О жизни и творчестве Мусы Джалиля написано много книг и статей, но одна очень важная страница его биографии до сих пор остается неизвестной для широкого круга почитателей его таланта.
А связана она с пребыванием поэта в селе Верхазовка весной и в начале лета 1933 года. Тогда молодой журналист, сотрудник общесоюзной татарской газеты “Коммунист” Муса Джалиль был командирован в Дергачевский район Нижне-Волжского края. Здесь он находился с 23 марта по 11 июля и все это время жил в Верхазовке.
Коллективизация в районе к тому времени в основном завершилась, но жители татарских сел, никогда не знавшие помещиков, не выказывали никакого энтузиазма в деле социалистического строительства. “Колхозы в упадке”, – так определил состояние дел М.Джалиль. Несмотря на первоначальную некоторую настороженность сельчан по отношению к “представителю Москвы”, Джалиль довольно быстро стал своим человеком в Верхазовке и других селах. Его литературный дар, знание сельской жизни (ведь он происходил из оренбургского аула), личное обаяние и редкое, но чрезвычайно ценимое, особенно в известном своими балагурами Ильмине, остроумие Джалиля обеспечили ему успешное выполнение миссии агитатора.
Но в еще большей степени ему удалась собственно поэтическая миссия. Число написанных им в Верхазовке произведений невелико (“Весенняя дорога”, “На ранней посевной”, “Песни комсомольской бригады”, “Лэйсан”, “Поздний вечер”, “Вор”, “Ударнику пера”), но почти все они литературно совершенны, известны и любимы в народе. Короткая поэма “Письмо с Волги” также обязана своим появлением Верхазовке. К верхазовским истокам восходят и большие поэмы Джалиля – “Директор совхоза” и “Солнце и директор”. Ими обозначено вступление Джалиля в полосу поэтической зрелости. Предельная естественность интонации, обращение к разговорному жанру и блестящее использование его возможностей в стихосложении (“Весенняя дорога”, “Письмо с Волги”), обретение законченной формы стиха и абсолютного совпадения между словом и чувством в любовной лирике (“Поздний вечер”) – драгоценные завоевания верхазовского периода творчества поэта.
Выпуск многотиражной газеты “Ударник посевной”, воспитание селькоров, бесчисленные поездки по району, написание очерков для московской и астраханской газет, редкие чаепития и молодежные вечеринки – в череде этих дел прошли 111 дней Мусы Джалиля в далеком от Москвы и Казани краю. Командировка его заканчивалась 1 июня. Но поэт задержался еще на полтора месяца, а уехав, затосковал:
Хотя Волга меня
Далеко
Увела,
Сердце мое
На ваших полях.
Вы появитесь в песнях
Моих, еще не написанных.
Эти колхозные поля
Научили меня
Новым песням и мотивам.
Но более всего
Запечатлелся в сердце моем
Твой образ…
Так прощался поэт с краем, ставшим ему родным. “Письмо с Волги” – это, по сути, ностальгическая исповедь поэта перед теми, кто его любил и кого он полюбил навсегда. А в поэме “Солнце и директор” главная героиня носит имя Джамиля. Это имя моей абыстай, двоюродной бабушки, в семье которой жил поэт в Верхазовке весной и летом 1933 года.
Сагит ФАИЗОВ.