Красна не только кулешом…

Может, и не узнал бы я о бавлинской деревне Николашкино никогда, ежели б не поехал с друзьями порыбачить на Ик минувшей ранней осенью.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Может, и не узнал бы я о бавлинской деревне Николашкино никогда, ежели б не поехал с друзьями порыбачить на Ик минувшей ранней осенью. К вечеру нас будто магнитом потянуло к костру, на углях которого местный старик жарил картошку.


– Подходите, подходите, не стесняйтесь,- гостеприимно пригласил он,- бульбочки у меня на всех хватит.


Долго уговаривать себя мы не заставили, а уже через несколько минут московский мой гость от восхищения прицокивал языком.


– Слушайте, – изумлялся он все больше, – всякую картошку приходилось есть, но такую вкуснющую никогда еще не пробовал. Даже в столицу с собой не поленился бы несколько ведер такой отвезти. Дед, а ты мне в этом не поможешь?


– А почему нет, – довольно заулыбался старик. – Да у нас в Николашкино каждый вам сколько хотите и по дешевке картошки продаст. Кстати, бабушка моя говорила, что деревня наша раньше Кулешевым прозывалась. Оттого, что славилась своими кулешами из картошки. По этому поводу даже легенда есть.


– Какая? – заинтересовался московский гость.


– Варила эти кулеши девица красоты неописуемой, но она обладала способностью неожиданно исчезать. А происходило это при следующих обстоятельствах, – продолжил рассказ старый рыбак, помешивая прутом тлеющие угли. – По нашим местам часто проезжали различные путники. Девица-краса приветливо и досыта угощала гостя, который никак не мог определить, что его больше все-таки поражает: необычно вкусный кулеш или дивная прелесть девушки. Ну и, понятно, тут же влюблялся в нее по уши.


А потом происходило вот что. Покормив путника, девица просила его помочь ей помыть опустевший котел у родника за недалеким лесистым холмом. Когда же подходили к нему, таинственная прелестница словно в воздухе таяла. А мужик, напрочь околдованный ее красотой, навсегда оставался в этом краю в надежде еще раз увидеть покорившую его сердце девушку… И число таких поселившихся здесь по любви новоселов постепенно росло и росло.


– А когда деревня нынешнее свое название получила? – поинтересовались мы у старика.


– А тоже давненько уже, – ответил он. – После того, как, по тому же преданию, нашелся-таки, наконец, парень, который сумел разыскать исчезнувшую красавицу, и согласилась она выйти за этого пригожего удальца по имени Николай замуж.


– Правда, – добавил старожил, – есть и иная, почти официальная версия, что поселение наше в честь купца Николая названо, которому еще царица Елизавета эти земли продала под обустройство.


– А почему у вас в деревне такая картошка вкусная?


– Ну, о том рассказывать не буду, – лукаво хохотнул дедок, – впрочем, кое-что раскрою. Многие у нас картошку еще фактически по снегу сажают. Для чего, говорите? Ну, исходя из разных соображений, в том числе для того, чтобы накопленную за зиму в почве продуктивную влагу как можно эффективнее использовать и меньше на полив развивающихся клубеньков тратиться. А разумной экономностью во всем наша деревня исстари славится.


Подтверждающих это примеров и в нынешней жизни Николашкино предостаточно. Но перед тем, как привести их, кратко расскажу о судьбе деревни. Основную часть своей истории была она поселением вольных землепашцев, а с началом коллективизации стала отделением совхоза “Бавлинский”. В таком качестве просуществовала до 1986 года, когда от хозяйства отсоединилась и получила статус совхоза под названием “Нива”. Позже совхоз преобразовался в производственный кооператив, а нынче числится в списках как общество с ограниченной ответственностью, где успели решить уже немало проблем. Больше же всего рады тому, что погашена существенная задолженность по зарплате труженикам хозяйства.


Весьма благодарны здесь за это новому своему директору Г.Самиковой – единственной женщине, руководящей крупным сельхозформированием в районе. О заботах сельчан знает она не понаслышке: сама родилась, выросла в исконно крестьянской семье. Работала дояркой, а после окончания Казанского сельхозинститута поднялась до должности заместителя начальника местного ОАО “Агрохимсервис”, с которой и ушла в “Ниву” поправлять экономическое здоровье крепко занедужившего хозяйства.


Принялась Самикова наводить порядок во вверенном ей хозяйстве с чисто женской рачительностью, опираясь не столько на уже накопленный организаторский опыт, сколько на “фирменную” бережливость николашкинцев. А потому “Нива” уже вскоре вошла в авангард коллективных сельхозпроизводителей, которые наиболее умело применяют энергосберегающие технологии.


Весьма выразительной иллюстрацией тому может послужить, скажем, свиноферма хозяйства. Раньше здесь использовалось ежемесячно до пятнадцати тонн мазута, что обходилось очень накладно. Главный инженер Р.Аллаберганов и механизатор Г.Можгин соорудили хитроумное устройство, позволяющее приготовлять корма без запаривания и малейшей притом потери их питательности. А котельную, используемую теперь только для обогревания свинарника, перевели на более дешевое дровяное топливо. И на каждый рубль, вложенный в закупку и подработку кормов, николашкинцы начали получать прибыль, уже составляющую тридцать три копейки, что совсем не мелочь для бедноватого еще хозяйства, где экономят буквально на всем.


В помещении для откорма бычков, к примеру, не стали тратиться на ремонт устаревшего оборудования, а демонтировали его, придумав другой, намного более дешевый, но не менее эффективный вариант очистки цеха. Стали экономнее, чем прежде, пользоваться светом во всех подразделениях, выкрутив там лишние лампочки. Расход электроэнергии на каждый рубль денежной выручки сократился в хозяйстве с восьми копеек до четырех, что оборачивается в значительную и постоянно растущую экономию средств.


Отказались на немалой части полей от осенней пахоты зяби, заменив ее менее дорогостоящими агромероприятиями – не в ущерб, разумеется, плодородию почвы. Вместо гусеничных везде, где можно, принялись использовать более экономные колесные тракторы. Вдвое сократили мехотряд, занятый на обслуживании ферм. Чтобы не тратить деньги на доставку органических удобрений к дальним угодьям, используют там вместо них соответствующим образом измельченную и запаханную солому…


Нынче “Нива” вновь в числе пяти лучших бавлинских хозяйств по производству зерна, животноводческой продукции, а высокие трудовые показатели заслуженного механизатора Республики Татарстан В.Бубнова, комбайнера Г.Можгина, доярки Н.Романовой, свинарки Т.Романовой широко известны во всем районе.


– Скоро, – говорят николашкинцы, – мы заставим говорить о себе еще громче, поскольку начали возделывать рапс и занялись племенным свиноводством, на чем планируем очень хорошо заработать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще