Если вы до сих пор уверены, что наступил Год собаки, то спешим вас разочаровать. Сведения восточных звездочетов не совсем полные.
Годом коровы объявило текущий 2006-й Министерство сельского хозяйства России. Цель – восполнить в стране поголовье крупного рогатого скота, заметно снизившееся за годы рыночных преобразований. В регионы будут направлены прямые денежные субсидии, предназначенные коллективным предприятиям для закупки племенных животных.
Впрочем, как подчеркивает кукморская “Трудовая слава”, особых иллюзий на сей счет сельчане не питают: прошлый год в календаре российского Минсельхоза значился Годом свиньи, однако на отечественном животноводстве благоприятно это не сказалось. Наоборот, совокупное поголовье хрюшек в России сократилось по сравнению с позапрошлым годом на шесть процентов. Зафиксировано падение соответствующего показателя и в Татарстане, хоть и не столь выраженное.
Важным критерием в оценке благосостояния села специалисты считают уровень пенсионного обеспечения его жителей. Только в Азнакаевском районе, пишет местный “Маяк”, 18360 получателей различных пенсий, или две трети его населения. Средний размер пособия по старости на конец прошлого года составил 2506 рублей. При этом почти четыре тысячи стариков получают пенсии, размер которой меньше прожиточного минимума (до недавнего времени – 1980 рублей).
Главная причина столь плачевного положения дел – неплатежи или мизерные перечисления коллективных предприятий в Пенсионный фонд. И пока село не встанет с колен, достойных пенсий сельчанам не видать.
Ощутимую прибавку к государственному содержанию некоторым пожилым людям помогли получить в январе… трескучие морозы. Надежду Шпак в прошлом месяце распродала на центральной сорочке Нурлата весь сезонный запас товаров собственноручной выделки – шерстяные варежки, носки и пуховые шали, пользовавшиеся ажиотажным спросом. Под конец месяца только носков Надежда Андреевна продавала по две-три пары на дню – столько, сколько, как сообщает “Дружба”, успевала связать по-стахановски за ночь.
Не отставали от местных рукодельцев и заезжие торговцы. Вячеслав Алексеев из Чистополя давно “прописался” на нурлатском рынке и специализируется здесь на сбыте валенок. Обычно он продавал не более десяти пар в день. Но в разгар стужи валяная обувь, несмотря на удорожание – до 400-500 рублей за пару, стала самым ходовым товаром. Вячеслав Павлович не успевал доставлять валенки на рынок. Везти их приходилось из Чебоксар – именно там изготавливают пимы, одну из разновидностей шерстяной обуви, славящейся своей прочностью.
Тридцатиградусные морозы вытеснили с первых полос районок другие новости и превратились в главную тему прошлого месяца. При этом альметьевское “Знамя труда” в пух и прах раскритиковало подход к ее освещению со стороны ряда федеральных СМИ. В сообщениях московских журналистов предпочтение отдавалось разного рода “чернухе” – авариям и происшествиям на местах, спровоцированным морозами. А вот о том, что жизнь в глубинке в это время в большинстве своем шла своим чередом и люди, как обычно, самоотверженно ходили на работу, не упоминалось. Все это – как само собой разумеющееся!
Но когда морозы приблизились к первопрестольной, москвичей как будто подменили. Они впали в настоящую истерику. Новостные выпуски федеральных каналов неизменно открывались сообщениями об ужасных морозах в Москве. Особенности национальной зимы в других регионах моментально отошли на второй план. Кульминацией этой свистопляски стало Крещение, когда в Москву нагрянули 35-градусные морозы. Они изображались чуть ли не как ЧП вселенского масштаба. Некоторые комментаторы всерьез предлагали объявить на время морозов нерабочие дни.
Ох, и любят же себя холеные москвичи!
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Именно морозы стали причиной срыва доставки альметьевской районки к своим читателям. Как и большинство других местных изданий, с нового года эта газета начала печататься в Казани (куда перед этим передается ее электронный макет), а затем весь тираж доставляется для распространения к месту “дислокации” подписчиков. Однако понижение температуры до запредельных показателей привело к сбоям. Несколько номеров издания пришли к читателям с большим опозданием. Об этом, кстати, сообщила и апастовская “Звезда”.
Любопытный пример укрепления обратной связи с аудиторией продемонстрировала “Юта-зинская новь”. Она наградила инспектора местного отдела внутренних дел Дмитрия Шепталина подпиской на газету на первый квартал текущего года. Этой чести сотрудник милиции удостоился за письмо в редакцию, которое стало тысячным по счету в почте районки за прошлый год. Не каждая газета может похвастаться столь активным авторским штатом…
У природы, как известно, нет плохой погоды. Но чтобы не произошло климатических катаклизмов, окружающую среду, простите за банальность, необходимо беречь. “Вечерние Челны” предлагают начать с охраны отечественных лесов. Для этого необходимо определиться с выбором… туалетной бумаги.
