За форелью в Бишмунчу

Решение он принял.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Решение он принял. А сейчас просто стоял на самой вершине горы и сосредоточенно смотрел вниз. Верный конь, с которым джигит не расставался вот уже несколько лет, застыл под ним. Чуткому животному передалось напряженное состояние души хозяина. Одно дело – бывать здесь наездами, когда знатная охота, которой славились здешние места, собирала тут кочевников-башкир, а другое – остаться в этих краях навсегда. Именно такое условие поставил старик Ярмухаммат, чья дочь с первого же взгляда покорила сердце смелого парня.


Там внизу, в Бишмунчинской яме, которая так хорошо просматривается с этой высокой горы, в самой чаще глухого леса и жил своенравный старик со своей семьей. Перебрался он сюда в поисках лучшей доли из неблизкой деревни Сухояш, что в азнакаевских краях. Чуть погодя к нему присоединились еще три родственные семьи. Так постепенно разрасталось селение. Долго жили по соседству пять семей, каждая из которых первым делом обустроила для своих нужд баню. Именно потому и привязалось к этому селению название Бишмунча – “пять бань”.


В этой глуши оседали и те, кто бежал от непосильных налогов, и те, кто не желал менять веру предков. Ехали сюда как башкиры, так и тептяры.


До сей поры в топографической памяти бишмунчинцев остались названия улиц Типтяр очы (Типтярский конец), Башкорт очы, Ясашный очы, а малышня так и бегает на Башкорт Купере – Башкирский мост и ходит по ягоды на Башкирский луг.


Принято считать, что село, по дате первого упоминания в официальной литературе, было основано в 1737 году.


– Так сложилось исторически, что население нашей деревни всегда по-особому тяготело к знаниям, – рассказывает ветеран-педагог Ландыш Зарипова, которая много лет возглавляла местную среднюю школу. – Люди, населявшие Бишмунчу, были грамотными. И во многом тому способствовало наличие в селе мечетей. Их у нас было три, при них традиционно работали начальные школы. В 1868 году здесь открылось первое медресе для мальчиков, а в 1910-м отдельно начали учить грамоте девочек. Те условия, в которых жили наши предки, а это дремучие леса, прибрежные луга реки Камы, определили и занятия, которыми они занимались. Наше село всегда славилось своими пчеловодами и скотоводами, бишмунчинцы были и отменными земледельцами. Урожаи всегда были на зависть окрестным соседям. Да и в свободное время здесь никто не сидел сложа руки. Гнали из бересты деготь, жгли уголь и отправляли на продажу в Бугульму. А уж какие у нас были рукодельники!


До сих пор в селе помнят Шавали Рамазанова, который мог бы фору дать любому Левше. Тонкий ум, которым его щедро наградила природа, да умелые руки сотворили поразительную по своей многофункциональности водяную мельницу. С помощью его изобретения можно было дробить любое зерно, получать отменного качества крупу. К “яргыч” (“дробящему”) Шавали шли ходоки со всей округи, очередь к его мельнице занимали аж с ночи. Этот сельский умелец остался в благодарной памяти потомков еще и потому, что в первые же годы становления колхоза соорудил молотилку, которая серьезно облегчила труд его земляков. Ведь до этого сельчане молотили зерно тяжелыми цепами. Уже в годы Великой Отечественной войны 74-летний Шавали переделал свою самодельную крупорушку в молотилку. Для ее работы требовалась сила трех лошадей, в то время как для заводских молотилок нужно было восемь. Нужно ли говорить, какой своевременной оказалась рационализаторская мысль Рамазанова, если учесть, что лучшие кони хозяйства к этому времени уже были отправлены на фронт?


– Гражданская война не обошла нашу деревню стороной, – рассказывает глава совета местного самоуправления Равиль Давлетов. – В Бишмунчу пришли отступающие колчаковцы. Им нужны были продовольствие и подкрепление. Вооруженные грабители отнимали припасы, а мужиков-земледельцев заставляли брать в руки оружие. Многим удалось спрятаться в окрестных лесах и переждать смутные дни. А вот сразу после окончания Гражданской войны в селе начали раздавать землю. Именно тогда у нас образовались выселки. Четыре десятка крестьянских семей основали такие деревни, как Кама-Елга, Акчишма, Бахчасарай, Аксу и Кызыл-Кичу. Последних двух, к сожалению, сегодня уже не существует, а в оставшихся нет и десятка дворов.


В первые же годы коллективизации в Бишмунче был создан колхоз, в который вошли более трехсот единоличных хозяйств. Назвали новый колхоз “Туры юл” – “Верная дорога”, в соседних выселках начали работать свои хозяйства, каждое из которых носило имя своей деревни.


Вот только прямого и единственно правильного пути не получилось. Нелегкая судьба досталась на долю бишмунчинцев. То укрупняли здешнее хозяйство, то делили его на мелкие подразделения. Если в 1946 году “Туры юл” разделили на два хозяйства – “Кызыл маяк” и “Кызыл йолдыз”, то через четыре года вновь соединили, образовав колхоз имени Ленина, чуть позже в его состав влился соседний колхоз им. Кирова. Через некоторое время – вновь укрупнение. Одним словом, в 1962 году Бишмунча со всеми своими малыми населенными пунктами становится самой отдаленной бригадой колхоза “Зай”.


Этот период стал крайне тяжелым в истории знатного альметьевского села. Мало того, что возникли естественные трудности по управлению огромным хозяйством, постепенно в упадок начали приходить выселки, все меньше и меньше доставалось им внимания со стороны властей. И очередное решение о разукрупнении коллективного хозяйства стало отправной точкой в новой истории Бишмунчи. Решение оказалось своевременным.


– Новое хозяйство назвали “Чулпан”, – вспоминает нынешний директор производственного кооператива “Чулпан” Извиль Габдракипов. – А первым его председателем стал Ильсуар Зарипов, который до этого работал главным зоотехником управления сельского хозяйства. Ильсуара Махмутовича не случайно поставили на эту должность. Молодой в ту пору руководитель, он уже зарекомендовал себя как специалист высокого класса, к тому же умеющий не только грамотно и рационально поставить задачу перед коллективом, но и жестко потребовать ее решения.


Надо было видеть Бишмунчу того периода, чтобы понять, в какой тяжелый воз впрягся новый председатель. Это сейчас Бишмунча – одно из самых комфортных для проживания сел Альметьевского района, где можно с ветерком прокатиться на любой иномарке да в любой конец селения. А тогда она просто утопала в грязи. Общественные постройки дышали на ладан. Молодежь всеми правдами-неправдами убегала в город. Работать было практически некому.


– Именно в ту пору появились в селе две улицы, застроенные коттеджами, возвели детский сад, столовую, большое административно-культурное здание, где разместились сельский совет, правление колхоза и даже дом культуры, – рассказывает председатель СМС Р.Давлетов. – При Зарипове появился первый асфальт, началась газификация села, занялись водоснабжением. Сегодня наше село – это один большой памятник прекрасному руководителю. К огромному сожалению, два года назад Ильсуар Махмутович скоропостижно скончался. Это для нас огромная утрата. Но на смену ему пришел его ученик, который работал главным инженером этого же хозяйства. Извиль Анасович стал достойной сменой Зарипову. Он смог не только удержать прежние позиции, но и вывести хозяйство на новый виток развития.


Сегодня в животноводческом комплексе “Чулпана” более 1100 голов крупного рогатого скота, из которых четыреста – дойных коров. Более сотни лошадей пасутся на здешних лугах. Начало возрождаться и знаменитое бишмунчинское пчеловодство. Мало того, налицо и результат тесной работы с нефтяниками по улучшению экологической обстановки в окрестностях села, где стоит множество скважин. Еще недавно речка Иряч, на берегу которой стоит Бишмунча, была покрыта нефтяной пленкой. А теперь сюда приезжают ловить форель…


– Да, хозяйство крепкое, одно из лучших в районе, – добавляет заместитель главы Альметьевской администрации Зялиль Насретдинов. – Но все-таки главное его богатство – люди, населяющие село. Это кавалер орденов Трудового Красного Знамени и “Знак Почета” Мазит Ибрагимов, механизатор Фарит Хазиев, награжденный орденом Дружбы народов и медалью “За трудовое отличие”, и многие другие. По праву гордятся бишмунчинцы своим земляком, авиатехником летно-испытательного комплекса Государственного НИИ гражданской авиации Шагитом Хисамовым, который трижды в составе экспедиции направлялся на работу в Антарктиду, принимал участие в испытаниях самолетов в условиях Крайнего Севера.


Не зря именно отсюда, из Бишмунчи, пошла инициатива создания землячеств, в которые объединились все состоятельные бишмунчинцы, живущие за пределами родного села. Создан специальный фонд, работу которого возглавляет ветеран-педагог Ландыш Зарипова. Именно на личные средства земляков, среди которых Лена Зайнабутдинова, Равиль Шайахметов, Извиль и Илгизар Габдракиповы, Венера Ганеева и другие, здесь построен замечательный спорткомплекс, отремонтированы Дом культуры и школа, создан краеведческий музей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще