Самое рыбное место

В сегодняшнем выпуске рубрики мы представляем обобщенный ответ на задание тридцать пятого тура конкурса на лучшее знание прошлого столицы Татарстана (см.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

В сегодняшнем выпуске рубрики мы представляем обобщенный ответ на задание тридцать пятого тура конкурса на лучшее знание прошлого столицы Татарстана (см. “РТ” №139-140 от 14 июля с.г.), который составлен по письмам наших участников.


Рыбнорядская площадь

Еще пять-десять лет назад это место на фотографии трудно было бы не узнать. Перед нами – Рыбнорядская площадь, в прошлом именовавшаяся также Кооперативной (с 1934 года), Куйбышева (с 1937), а в 1997 году получившая свое нынешнее название – площадь Тукая. Накануне празднования тысячелетия Казани ее облик кардинально изменился. В частности, был снесен корпус бывших Музуровских номеров – здание, которое мы видим в центре снимка и которое длительное время было доминантой площади. Произошедшие метаморфозы сделали задание достаточно сложным, особенно для неискушенных в истории. Так, некоторые новички – участники конкурса, присылающие ответы по Интернету, выдвинули предположение о том, что нашему взору предстает Сенная площадь (ныне перекресток улиц Татарстан и Московской). Действительно, схожие элементы между этими соседними уголками города есть.


Фото из коллекции Абдуллы ДубинаА вот наши старожилы, постоянные конкурсанты, допустить подобную ошибку, наверное, просто не имели морального права. Фотография-то – из серии хрестоматийных! Как всегда, отдельно называем эрудитов, приславших правильные и исчерпывающие ответы. Это казанцы И.Валиуллин, Т.Куклина, Б.Милицын, П.Салтыков, Р.Сафин, семья Григорьевых, набережночелнинец Б.Канеев и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова.


Совместными усилиями удалось установить приблизительное время появления фотографии. Сразу оговоримся, что деталей, по которым можно было бы определить дату съемки, немного. На снимке, например, можно разглядеть электрические столбы, а значит, он сделан после 1897 года. Слева на изображении виден белый одноэтажный дом, в котором размещалась пекарня В.Семенова, где в 1885-1886 годах подручным пекаря работал Алеша Пешков – будущий пролетарский писатель Максим Горький. В 1907 году здание пекарни было перестроено архитектором В.Трифоновым в стиле модерна. Следовательно, снимок мог появиться только до этого времени.


Фотография сделана с высокой точки. Вспоминаем, что по диагонали от Музуровских номеров в 1906 году вчерне было выстроено четырехэтажное здание гостиницы “Коммерческие номера”. Скорее всего, именно с его крыши и был сделан снимок.


В современной площади Тукая уже ничто не напоминает ее прежнего “рыбного” назначения. Последней данью старым временам оставался разве что популярный магазин “Балык” (“Рыба”) на углу улиц Пушкина и Профсоюзной (бывшей Малой Проломной), но недавно рука современных градостроителей не пощадила и его. На некогда грязной и неухоженной площади теперь чисто и просторно.


“Балык базары”

Площадь возникла в незапамятные времена и являлась одним из торговых центров города. К середине XVIII века она, располагаясь на окраине города, простиралась от озера Кабан до Николаевского сада (ныне Университетский сквер) и охватывала рыбный и мясной рынки.


Первый из них (его называли “базаром”) – центральное место в городе для торговли рыбой – до XIX века представлял собой хаотично расположенные дощатые лавки, палатки, лабазы, будки, лари, шкафы. Позднее его постепенно застраивают каменными домами, среди одноэтажных домов появлялись двух- и трехэтажные, нижнюю часть которых занимали лавки. Дома эти, как правило, состояли из двух помещений. В первом, собственно торговом, помещении, приказчики обслуживали покупателей, вторая половина дома служила для хранения товара. Задняя дверь такого здания обычно выходила во двор, застроенный сараями и погребами, которые были набиты льдом и служили холодильными камерами. Под лавками находились подвалы, которые использовались как склады. С улицы в лавку вела окованная железом дверь, на ночь изнутри запиравшаяся на засов, окна первого этажа защищали железными решетками и ставнями.


Как сообщают справочники, в середине позапрошлого века на Рыбном базаре действовала 91 лавка, в 53 из них торговали съестными припасами. Купцам принадлежало 27 лавок, а остальные занимали мещане, крестьяне, отставные военные чины и члены их семей. На базаре работало 20 ремесленных мастерских, 9 трактиров, 7 питейных заведений. В 1874 году здесь торговало, по неполным данным, около 320 человек.


В середине 1850-х годов на Рыбном базаре работали лавки, принадлежавшие крупным купцам-рыбникам, – Музурову, Хворову, Ворожцову. Здесь предлагался выбор живой и мороженой, малосольной и соленой, копченой, вяленой и сушеной рыбы, икра и консервы, доставляемые в Казань с низовья Волги, Аральского, Каспийского и Балтийского морей, из Сибири, Архангельска, Петербурга.


