Про чувашских красавиц и дискотеку без музыки

В Чувашской Майне, что в Алексеевском районе, мы оказались не случайно.

Автор статьи: Алексей НАСЫРОВ

В Чувашской Майне, что в Алексеевском районе, мы оказались не случайно. Это село вот уже несколько лет славится своим фольклорным ансамблем “Шусем” (“Рассвет”) (на снимке). Кроме того, здешние жители бережно хранят чувашские национальные традиции, которые они впитывают с молоком матери и передают из поколения в поколение.


Вам левый берег, нам – правый

В начале XVIII века ясачные чуваши вместе с татарами-мишарами переселились из селения Старая Майна Симбирской губернии на территорию современного Алексеевского района Татарстана. Здесь они вместе проживали вплоть до 1790 года. Со временем население деревни увеличивалось, и чуваши решили отделиться, мотивируя это отличиями в вере. Но дружба с татарами после этого не прекратилась. По жеребьевке чувашам выпало жить на правом берегу реки Малый Черемшан, а татарам – на левом. Но и по сей день жители этих деревень – Чувашской Майны (Алексеевский район) и Нижней Татарской Майны (Аксубаевский район) – тесно общаются друг с другом, даже проложили переход через речку.


Название села, по версии профессора факультета татарской филологии и истории КГУ Гумера Саттарова, произошло от гидронима “Майна” и означает “низина”. Так раньше называлась небольшая речушка, правый приток Волги, протекающая по территории Симбирской губернии.


Кроме того, до революции это село носило также названия Верх Малого Черемшана и Студеный Ключ. В те времена в Чувашской Майне имелись церковно-приходская школа, ветряная мельница и две мелочные лавки, а земельный надел составлял 1210 десятин. Сегодня в селе насчитывается 530 жителей, причем 110 из них пенсионеры, 100 – учащиеся, 40 – дошкольники, а остальные относятся к трудоспособному населению.


Чувашская Майна входит в состав Майнского сельского поселения Алексеевского муниципального района, к которому кроме нее относятся еще три деревни. Глава Майнского сельского поселения Дамир Гилязов, проработавший 15 лет директором школы в соседней Татарской Майне, говорит:


– Сколько помню себя, всегда мы, татарские дети, общались с чувашскими. И никакой вражды между нами никогда не было. Наши народы всегда находили точку соприкосновения, поэтому и по сей день живут в дружбе.


Снайпер Кошкина

Первым делом всех гостей села, а их приезжает очень много, в основном известные люди Чувашии, ведут в краеведческий музей местной школы, где бережно хранят национальные костюмы, старинные орудия труда, различные монетки, украшения. Здесь же нам поведали историю о знаменитой уроженке Чувашской Майны Марии Кошкиной. Это единственная чувашская девушка-снайпер Ленинградского фронта, награжденная за свои ратные подвиги орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени и многими медалями. Фронтовые поэты посвящали ей не очень складные, но очень теплые стихи:


“Мария Кошкина,


Пусть враг тебя боится,


Ты множишь славу


Родины своей.


Отныне Родина,


Как мать, тобой гордится,


Вписав в число


отважных дочерей”.


Гитлеровцы боялись знаменитую девушку-снайпера. Узнав об очередном награждении Кошкиной орденом, фашисты кричали: “Машку-кошку поймаем, звезду вырежем на ее теле!” О том, какой они представляли себе Марию, рассказывает в своем очерке о жизни славной дочери чувашского народа краевед Валентин Горбунов.


Как-то наши разведчики захватили немецкого солдата, а сторожить его было велено Марии. Немец у нее поинтересовался:


– Кто вы есть?


– Мария Кошкина.


– Найн, найн… Ваша Машка-кошка – во!


И широким жестом немец показал, что она огромного роста.


– А глаза у нее – во!


И он их сравнил с большим биноклем.


Память о Марии Кошкиной бережно хранят в Чувашской Майне и по сей день. Ей посвящен отдельный стенд местного музея. Старожилы вспоминают, что, когда в послевоенные годы Мария приезжала из Ленинграда в родную деревню, она никогда не надевала орденов и медалей. На вопрос “почему”, она отвечала, что получила их за то, что убивала людей.


Сберегая свою культуру

Основные занятия в Чувашской Майне – растениеводство и животноводство. Но до недавнего времени работу приходилось искать на стороне. Ситуация изменилась после того, как в местный колхоз пришли инвесторы “Татарстан соте”: сразу появилась новая техника, люди начали получать хоть какую-то зарплату.


На жизнь сельчане жаловаться не привыкли: на селе есть и клуб, и медпункт, и общеобразовательная школа. Если раньше жителям Чувашской Майны приходилось по весне месить грязь, добираясь до главной трассы, то два года назад прямо до села была проложена асфальтированная дорога. Это позволило местным жителям почаще выбираться в райцентр.


Как рассказала представитель Чувашского культурного центра Алексеевского района Дария Романова, на селе стараются хранить и придерживаться национальных традиций. Этим и занимается их центр.


– Если раньше мы стеснялись говорить о своей национальной принадлежности, то сейчас молодые люди, наоборот, гордятся тем, что они чуваши. В местной школе и обучение до пятого класса происходит на родном языке. Многие праздничные мероприятия проводятся на чувашском языке, – поведала Дария Валентиновна.


По ее словам, сельчане никогда не оставляют без внимания конкурсы республиканского значения. К примеру, местные девушки не первый год принимают участие в “Чувашской красавице”, где нужно представлять национальный костюм, готовить национальные блюда и исполнять стихи и песни на родном языке. В прошлом году победительницей в нем стала местная школьница Полина Романова. А на всероссийской “Чувашской красавице”, куда она поехала представлять республику в этом году, Полина заслужила диплом второй степени. Стоит отметить, что в этом конкурсе были представлены одиннадцать регионов России.


Единственная проблема у местного Дома культуры – отсутствие музыкальной аппаратуры. Все выступления, дискотеки в клубе проводятся в сопровождении маленького магнитофона, что, согласитесь, для такого именитого ансамбля, как “Шусем”, несолидно.


А хочется знать больше

Директор Чувашско-Майнской средней общеобразовательной школы Геннадий Федоров рассказывает о своей работе охотно:


– Когда я пришел в школу в 1987 году, кадров не хватало. А теперь за место учителя идет борьба. Мы берем только учителей с высшим образованием и прошедших соответствующие курсы.


В местной школе особое внимание уделяется таким предметам, как чувашский язык, чувашская литература и история культуры чувашского народа. Все учителя – бывшие выпускники этой школы. Они получают высшее педагогическое образование в Казани, Ульяновске или Чебоксарах и опять возвращаются в родное село. По словам Геннадия Зиновьевича, дети в Чувашской Майне очень гордятся тем, что знают родной язык. Вот уже седьмой год в республике проводятся олимпиады по чувашскому языку и литературе, откуда местные школьники возвращаются с наградами за призовые места.


Но есть и проблема – нехватка учебников по предметам на родном языке. А ведь школьникам просто необходимо знать культуру, историю и произведения чувашских авторов. “Еще бы хорошо изучать творчество известных чувашей, выходцев из Татарстана, – вздыхает директор школы, – мы давно мечтаем, чтобы о них вышла специальная брошюра. Дети должны знать своих известных земляков, а через это и передается уважение к своим корням…”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще