рыбы. В результате в соответствии с действующими правилами был введен полный запрет.
Даже если он и будет отменен в ближайшее время, наверстать упущенное рыболовы не смогут и понесут ощутимые убытки. На рыбозаводе найден временный выход из ситуации: под банковский кредит предприятие закупило рыбу на стороне. Это позволило обеспечить работой часть персонала, однако уже привело к удорожанию продукции.
Зато рыбки в мутной воде нынче вволю наловили торговцы. Как информирует тетюшский “Авангард”, во время недавнего ажиотажа цены на соль выросли в 10-12 раз и достигли кое-где сорока рублей за килограмм. Несмотря на это, товар полностью смели с прилавков. Читатели и сегодня жалуются, что в магазинах потребкооперации, несмотря на заверения высоких начальников, до сих пор невозможно купить соль, а также спички и сахар. Зато у спекулянтов все это продается по бешеной цене.
Поистине – разруха начинается в головах. В этом уверена и читательница “Сармана” Муршида Хабибуллина. “Мы часто ездим из Сарманова в Азнакаево, где живут родственники, – пишет она. – По пути проезжаем через большую деревню Дусюмово. И каждый раз сердце ноет”.
Оказывается, неподалеку от Дусюмова у дороги установлен большой портрет Мусы Джалиля. И так близко от проезжей части, что в непогоду летят на него брызги, а то и ошметки грязи от проезжающих автомобилей. Со временем грязь на портрете засохла и образовала пятна. Краска кое-где выцвела и сошла. Облик поэта изуродован.
“Неужели нет никакого уважения к поэту-Герою, столетие со дня рождения которого мы отметили?” – вопрошает жительница Сарманова.
Районной газете стало известно, что уже в течение четырех лет в муниципальном образовании из двух населенных пунктов – Дусюмова и села Лешев-Тамак – нет ни ответственного культурного работника, ни сельского клуба. Так что некому за портретом присмотреть…