Постоянные места торга – лавки, палатки, будки, подвалы принадлежали как частным лицам, так и являлись собственностью города. Право на торговлю обеспечивалось уплатой торговой пошлины в пользу казны. Крестьяне, приезжавшие в базарные дни с товаром, пошлин за право торговли не вносили, если они не снимали лавочных мест, а продавали с возов. По всей вероятности, именно такой момент и запечатлен на снимке. На переднем плане – конные обозы и отдельно стоящие повозки. Похоже, снимок сделан ранним утром, когда нет еще наплыва покупателей.


Повара ресторанов, трактиров, Дворянского собрания, Купеческого клуба и Русского соединенного собрания, барских домов, хозяйки и кухарки предпочитали покупать продукты в лавках, где торговали товаром первосортным, лучшее приберегалось для постоянных клиентов.


Перевалочный пункт

Как свидетельствуют документы, в начале XX века городская ежегодная распродажа рыбных продуктов составляла около 150 тысяч пудов, или около шести процентов от 2,5 миллиона пудов продукции, перевозившейся через Казань. Остальное вывозилось транзитом в центральную часть страны, на Урал, за рубеж. Казань по праву считалась одним из важнейших общероссийских центров рыбной торговли. Выгодное месторасположение города, близость Волги и других водных путей давали преимущество в поставке рыбы, в том числе живой.


Еще в XVII веке из Астрахани научились доставлять живую рыбу на специальных судах, приспособленных транспортировать ее на большие расстояния. Естественно, из-за существенных затрат на перевозку живая рыба стоила недешево. Для менее обеспеченных слоев городского населения привозилась мороженая рыба. Ее перевозили в ларях-ледниках и бочках, набитых льдом, обильно пересыпанным солью. Нередко лед в пути таял, и рыба, дойдя до Казани, становилась малосольной, поэтому ценилась значительно ниже свежемороженых партий.


Из Сибири (преимущественно зимой гужевым транспортом) доставлялась кета, из Прибалтики – сельдь, консервы, из Архангельска через Вятку – беломорская копченая и соленая сельдь, камбала, треска. Местной рыбой торговали крестьяне и те, кто брал на откуп рыбный лов. Для нужд казанской промышленности большими партиями заготавливался тюлений и рыбий жир.


Чрево Казани

Торговали на Рыбнорядской и те, кто жил перекупкой и перепродажей небольших партий товара. Частенько через них купцы сбывали рыбу “с душком”, гнилую селедку, товар залежалый и подпорченный, которым довольствовались беднота, владельцы дешевых трактиров, съестных лавок, торговки из “обжорного ряда”. В этой части базара, особенно летом, стоял густой запах протухшей рыбы.


Рядом с Музуровскими номерами на площади находился “балчуг” (см. на снимке) – место продажи рыбы с возов, которую вели крестьяне, составляя значительную конкуренцию мелким городским торговцам. Деревенские торговцы корзинами продавали местную речную и озерную рыбу, а также закупленную (например, в Саратовской губернии) соленую и вяленую рыбу. Сезонная распродажа давала дополнительный доход крестьянскому хозяйству.


В базарные дни (по понедельникам и пятницам) крестьянам разрешалось ставить подводы и в Собачьем переулке (ныне ул.Некрасова). Днем и ночью здесь не смолкал шум и гам. Неподалеку находился и главный мясной торг города. Название улицы было не случайным: она кишела собаками, промышлявшими пищевыми отбросами. Нередко в округе стоял терпкий запах испорченных продуктов.


Сто лет назад рыбный базар считался не только шумной, но и самой грязной частью центра города. Большая площадь близ озера Кабан и протоки Булак лежала в низине, куда по улицам и переулкам сбегала весенняя и дождевая вода. Площадь утопала в грязи, а летом над ней висели тучи пыли. К вечеру базар начинал пустеть, оставались только лужи, грязь, сор, которые редко убирались.


Рыбнорядскую первой из казанских площадей замостили. Но это не дало желаемого результата, так как было очевидно, что, прежде чем мостить площадь, ее необходимо было насыпать и поднять, ведь камень, который использовали, размалывался под колесами карет, повозок, возов и телег. Вскоре здесь снова образовались ямы, где по-прежнему застаивалась вода. “Грязь была непролазная, – вспоминал студент Казанского университета и будущий нарком здравоохранения Николай Семашко, живший в 1890-е годы в Музуровских номерах. – Я… терял галоши при переходе через площадь”.


Кроме торговли, Рыбнорядская была известна своими питейными заведениями. Принадлежали они в основном крупным винокурам и виноделам Казани. Среди них особенно славились заведения купцов Бочарова, Вараксина, Петцольда.


К началу XX века на Рыбном базаре насчитывалось около сорока торговых заведений, относящихся к разряду крупных, а на Рыбнорядской улице (ныне Пушкина), которая все больше приобретала вид торговой магистрали, работали рестораны, столовые, трактиры, различные конторы. В магазинах и лавках предлагали не только продукты питания, но и ткани, обувь, ювелирные изделия. Постепенно лавочки, обезображивающие облик улицы, стали сносить. Рыбнорядскую улицу застраивают красивыми каменными домами. Пуск конки, а впоследствии и трамваев через данную улицу способствовал многочисленному притоку покупателей.


Музуровские номера…

В “Спутнике по Казани” профессор Н.Загоскин сообщает, что номера в доме Матвея Музурова были второклассными, то есть малопрестижными с точки зрения устройства и бытовых удобств, которые в них предоставлялись. Впрочем, в здании располагались не только номера, а и фешенебельный по тем временам ресторан “Бар” с польской и кавказской кухней, кинематограф “Петроград”, а также столовая и колбасная.


Свой законченный внешний облик Музуровские номера получили в 1872 году, когда бывшие одноэтажные лавки купца Рязанова были надстроены на два этажа по проекту архитектора П.Тихомирова. Первый этаж занимали торговые лавки, а верхние этажи – жилые помещения. В первые советские годы часть дома заняла гостиница “Татарстан” с рестораном на первом этаже, а позднее – объединение “Татпотребсоюз”. До недавнего времени дом существовал как обычная коммуналка с широкими коридорами. Новая жизнь в нем теплилась разве только на первом этаже. Чего только в разные годы там не было! Магазины, мастерские, одна из контор электротранспорта…


Ничем не примечательное по внешнему виду трехэтажное здание было частью общего архитектурного решения центральной площади города. Может, поэтому в 1992 году оно было занесено в “Свод памятников республиканского значения” (под номером 699). Накануне тысячелетия Казани Музуровские номера попали в федеральную программу сохранения исторической части Казани, но, увы, из-за нехватки финансирования планы в конце концов изменились. Здание стало разрушаться, и к знаменательному юбилею на этом месте не осталось и следа от былой старины.


…и другие достопримечательности

В центре на снимке видны небольшие одноэтажные строения. Первоначально часть этих зданий принадлежала казанскому цеховику Павлу Зуеву. В 1845 году он купил у города эту землю на углу Собачьего переулка и улицы Ново-Горшечной (Бутлерова) для строительства дома и других производственных строений. Средств для строительства большого дома не хватило, и поэтому было принято решение о поэтапном возведении одноэтажного углового здания, по секциям. Во дворе вырос пристрой, в котором жили сами владельцы, а остальная часть сдавалась квартирантам. Такие дома так и назывались – доходные дома.


Очевидно, их содержание было прибыльным делом, о чем свидетельствует тот факт, что в 1874 году уже разбогатевший Зуев приобрел у купца Музурова одноэтажное каменное здание, находящееся в начале Ново-Горшечной улицы на противоположной от Музуровских номеров стороне. Это тоже был доходный дом, комнаты в котором снимал небогатый люд, в основном студенты. Внутренность домов делилась на небольшие комнатки, где, кроме кровати, размещался небольшой столик да стулья. Удобства, понятное дело, находились во дворе. Кухни отсутствовали. Таким было типичное студенческое жилье до революции.


Позднее, в начале ХХ века, по соседству с владениями Зуева, в доме №1 по улице Ново-Горшечной, поселилось семейство Садовниковых, которые занимались мелким предпринимательством. Трудно сказать, что побудило их стать компаньонами в открытии театра. Небольшое помещение в их доме оснастили зрительным залом, костюмерной, пристроили фойе. Здесь же был открыт небольшой ресторанчик с искусственными пальмами и музыкой. Над фасадом углового входа заманчиво крутилась, сияя огнями, мельница, символизируя название театра – “Мулен Руж” (“Красная мельница”). В театре выступали заезжие артисты, певцы, иллюзионисты, ставились пьесы.


Но заведение не приносило большой прибыли. С появлением кино оно постепенно перешло в разряд кинотеатров. С 1916 года он назывался “Народный театр”, с 1926-го – просто “Народный”, с 1940-го – “Рот Фронт”, а с 1944-го – “Вузовец”. Последнее название оставалось за кинотеатром до его разрушения четверть века назад.


Скажем несколько слов и о доме Вараксина, который располагался справа от Музуровских номеров (он, к сожалению, не вошел в кадр). Сейчас на этом месте возвышается новая гостиница “Татарстан”. Владельцы дома были известны в Казани своим водочным заводом и торговлей дешевым алкоголем. Кроме того, эти промышленники владели макаронной фабрикой, которая располагалась на нынешней улице Столбова. Не чужда Вараксиным была и культура: к этому семейству, например, отошла хромолитография издателя А.Кокорева, и именно Вараксины издавали на ее базе книги казанского пропагандиста искусств А.Мантеля, ныне являющиеся библиографической редкостью и удивительным образцом “чистого” творчества.


Уважаемые читатели! Наш конкурс приближается к завершению. Осталось ответить на две последние фотозагадки. Напоминаем, что итоги конкурса мы подведем в декабре. Самым активным участникам мы уже приготовили призы. Если у вас есть желание дать конкурсу оценку, выразить свое отношение к публикациям рубрики, просим присылать отклики с пометкой “Отделу писем”. Наиболее интересные мнения будут опубликованы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще