Капризная фортуна купеческой доли

Когда в Казани поселились мои предки, точно неизвестно.

Когда в Казани поселились мои предки, точно неизвестно. К сожалению, я не нашел соответствующих документов ни в архивах, ни в метриках, ни в органах регистрации актов гражданского состояния.


Скорее всего, мой прадед по отцовской линии Пейсах Милицын, выходец из кантонистов, получил вид на жительство. Известно также, что “холодный сапожник без образования” (так он характеризовался по документам) в 1850-80 годах уже проживал на улице Московской (до недавнего времени – Кирова) с семьей во флигеле дома купца-бакалейщика Агафона Афанасьева, которого в честь известного московского кондитера называли казанским Елисеевым.


Именно здесь, в доме №13, и родился в 1871 году сын в семье Милицыных – Абрам. Очень рано он стал работать подручным на складе у купца. И к своим семнадцати годам исполнительный, смышленый, умеющий считать копейку, он становится младшим приказчиком Афанасьева. Абрам рано женился, и у них с женой Лией родилось девять детей, почти все – погодки. Они все в дальнейшем получили отличное образование.


Фотография семьи Милицыных в полном составе При поддержке Афанасьева Абрам Милицын в начале XX века открыл свое дело, начал торговать калошами и валенками. Дети росли, старшие стали помощниками в торговом деле. Дочка-первенец Белла окончила Ксенинскую гимназию и Родионовский институт для благородных девиц и получила диплом медсестры-акушера (на общем снимке – в среднем ряду вторая справа). Белла вышла замуж за молодого врача, выпускника Императорского Казанского университета Самуила Самойлова, будущего заслуженного врача РСФСР и ТАССР. Клан Самойловых разросся до одиннадцати человек. Их дети и внуки стали врачами разного профиля. Все мальчики из этой семьи окончили гимназию №2 на улице Левобулачной, известную до недавнего времени как “бауманка”.


В декабре 1915 года Милицын получил свидетельство от казанского земства – “право на торговлю и складирование товаров”. А с ним – торговое название семейной фирмы – “Абрам Милицын с сыновьями”. К тому времени о нем уже знали многие горожане, шли к нему за советом и помощью. Говорили, что он был мягок в семье, а в деле справедливым, но жестким. Торговля шла успешно, дело постепенно расширялось.


Милицыны арендовали несколько помещений на первом этаже “Торгового дома Афанасьева” (ныне разрушенное здание бывших “Сибирских номеров”, ранее принадлежавшее купцу Василию Заусайлову) на углу Гостинодворской (Чернышевского) и Большой Проломной (Баумана). Теперь Милицыны специализировались на торговле мужской обувью широкого ассортимента. Товар доставляли на пароходах из Москвы и Нижнего Новгорода.


На снимке справа запечатлен интернационал купцов, три друга - татарин, еврей, русский.У Абрама Милицына было множество друзей, с некоторыми купцами он дружил семьями. На снимке справа запечатлен интернационал купцов, три друга – татарин, еврей, русский. В центре на снимке – Абрам Милицын. Увы, имена его друзей мне неизвестны.


До 1917 года семья проживала в угловом доме на улице Правобулачной в семи комнатах на втором этаже (ныне офис “Татсоцбанка”). В разные годы к праздничному столу в пятницу собиралась вся семья с женами, мужьями, детьми и внуками – всего до двадцати человек.


Фотография семьи Милицыных в полном составе сделана в 1916 году известным казанским фотографом А.Соловьевым, приглашенным в дом. Глава семьи Абрам и его жена Лия сидят в первом ряду в центре.


В 1918 году магазинчик разграбили белочехи, дедушка после этого отчаялся, сник и совсем опустил руки. Он умер в августе 1923 года. Похоронен на Арском кладбище.


В годы нэпа сыновья пытались продолжить его дело, но получалось не всегда удачно. Власти постоянно чинили препятствия. В 1925 году магазин был реквизирован. Троих братьев Милицыных, моих дядей, осудили в 1927 году как неблагонадежных и после отсидки в казанской тюрьме сослали в Сибирь на поселение. Там двое скончались, а третий, Лев Абрамович (на общем снимке третий слева в верхнем ряду), в середине тридцатых вернулся и работал в Ленинграде. Здесь пережил с семьей блокаду. Еще один сын и старшая дочь Абрама Милицына были арестованы, но вскоре выпущены из казанской тюрьмы.


А вот мой отец Рафаил Абрамович (на семейном снимке стоит в верхнем ряду третий справа) к торговле отношения не имел. Он окончил Гнесинский техникум искусств при консерватории в Москве и всю жизнь работал в театрах Казани.


Борис МИЛИЦЫН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще