В доме №17 по улице Максима Горького, в двадцать восьмой квартире, Муса Джалиль жил с 1940 по 1941 год. Он был тогда председателем правления Союза писателей Татарии, депутатом Казанского горсовета, заведовал литературной частью оперного театра. Именно в этой квартире он работал над либретто опер “Алтынчеч”, “Ильдар”, создал цикл лирических и патриотических стихотворений. Отсюда он ушел на фронт…
В трехкомнатной квартире семья занимала две комнаты, в третьей жила семья университетского преподавателя Зимина. 15 февраля 1983 года здесь был открыт музей поэта. Он занимает две смежные квартиры, одна из которых мемориальная. Во второй квартире располагаются выставочный зал и литературный салон. Каждый год сюда приходят около пяти тысяч посетителей.
Мемориальные комнаты – святая святых музея, здесь жил поэт, здесь представлены вещи, которые его окружали, к которым он прикасался. Более сорока лет они бережно сохранялись в семье поэта – у Амины и Чулпан Залиловых в их московской квартире, в отдельном уголке, который Чулпан называла “папина комната”. Осенью 1981 года тщательно упакованные семейные реликвии были погружены в специально снаряженный для этого музейный автобус и доставлены в Казань. В двух небольших комнатах по воспоминаниям жены Джалиля – Амины Кутдусовны воссоздана мемориальная обстановка.
Поначалу она была неполной. Требовалось дополнить ее недостающими вещами, предметами эпохи. Случайных вещей не должно быть, каждая из них несет определенную смысловую нагрузку, потому, как правило, вещи подбирались из окружения Джалиля: например, шахматы – друга поэта Гази Кашшафа, трюмо – певицы Р.Измайловой, некоторые бытовые мелочи – от бывшей соседки по квартире К.Зиминой.
Мемориальные комнаты, кроме аромата эпохи конца тридцатых годов, должны были запечатлеть образ неповторимой личности, вкусы, пристрастия и, в конечном итоге, дух поэта. Ведь научная реконструкция мемориала – это не только интерьер, но и воссоздание творческой атмосферы, духовной жизни дома. Только лишь после долгих обсуждений и уточнений экспозиция приняла тот облик, с которым музей существует и сегодня.
В составе фондов – фотографии, письма, грамоты Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии, рукописи биографического и творческого характера, личные вещи поэта, издания произведений М.Джалиля, книги, посвященные жизни и творчеству поэта. Всего – 396 единиц хранения, в том числе 348 особо ценных предметов.
Скромный быт 1940-х годов… Вот письменный стол – с многочисленными выдвижными ящичками, маленьким шкафчиком. Муса купил стол в Москве в 1935 году. За этим столом написаны многочисленные лирические, патриотические стихи, либретто оперы “Алтынчеч”, поэма “Письмоносец”, критические статьи.
С большой любовью подобраны письменные принадлежности – стеклянная чернильница, пресс-папье, медная коробка для скрепок и перьев, нож из слоновой кости… Рядом с ними – рукопись либретто оперы “Алтынчеч” и первое издание поэмы “Письмоносец” с автографом поэта на татарском языке: “Товарищу Закирову. На память. 12.VII.40 г.”
С детства Муса мечтал о собственной библиотеке. Собирать книги систематически он начал только в московский период жизни. Книг у него было около четырехсот, об этом свидетельствует алфавитная опись библиотеки. Постоянные переезды и условия жизни в двенадцатиметровой комнатке в Столешниковом переулке не позволяли Джалилю иметь большую библиотеку.
До настоящего времени сохранились 216 книг. Они аккуратно поставлены в книжном шкафу, часть хранится на этажерке. Книги разные: тридцатитомное собрание сочинений Ленина, труды Маркса, художественная литература, словари, литературная энциклопедия, книги по музыкальному искусству.
Среди разнообразия пометок, сделанных М.Джалилем на книгах, три знака удостоверяют принадлежность их поэту. Первый – личная подпись, обычно поставленная на 35-й странице в правом нижнем углу, на титуле и шмуцтитуле. Второй знак – оттиск клише с фамилией поэта латинским шрифтом в правом верхнем углу титульного листа и на последней странице. Наконец, третий – экслибрис в правом нижнем углу титульного листа.
Среди книг татарских писателей – произведения классиков национальной литературы Г.Тукая, Г.Камала, Ш.Камала, почти всех современников поэта. Многие с автографами:
“Муса! Пусть эта книга будет свидетельством дружбы. Ф.Карим. 17/IV – 39 г.”
“Поэту и другу Мусе Джалилю! С.Хаким. 17/IV/39 г.”
“Мусе – другу. Ш.Маннур. 25/IV. 1940 г.”
“Муса! От всего сердца спасибо за помощь! Г.Хузиев. 8.IV.41”.
Среди интересных экспонатов – мандолина, приобретенная в 1934 году. Еще мальчишкой в медресе “Хусаиния” Муса научился играть на мандолине. Впоследствии он играл в часы отдыха, в праздники, на ней играли также поэт А.Файзи и композиторы Л.Хамиди, Дж.Файзи. Именно на этой мандолине Муса знакомил академика Б.Афанасьева с татарской мелодией, когда они работали над “Алтынчеч”.
Первый прижизненный бюст поэта – также в экспозиции музея-квартиры. Известно, что в 1936 году Муса позировал художнику-любителю Г.Тимербулатову. По словам современников поэта, художнику удались полное портретное сходство и отображение музыкальных пальцев Мусы. Бюст небольшой, его высота – 22 сантиметра.
Уникальный экспонат – фотоальбом, скомплектованный самим Джалилем начиная с 1937 года. Здесь фотографии поэта, его семьи, друзей, писателей-современников.
В этом же доме на первом этаже жил Назиб Жиганов. Память о крепкой дружбе поэта и композитора хранят пожелтевшие фотографии, личные вещи, подаренные в знак верности идеалам Музы, которая вдохновила друзей на создание легендарной оперы “Алтынчеч”.
…Шел 1941 год. Москва готовилась к летней декаде татарского искусства, которая должна была открыться в июле оперой “Алтынчеч”, прославляющей борьбу за независимость с врагом.
А враг уже нанес свой вероломный удар по нашей стране.
И тем не менее 12 июля в Большом академическом театре состоялась-таки премьера героической “Алтынчеч”. Когда смолкли последние звуки оркестра, под бурные аплодисменты на сцену вышли создатели бессмертного творения – Mуса Джалиль и Назиб Жиганов…
Как бесценная реликвия хранится в музее ремень поэта. Он стал экспонатом благодаря именно Назибу Жиганову. Композитор вспоминал: “…В ночь перед уходом Мусы на фронт мы долго бродили по затемненной Казани. Говорили о многом, а главное – о войне, о тяжести испытаний… И когда мы уже прощались, Муса предложил: “Давай вспомним обычай предков. Перед дальней и опасной дорогой они обменивались друг с другом поясами. Это был знак веры в новую встречу”. И он протянул мне свой ремень. Я отдал ему свой”.
А вот предмет, который берешь в руки с особым трепетом, – это фронтовая открытка поэта.
“…Я уже еду на фронт воевать с фашистами. Уже совсем мало осталось доехать до фронта. Мы выгоним этих мерзавцев-фашистов из Ленинградской области, а потом совсем с советской земли. Тогда будет все спокойно и хорошо”, – читаем в послании Мусы Джалиля. Рядом – адрес назначения: “Казань, ул.Большая Галактионовская (ныне Горького), дом 17, кв. 28. Залиловой Чулпан”. Одна из отцовских весточек любимой дочери.