Чтобы увидеть героя нашего фольклора – медведя, сельчанам отныне не обязательно ехать в город и покупать билет на экскурсию в зоопарк. Еще недавно бывшие завсегдатаями республиканской Красной книги косолапые сами зачастили в гости. Правда, как пишет “Арский вестник”, визиты эти назвать желанными можно разве что условно.
Об одной из последних встреч с мишками поведали механизаторы села Утар-Аты, трудившиеся на уборке кукурузного поля. Двое животных с детенышами приблизились к работавшей технике, долго осматривались, но, к облегчению трактористов, от более близкого контакта с людьми воздержались. Обычно медведи, если их не провоцировать, достаточно миролюбивы. Однако, бывает, животные частенько страдают от голода, а потому ведут себя довольно агрессивно. Тем более – если рядом выводок.
Популяция медведей в Татарстане в последнее время действительно заметно выросла. В наши леса они активно переселяются из соседней Марий Эл. И дело тут не в жестких мерах по охране животных или улучшению экологической обстановки. “Демографический взрыв” в медвежьем сообществе специалисты связывают, как ни странно, с тем, что на село… пришел газ. Отпала необходимость массовой заготовки дров, люди стали гораздо меньше тревожить леса – постоянную среду обитания медведей. В результате косолапые освоились, осмелели и замечены нынче в других арских местечках – Марали, Наласы, Сюрда, Шура. Кое-где уже отмечены случаи, когда топтыгины разоряли запасы овса, нападали на лесные пасеки, домашний скот.
С “разбоем” животных, правда, уже домашних, столкнулись и в Апастове. Не успели там нарадоваться открытию нового благоустроенного парка Победы, как он уже пришел в упадок. Захламлен главный постамент, одно за другим гибнут благородные деревца на аллее каштанов, высаженные здесь накануне 60-летия Победы. А виной всему, как сетует местная “Звезда”, – домашние гуси, которых их владельцы с близлежащих подворий выпускают на выпас почему-то именно в парк, хотя неподалеку есть небольшая речка. Жители некоторых соседних домов додумались сломать кое-где железную ограду парка, чтобы облегчить птицам доступ в него. Они-то и утрамбовали донельзя землю под каштанами, растревожили кое-где их корневища…
Между прочим, высажено было пятьсот каштанов, и стоимость каждого деревца составляла 250 рублей. Учитывая значимость посадки, власти поспешили установить драконовские, по местным меркам, санкции за нарушения общественного порядка – штраф в тысячу рублей. Но дело ведь не столько в деньгах, сколько в том, что в данном случае оскверняется память тех, кто отстоял нашу жизнь. Почему вообще нужно объяснять, что парк Победы – это святое?..
Поведение еще одних непрошеных гостей горячо обсуждала верхнеуслонская “Волжская новь”. В селе Макулово один сердобольный дедуля пустил в свой дом на ночлег безобидную и милую, на первый взгляд, молодую пару. Общения-то старику не хватает, а тут – хоть какое-то разнообразие в веренице скучных будней. К тому же молодые люди обещали расплатиться мешком сахарного песка. Машина с грузом якобы должна была вот-вот подъехать. Знал бы дед, во сколько ему обойдется этот несуществующий мешок!
Наутро, так и не дождавшись машины с обещанным песком, гости удалились восвояси. Вскоре старик заподозрил неладное. Кинулся проверять припрятанную заначку и обомлел. Сорока пяти тысяч, которые дед копил себе на похороны, отказывая даже в самых скромных удовольствиях, на месте не оказалось!
К тому времени след постояльцев простыл. Прибывшим на место сотрудникам милиции старик не сумел внятно назвать даже внешние приметы злоумышленников. Последние же проявили максимум сообразительности. Враз просчитали, что ключ от тайника с деньгами бедолага-дед прятал прямо у входа в горницу, под… ковром.
Вот простота-то душевная!
Случай, судя по местной периодике, типичный. Сколько народ ни предупреждай об ухищрениях многочисленных мошенников, все как об стенку горох. Впрочем, наказание для злоумышленников неотвратимо. Об этом пишут “Заветы Ильича”. Недавно в Лениногорске осуждены и приговорены к продолжительным срокам заключения представители воровской специальности, которые до сих пор были неуловимы, – осквернители могил.