Какая тут логика, поясняют активисты российского отделения международного общества “Гринпис”. В выпущенной ими недавно брошюре “Как правильно выбрать туалетную бумагу” дан почти полный список российских производителей туалетной бумаги. Он разделен на три части: красный, желтый и зеленый. В первый входят производители бумаги из целлюлозы, во второй – из смеси целлюлозы и макулатуры, в третий – только из макулатуры. “Вечерние Челны” с гордостью сообщили, что местный картонно-бумажный комбинат оказался в зеленом – самом безопасном разделе.
Поясним: использование туалетной бумаги из первичной целлюлозы ежегодно отправляет в канализацию более десяти тысяч гектаров леса в нашей стране. Семья из четырех человек, отдавая предпочтение бумаге из макулатуры, может сохранить ежегодно одно дерево в тайге. К тому же технология выпуска туалетной бумаги из макулатуры такова, что позволяет удалить из нее все потенциально вредные вещества, содержащиеся в первичном сырье.
От экологии окружающей среды – к экологии внутренней. Больше трех месяцев малыш по имени Ромка находится в пестречинской районной больнице. Нет, он ничем не болен, просто ему негде больше жить. Пацану всего два года, поэтому его не могут взять в приют. Мать Ромки, сообщает газета “Вперед”, лишена родительских прав. А в Доме ребенка – длинная очередь из таких же нуждающихся.
Вот и приходится работникам местного отдела социальной защиты искать белобрысому озорнику с голубыми глазами новых родителей. Пока, увы, безуспешно – решение подобной задачи в наши времена не из легких. Очерствели людские сердца.
Когда дети становятся лишними, это беда. А если лишние – жены? Вопрос о легализации многоженства муссируется в обществе постоянно. Он неоднократно поднимался даже в Госдуме России. Однако без особых последствий. Но в Арске, как выясняется, сторонники многоженства ждать не намерены. Недавно один очень видный житель райцентра, по информации “Арского вестника”, привел к себе в дом вторую жену и… не скрывает этого!
А что, собственно, в этом плохого? Может, многоженство – действенный способ решить демографическую проблему! Не то, глядишь, кругом останутся одни китайцы. Они уже и сегодня активно осваивают наши просторы. Вот и в Буинске широкий резонанс имела частная китайская выставка в краеведческом музее.
Называлась она “В стране цветущего лотоса”, и привез ее наш соотечественник по имени Ван Хуафань. Среди экспонатов – восточные предметы быта, посуда, одежда, украшения, различные изображения божеств и культов. На прощание каждый посетитель мог поучаствовать в чайной церемонии и попить настоящего китайского чая.
Газета “Знамя” рассказала, что у себя на родине Ван окончил школу искусств, худфак пединститута, а затем – Московскую международную педагогическую академию. Его хобби – живопись. Жена – русская, зовут Екатериной. Ван учился с ней на одном курсе. Сейчас они живут в Удмуртии, в городе Глазове.
Хуафань в постоянных разъездах – с выставками он уже побывал в Елабуге, Менделеевске, Нижнекамске, Набережных Челнах. В настоящее время “гастролирует” до Ульяновска. Назначение поездок – просветительское. Это популяризация китайского искусства и изучение культуры народов России. В Буинске Хуафань посетил две мечети, приобрел татарский национальный костюм. Его оформление Вану весьма импонирует. Он утверждает, что цветовая гамма и орнамент, характерные для татарского костюма, очень напоминает те, что приняты на его родине.
Покоряет заграницу и наша молодежь. Двадцатилетний Ахмад Минсагиров из Спасска осенью уехал учиться в Египет. Такое право он заслужил будучи студентом московского Российского исламского университета. В Каирском университете он изучает арабский язык и восточную культуру.
Во время недавних каникул Ахмад поделился со спасской “Новой жизнью” впечатлениями о жизни на Востоке. Нельзя сказать, что они восторженные, напротив, заметно, что в сознании молодого человека произошла критическая переоценка ценностей. Получив представление об особенностях иностранного образования, Ахмад убедился, что российское гораздо качественнее и фундаментальнее. Тем не менее, он высоко ценит возможность изучить арабский язык в стране-носителе, там, где знания можно применить на практике.
В самом Каире Минсагирова поразил автомобильный хаос на дорогах. Ему показалось, что там никто не соблюдает правила дорожного движения. Улицы очень захламлены. В университетском общежитии бросается в глаза аскетичность обстановки. Зато в Египте очень низкие цены на продукты, и сравнительно небольшой стипендии вполне хватает, чтобы не бедствовать. Более того, на свою стипендию Ахмад съездил к знаменитым пирамидам древних фараонов и даже побывал на курортах на Красном море. По словам нашего студента, в Шарм-эль-Шейхе чуть ли не каждый второй – из России. Так что скучать по родине благодаря частым встречам с соотечественниками не приходилось.
А вообще Ахмад Минсагиров полностью согласен с народной мудростью: в гостях хорошо, а дома лучше…