Наша землячка Даша Севастопольская

В этом году исполнилось 150 лет с тех пор, как завершилась героическая оборона Севастополя.

information_items_1347369374

В этом году исполнилось 150 лет с тех пор, как завершилась героическая оборона Севастополя.


Хотя война России с объединенными силами крупнейших европейских держав и мусульманской Турцией длилась с 1853 по 1856 год и проходила, как сейчас модно говорить, в евразийском формате от Черного до Балтийского моря, а отдельные ее “искры” долетали даже до Камчатки, в народной памяти она связана, в первую очередь, с Севастополем и Крымом, а Малахов курган стал символом героизма его защитников. Импульс, повышающий интерес к событиям 1855 года, дала и героическая оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны.


Как и всякая война, Крымская кампания была сплавом героизма и трусости, блестящих полководческих решений и бездарных, а подчас преступных приказов. Не случайно молодой артиллерийский офицер, оказавшийся в самом пекле событий в Крыму (а это был внук казанского губернатора и бывший студент Казанского университета Лев Толстой), писал в остроумных стихах, ставших солдатской песней, о приказах некоторых военачальников, не задумывавшихся о цене человеческой жизни: “Гладко было на бумаге. Но забыли про овраги. А по ним ходить”.


Впрочем, такие командиры были у обеих воюющих сторон. Вместе с тем имена блестящих флотоводцев – организатора обороны города адмирала Корнилова и его помощника адмирала Нахимова – навеки вошли в историю российских Вооруженных Сил. Да и о многих других героях обороны Севастополя написаны романы, стихи, многостраничные монографии.


Особое место занимают подвиги женщин, ставших сестрами милосердия, вынесших наряду с мужчинами все тяготы воины. Но и в этом блестящем списке патриоток – их было более 120 – выделяется имя Даши Севастопольской. Без упоминания о ней не обходилась почти ни одна военная публикация того времени, о ней складывались легенды. О таких женщинах писал в “Севастопольских рассказах” и Лев Толстой.


Даша Севастопольская, она же Дарья Лаврентьевна Михайлова, по мужу Хвороростова, родилась в селе Ключищи под Казанью в начале двадцатых годов XIX века. Во время обороны Севастополя она не ограничивалась только оказанием помощи раненым, что само по себе было подвигом. Дарья, переодевшись в мужское платье, под именем Александра Михайлова участвовала в боях, ходила в разведку. Пожалуй, после Надежды Дуровой это был единственный в то время пример непосредственного участия женщины в боевых действиях с оружием в руках. Она отмечена боевыми наградами, вошла в историю Севастопольской обороны и как “первая сестра милосердия”, и как “герой Александр Михайлов”.


О дальнейшей судьбе Даши Севастопольской написал настоятель ключищинской Иоанно-Предтеченской церкви Андрей Боголюбов, и сам по себе фигура весьма примечательная – учитель, затем священник, краевед, обладавший, судя по его публикациям, и литературным даром. В своей небольшой книге, вышедшей в свет в 1902 году, он поведал и о храме села Ключищи, в котором когда-то приняла крещение наша героиня, и о жителях этих мест, их нравах и обычаях. Здесь же рассказано и о последних месяцах жизни Даши Севастопольской.


В 1892 году она в возрасте 70 лет вернулась в родное село. Но из ее родных там уже никого не было. Подарив храму икону Николая Чудотворца, бывшую при ней во время Севастопольской обороны и не раз спасавшую ее во время опасных вылазок, Дарья Лаврентьевна через несколько месяцев уехала в Шелангу, где жили ее дальние родственники. И через полгода умерла там же. Но не забыла оставить храму села Шеланга “100-рублевый билет вечного вклада” на поминовение ее в молитвах.


Так завершила жизнь одна из героинь Севастопольской обороны. К сожалению, могила ее не сохранилась. Наверное, нашим краеведам, рассказывающим о жизни замечательных людей, стоит почаще вспоминать и о скромной ключищинской крестьянке, вошедшей в историю России своими подвигами. Возможно, даже посвятить ей экспозицию в одном из музеев.


…Иногда меня спрашивают, сохранились ли книжные богатства и редкие иконы ключищинского храма, которые подробно перечислены в книге Андрея Боголюбова. Не знаю. Во времена Гражданской войны, коллективизации и массового похода против религии утрачивалось многое. Такая судьба, очевидно, постигла и культурные богатства ключищенского храма. Но не исключаю и того, что в те лихие времена находились люди, спасавшие реликвии. Возможно, и подаренная Дарьей Лаврентьевной икона, бывшая с ней в Севастополе, хранится в одной из семей ключищинских старожилов.


Булат СУЛТАНБЕКОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще