Земное тяготение по Бакирову

Впервые о Бакирове я услышал лет пятнадцать назад.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ


Впервые о Бакирове я услышал лет пятнадцать назад. Рыбалка на реке Ик свела меня с бавлинскими мужиками. И прибился к нам хромоногий щенок. Накормили его остатками завтрака. Щенок, поев, тут же улегся у ног угостивших его людей, всем своим видом показывая, что уходить не собирается.


– Что ж с тобой, бродяжка, делать? – вздохнул один из удильщиков. – Гнать жалко, а с собой прихватить возможности нет…


– Да не ломай ты голову, – откликнулся другой рыбак, – считай, что приблудыш кров себе уже нашел.


И, кивнув в сторону шедших на покос сельчан, окликнул девочку лет пяти в платочке:


– Айгуль, у нас тут собачонка беспризорная, лапа у нее перебита. Хочешь взять?


И вот уже девочка, бережно подхватив щенка на руки, побежала догонять взрослых.


– А не бросит собачонку где-нибудь в поле? Позабавится, да и оставит…


– Да что ты! Это дочка здешнего председателя колхоза Бакирова. Вся в отца пошла. Тот, бывало, с малолетства бездомных собак и кошек подбирал, в избу к себе нес, лечил…


Как я узнал впоследствии, после школы Анас Бакиров поступил в ветеринарный институт. Получив диплом, вернулся в родной бавлинский колхоз “Урал”. Здесь 22-летний специалист стал главным ветврачом. На него обратили внимание и районные власти. Вскоре Анаса Камиловича назначили заведующим участковой ветеринарной лечебницей, затем он возглавил районную агрохимлабораторию, подняв это учреждение, можно сказать, с нуля.


Жить бы да радоваться Бакирову на хорошей должности в райцентре. Но слишком уж сильно тянуло его, крестьянина, к работе на земле. Вот почему, долго не раздумывая, принял он предложение возглавить колхоз, в котором вырос. Руководил хозяйством до 1991 года. А потом сильно удивил весь район, надумав добровольно расстаться с председательским креслом и крестьянствовать самостоятельно. Отпускать его не хотели, однако Бакиров в очередной раз проявил твердость характера. И стал-таки обладателем 230 гектаров земли, взятой у государства для организации фермерского хозяйства.


Казалось, бывший председатель мог получить клин и получше. Но Бакиров этой возможностью не воспользовался, словно хотел соблюсти “чистоту эксперимента”. Может быть, потом и пожалел об этом – не знаю, могу только догадываться. Анас Камилович вспоминает о первых своих шагах на фермерской стезе, не акцентируя внимания на трудностях. О земле, которая ему досталась, говорит: “Там нефтяники, конечно, наследили, пришлось почву подлечить основательно”. Но за этими словами – огромный труд, немалая нервотрепка.


Взяв в банке полумиллионный кредит, Бакиров приобрел на эти огромные по тем временам деньги колесный и гусеничный тракторы, комбайн, бороны, сеялки и прочий прицепной инвентарь. Дело начал вместе с отцом и женой. Работали, что называется, без перекуров, вкладывая в хозяйство каждый заработанный рубль. Год за годом ходил Бакиров в одном и том же костюме, не балуя обновками и домашних. Зато укреплялась материально-техническая база хозяйства. Анас Камилович назвал его “Бекер” – в память о своем деде, который был известен когда-то в округе как крепкий хозяин. Проявились эта хозяйственность, крестьянская смекалка и в самом Бакирове. С помощью механизаторов, работавших у него в хозяйстве, собрал фактически из металлолома сварочный аппарат, смастерил устройство для дробления зерна на корм скоту.


Привычка подбирать брошенные детали и прочее неприкаянное добро (в хозяйстве пригодится!) не раз выручала Бакирова. Памятна ему одна осень, когда комбайны простаивали из-за дождей и возникла реальная угроза потерять хлеб. Осунувшийся и помрачневший Бакиров дневал и ночевал в поле, ожидая подходящей погоды. И вот, когда появилась возможность продолжить уборку, вдруг “полетел” вариатор – главная деталь молотилки.


– Все, приплыли! – обреченно сказал помощник Анаса Камиловича, сидевший за штурвалом комбайна. – Где мы теперь эту дефицитную штуковину добудем?


– А ну не хныкать! – прикрикнул Бакиров. – Бегом волоки резак, сварку… А сам принялся отвинчивать злосчастный вариатор. Прямо в поле установили “бэушный”, найденный когда-то среди списанного металлического хлама. В ту осень хлеба убрали почти без потерь.


…В далеком детстве Анас и его брат Ильдар, ныне майор авиации в отставке, отправились как-то за щавелем. Набродившись по лесу, прилегли на пригорке, долго глядели в синее летнее небо.


– Хочу стать летчиком, – сказал Ильдар. – Взмыть в небо, а там набирать и набирать высоту…


– Но ведь папа говорит, что высоко взлететь можно и оставаясь на земле, – задумчиво ответил Анас. – Я бы этого хотел добиться.


Много лет спустя разговор этот всплыл в памяти братьев, когда Ильдар, уволившись в запас, приехал в родное село. Ознакомившись с хозяйством брата, признал: Анас, не оторвавшись от родных полей, смог подняться до заветной высоты. Сегодня “Бекер” лидирует в регионе по многим позициям. Это образцовое фермерское хозяйство с крупным комбайно-тракторным парком. Здесь есть и крытый зерноток, и добротные складские помещения, и гараж с теплым боксом, где за последнее время прибавилось новой техники, и многое другое.


Анас Бакиров своим примером доказывает: в фермерском деле мало старательно пахать землю, надо еще и грамотно вести хозяйство. Уметь считать, сопоставлять и постоянно учиться. Кроме возделывания зерновых культур Бакиров пробовал выращивать “многолетку” на семена, занимался животноводством. И сейчас держит несколько бычков, чтобы было мясо в собственной столовой, где его рабочие получают бесплатные обеды. Недавно построил в Бавлах магазин с мини-пекарней, но затем сдал его в аренду, решив сосредоточиться на внутрихозяйственных делах. В его планах – наращивание мощностей созданного здесь участка по производству керамзитных блоков. Для хозяйства это очень важно, нужно ведь механизаторам где-то работать зимой, в свободное от полевых работ время.


А еще Бакиров планирует расширить сельхозугодья “Бекера” до тысячи гектаров. Сделать это он надеется за счет паев односельчан, которые доверяют ему. Ведь за использование каждого надела фермер расплачивается и зерном, и фуражом. Есть у него и другие интересные проекты, требующие новых затрат. Выходит, долго еще Бакирову ходить в одном костюме. Впрочем, это мало его беспокоит. Куда больше радуют “наряды” родных полей, расшитые золотом созревших хлебов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще