Пусть передадут привет от меня…

“.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

“…И в сердце останется только любовь
К тебе и родимому краю,
И строки последние
кровью своей
О ней напишу, умирая…”


М.Джалиль, 1941 г.


Я держу в руках “Моабитские тетради”. Две небольшие записные книжечки, сшитые из газетной бумаги, умещаются на ладони. На первой из них – дата “1943 год”, на второй – “1943-44”. Рядом с ними – Звезда Героя Советского Союза.


Каждый год в день рождения Мусы Джалиля в мемориальном музее его имени выставляются подлинники “Моабитских тетрадей”. Стихи, написанные поэтом в берлинской тюрьме Моабит, пройдя через десятки рук, фронты и войны, дошли до родины. Два блокнота вместили 93 стихотворения, написанные карандашом на обрывках газетной бумаги или бланках “Feldpost” – специальных листах, прилагавшихся к немецким почтовым конвертам.


"Моабитские тетради"“Моабитские тетради” вошли в список книг, которые создавались в нечеловеческих условиях и остались для нас удивительными документами мощи человеческого духа. Это произведение с точки зрения истории его создания поистине уникально. В одном ряду с книгой Джалиля стоит разве что легендарный “Репортаж с петлей на шее” Юлиуса Фучика.


Одним из первых правду о Джалиле сказал на весь мир известный французский писатель Луи Арагон. “Поразительно, – писал он в изданной во Франции в 1955 году книге “Советские литераторы”, – что мы, французы, которые содрогались при имени расстрелянного Гарсиа Лорки, которые читали, затаив дыхание, последние слова расстрелянного Жака Декура, написанную в тюрьме книгу Юлиуса Фучика, повешенного нацистами, не знали даже имени этого советского поэта. Стыдно. Этот человек умер за всех своих братьев из Казани и Новосибирска, из Владивостока и Ленинграда, из Тбилиси и Риги. Он умер также и за нас, за французов или чехов”.


Нелегок путь, который прошли исследователи в поисках документальных доказательств подвига “группы Джалиля-Курмаша”. В течение десятилетий исследователи (Гази Кашшаф, Рафаэль Мустафин, Юрий Корольков, Константин Симонов, Леон Небенцаль и другие) по крупицам собирали факты и документы, свидетельства участников Сопротивления, чтобы защитить честь и достоинство погибших в борьбе против нацизма татарских патриотов.


Прежде всего вспомним, как попавшие в плен соотечественники оказались в фашистском национальном легионе.


Осенью 1942 года нацисты в числе других национальных воинских подразделений начали формировать так называемый Туркестанский легион, в который стали подбирать и пленных татар. Затем при содействии эмигрантских кругов создали легион “Волга-Урал”. Для проведения культурно-просветительской работы было создано специальное подразделение, в которое были вовлечены журналисты, артисты, писатели, в том числе Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Ахмет Симаев. Сегодня доказано, что патриоты вступили в легион для борьбы против нацистов.


Первое документальное свидетельство о заточении Джалиля в берлинской тюрьме попало в руки советских воинов еще в дни штурма Берлина в апреле 1945-го. В груде выброшенных книг во дворе тюрьмы Моабит на улице Лертерштрассе солдат обнаружил запись: “Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве”. Поэт назвал имена известных писателей, прежде всего Александра Фадеева. Солдат вырвал страничку из книги и, сложив, положил себе в карман.


Записка попала в руки политрука, который и направил ее с письмом А.Фадееву. 18 июня 1946 года Фадеев сообщил об этом в собственноручно написанной записке: “Товарищ Залилова! Во время пленума Союза писателей в Москве в 1945 году было получено письмо из одного подразделения Красной Армии, занявшего Моабитскую тюрьму в Берлине (в это время, когда они писали письмо, еще не весь Берлин был занят нашими войсками)”. Таким образом, уже после окончания войны летом 1945 года в Союзе писателей имелась весточка от самого поэта.


Однако органы госбезопасности заподозрили, что Муса Джалиль скрылся и установили слежку за квартирой семьи Залиловых в Столешниковом переулке в центре Москвы.


Более того, в апреле 1947 года было заведено уголовное дело по обвинению Мусы Джалиля в измене родине. Вдове, Амине Залиловой, пришлось пережить и унизительные допросы, и преследования. Только в июле 1952 года одно из управлений МГБ уведомило власти Татарии, что в связи с гибелью разыскиваемого в 1944 году “оперативное розыскное дело на него прекращено”. Это отнюдь еще не означало отмены запрета на публикацию его стихов и упоминание в печати имени поэта. Вплоть до 1953 года писателям Татарии не удавались попытки реабилитации своего собрата по перу, которого они хорошо знали и были в нем уверены.


После смерти Сталина были предприняты повторные попытки друзей Джалиля доказать, что автор “Моабитских тетрадей” оставался верным сыном родины и выполнял свой гражданский долг до конца, продолжая мужественную борьбу и в лагере военнопленных, и в национальном легионе, и в нацистских застенках. Решающим аргументом в пользу восстановления доброго имени поэта, а затем и его товарищей по борьбе, стали стихи М.Джалиля, которые убеждали своей искренностью и художественной силой.


Изменник не мог написать такие стихи!