Вообще, вандализм на кладбищах в наши времена принял небывалые масштабы. Злоумышленники расхищают не только ограды, кресты, кованые украшения, таблички с именами усопших, но и памятники, крупные по размерам надгробия. Все это ритуальное обрамление для проходимцев не что иное, как “нержавейка” – металл, на котором можно заработать. Расхитители берут кладбищенскую “утварь” “тепленькой” (иной раз сразу после завершения церемонии похорон) и несут в пункты сбора металлолома. Деньги, конечно, выручают не ахти какие, но на бутылку с закуской хватает с лихвой.
Но вот братьям Ермолаевым, обоим из которых под сорок лет, не повезло. Эти закоренелые спецы по могильному “оборудованию” погорели на семи килограммах металла. Они попались, когда попытались вынести с городского кладбища сразу два памятника. Любопытный штрих: выследить Ермолаевых удалось родственникам усопших, которые объединились, чтобы защитить беззащитное хозяйство от вопиющего произвола.
Однако, по мнению “Нового Зая”, данную проблему не решить без привлечения к ответственности владельцев приемных пунктов металлолома. По данным местного отдела милиции, в Заинском районе девять подобных заведений. И везде их сотрудники заинтересованы в стабильном поступлении “товара”. Проблема в том, что предпринимателей не волнует его происхождение, более того, им выгодно принимать именно краденый лом, поскольку его качество, как правило, выше (сдают-то далеко не старье), а цена ниже – криминальная скидка, понимаешь! Вот и страдают объекты экономики, сельскохозяйственная техника, частное имущество. Общий ущерб не поддается учету, хотя и так ясно: его масштаб воистину колоссален.
Вот и решила заинская милиция проверить работу приемных пунктов металлолома. Результаты превзошли самые смелые ожидания. Закрыты были четыре из них, семеро владельцев оштрафованы за прием похищенного имущества и лишены лицензии. Было накрыто и несколько нелегальных пунктов сбора лома. Так, у одного из жителей деревни Суык-Чишма оперативники изъяли десять тонн металла, незаконно собранного с населения округи.
В Нижнекамске под подозрением оказались сами стражи порядка. В городе, как сообщает “Ленинская правда”, зарегистрировано несколько десятков случаев, когда незнакомцы, представляясь сотрудниками милиции, изымали у подростков сотовые телефоны якобы для проверки их идентификационных номеров. Такая процедура была необходима, видите ли, для того, чтобы проверить, не находится ли телефон в розыске. Как правило, люди в милицейской форме завладевали вожделенным средством связи и скрывались.
Руководство местного отделения уголовного розыска выступило со специальным разъяснением, в котором решительно отвергло версию о причастности милиционеров к данным преступлениям. Сотрудники сыска доложили, что несколько злоумышленников, бросивших тень на репутацию органов внутренних дел, уже задержаны. Ведется розыск причастных к ставшему столь популярному виду мошенничества. В разъяснении подчеркивается, что в случае контакта с сотрудником милиции гражданин имеет полное право требовать его служебное удостоверение. Только так можно разоблачить вероятных фальсификаторов.
А вот в Чистополе никто ничего не вымогает. Наоборот, убедительно предлагает взять. Деньги взаймы. Сколько хочешь, точнее, от трех до тридцати тысяч рублей. Без залога, без поручителей, но, естественно, под проценты. По крайней мере, так гласит довольно необычное объявление, опубликованное “Чистопольскими известиями”. Судя по номеру телефона, обращаться к кредиторам-благодетелям следует неблизко – в Набережные Челны.
В самом автограде в это время созрело весьма специфическое предложение. Одна из читательниц “Вечерних Челнов”, Альфия Саматова, высказала мнение, что Татарстану следует стать независимым… от московского времени, переведя стрелки на циферблатах на один час назад. Она считает, что биологические ритмы жителей республики серьезно нарушены. Это, по мнению, читательницы, ведет к росту заболеваемости, прежде всего – нервной и сердечно-сосудистой систем.
Предложение это не такое странное, как кажется на первый взгляд. В Самаре, например, которая находится западнее Набережных Челнов и в настоящее время живет в режиме поясного, а не московского времени, то есть на один час вперед, в начале девяностых годов были проведены научные эксперименты со сменой часовых поясов. В результате от московского времени в Самарской области, а также в Удмуртии, категорически отказались. Помимо упомянутого аргумента в пользу такого решения ученые также доказали, что это существенно экономит электроэнергию.
Для буинцев, живущих на самом западе республики, более актуальна другая проблема. Как информирует газета “Знамя”, вот уже несколько месяцев от телефонной связи отключен местный железнодорожный вокзал. Этим глобальным неудобством жители города и их гости “обязаны” администрации Казанского отделения Горьковской железной дороги, которая продолжительное время никак не может рассчитаться по долгам со связистами.