Рабочий стол поэтаО первой тетради со стихами Мусы Джалиля стало известно в Союзе писателей еще весной 1946 года. Она содержит 60 стихов, датированных 1943 годом, написанных на татарском языке арабским шрифтом. Тетрадка была спасена и сохранена благодаря Габбасу Шарипову, который также был узником Моабитской тюрьмы, ему поэт передал эти записи. Оказавшись в конце войны в лагере Ле-Пюи во Франции, вместе с Нигматом Терегуловым и Амиром Утяшевым они сделали все, чтобы сохранить рукопись. Ее вместе с записями А.Алиша привез в Казань в марте 1946 года уфимец Терегулов. Он выполнил свой долг перед товарищами, однако его судьба сложилась трагически: он был арестован органами госбезопасности и погиб в одном из лагерей ГУЛАГа.


На последней странице тетради есть запись, сделанная Мусой Джалилем арабским шрифтом:


“К другу, который умеет читать по-татарски! Это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы, прошел через сорок смертей, затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений. Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание.


Муса Джалиль.


1943. Декабрь”.


Вторая тетрадка со стихами М.Джалиля появилась в Казани весной 1947 года. Советское консульство в Брюсселе послало тетрадку с пояснением, что она получена от бельгийца Андре Тиммерманса, участника Сопротивления, сидевшего в одной тюремной камере с Мусой Джалилем. Эта тетрадка со стихами, написанными латинским шрифтом, имеет посвящение другу Андре Тиммермансу и пометку: “1943-44, Берлин”. В ней 50 стихотворений, написанных яналифом, часть из них записана и в первой тетрадке. Последнее стихотворение датировано 1 января 1944 года.


Эта рукопись, спасенная и сохраненная бельгийским патриотом, имеет документальную ценность. Рукой поэта сделана запись: “В плену и заточении – 1942.9 – 1943.11 – написал сто двадцать пять стихотворений и одну поэму. Но куда писать? Умирают вместе со мной”.


В 1956 году с Тиммермансом в маленьком бельгийском городке Тирлемоне встретился писатель Константин Симонов.


“Да, он уже задолго до суда был уверен, что его казнят, – рассказал Тиммерманс. – Он несколько раз совершенно спокойно говорил мне о том, что у него нет ни малейших сомнений на этот счет. В тот день, когда он мне передал тетрадь, Джалиля вызывали к начальнику тюрьмы. Точно не знаю зачем, но, кажется, требовали подписать какую-то бумагу. Когда он вернулся из тюремной конторы, подошел ко мне, дал мне тетрадь и попросил, если я останусь жив и вернусь домой, сохранить ее и передать после войны в советское консульство в той стране, где я окажусь”.


Бельгийский участник Сопротивления в 1960-х годах приезжал в Москву и Казань и поддерживал дружественные отношения с семьей М.Джалиля, исследователями жизни и творчества поэта.


Из написанных поэтом 125 произведений в виде “Моабитских тетрадей” до нас дошли 93 стихотворения и два отрывка. Обе тетрадки недавно воспроизведены в цвете в факсимильном издании с предисловием Рафаэля Мустафина (Жэлил Муса. “Моабит дэфтэрлэре”. Казань, 2000).


Теперь-то мы знаем, что существовала (а может быть, и существует) третья тетрадь с произведениями Джалиля. Свидетельства о ней постоянно будоражат исследовательский мир.


На русском языке стихи моабитского цикла впервые были опубликованы в “Литературной газете” 25 апреля 1953 года благодаря инициативе и мужеству Константина Симонова, который был тогда главным редактором газеты и сумел преодолеть бюрократические препоны. В том же году в Казани вышел в свет сборник “Моабит тормэсендэ язылган шигырьлэр” с предисловием Г.Кашшафа.


С тех пор вышли десятки книг со стихами Мусы Джалиля, несколько монографий и биографий поэта, полное собрание сочинений. Его стихи переведены более чем на семьдесят языков народов мира. Имя Мусы Джалиля по праву получило всемирную известность. Однако историки, изучающие движение Сопротивления нацизму, до сих пор не смогли полностью воссоздать деятельность М.Джалиля и его соратников в плену.


Создание конспиративной организации военнопленных татар, печатание и распространение среди пленных антифашистских листовок и сводок Совинформбюро, формирование подпольных групп в лагерях, осуществление связи между ними, помощь в организации групповых побегов и подготовка восстания – за все это имперский суд в Дрездене приговорил Джалиля и его товарищей к смертной казни.


16 марта 1966 года Президиум Верховного Совета ТАССР передал оригиналы “Моабитских тетрадей” Государственному музею Татарии (ныне Национальный музей РТ). С этого времени они хранятся в его фондах. И только раз в год – в феврале – эти подлинники выставляются в музее Мусы Джалиля, который открылся в 1983 году в последней казанской квартире поэта в доме №17 по улице Горького.


В 1956 году за беспримерный подвиг поэту было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а через год за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь” присуждена Ленинская премия.


В день столетия Джалиля подлинники “Моабитских тетрадей” будут выставлены на однодневной мемориальной выставке в стенах Госдумы РФ, а два дня спустя их уже можно будет увидеть в составе специальной юбилейной экспозиции в Национальном музее РТ, а позднее – в Мемориале Великой Отечественной войны в Казанском Кремле.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще