Пока где-то там, наверху, в тиши высоких кабинетов, обосновывают теорию толерантности, она живет себе мирно и развивается по своим давно существующим законам в самой что ни на есть глубинке.
Сверните с федеральной трассы по дороге из Казани влево, сразу же за известным лыжным комплексом “Федотово”, да езжайте в глубь Заинского района. Вот здесь, по карте в тридцати пяти километрах от райцентра, уже с самого начала восемнадцатого века мирно живут бок о бок христиане и мусульмане. В одном конце Нижнего Бишева многие годы стояла мечеть, а в другом – сияла куполами церковь. Вот только и ту, и другую в первые же годы революции уничтожили большевики.
Нижнебишевцам и само-то слово “толерантность” неведомо. А зачем оно им? Когда их предки выбирали себе место для жительства, они думали в первую очередь о том, какие соседи их будут окружать: хотелось, чтобы были добрые, мирные, работящие, как они сами. А вопросы вероисповедания или национальной принадлежности как-то сами собою отходили на второй план. Русские, татары, кряшены, живущие тут, друг другу не мешали, а вот понадобись кому помощь, протягивали руку, не оглядываясь на цвет волос и разрез глаз.
Именно здесь появились на свет знаменитый актер Наиль Дунаев, известный ученый, ректор ГИДУВа Марс Михайлов. Здесь окончил школу олимпийский чемпион, лыжник с мировым именем Федор Симашев. Это малая родина популярных татарских писателей Рабига Батуллы и Мудариса Аглямова…
Еще десятая переписная ревизия, которая прошла в 1858 году, отметила, что из ста четырех дворов, наличествующих в Нижнем Бишеве, восемьдесят исповедуют православие, оставшиеся – ислам. Но подавляющим большинством в этом селении всегда были кряшены.
В двадцатые годы прошлого столетия здесь высадился солидный десант этнографов из Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР. Возглавил эту экспедицию именитый ученый, географ и этнограф Н.И.Воробьев. По итогам своей поездки профессор выпустил немало трудов, среди которых была и публикация, озаглавленная “Некоторые данные по быту крещеных татар (кряшен) Челнинского кантона ТАССР”. В ней ученый отметил: “Насколько удалось выяснить из расспросов населения о прошлом этих деревень, кряшены д.Н. Бишево считают себя населением пришлым, хотя и не помнят, когда пришли…” Именно Воробьев ввел в обращение термин “старокряшены”, именуя новокряшенами тех, кто был насильственно обращен в христианство в эпоху Ивана Грозного. Факты, которых можно немало собрать на территории Заинского района, свидетельствуют о том, что практически все из новообращенных вернулись в ислам. Одно из самых больших сел района Аксарино, окрещенное миссионерами от мала до велика в один раз, на второй же день после ухода из села священников вернулось в прежнюю веру.
А вот христианские корни нижнебишевских кряшен, в чем безоговорочно уверены старожилы, куда древнее той тяжелой для татар эпохи. Предки местных жителей пришли в эти края, уже будучи христианами.
Известный заинский краевед-историк В.Малахов считает, что “с учетом многих исторических фактов село было основано в начале восемнадцатого века выходцами с правобережья Камы”. От воды ушли и к воде пришли, так поговаривают бишевские старики. И то верно. Ведь село основано в междуречье, в долине, образованной течением пяти рек. Отсюда и название – Бишево, от слова “пять”, а точнее – пятиречье. Село назвали Нижним Бишевом, потому что существовало и Верхнее Бишево, позднее переименованное в Пусташит. Это село имело еще одно название, которым пользовались лишь местные жители, – Бишсубаш (Биштубаш), то есть “исток пяти рек”.
Отцы-основатели знали, где раскинуть новое поселение. Оживленный во все времена Бирско-Мамадышский коммерческий тракт мог обеспечить работой даже самого ленивого. Хотя и утверждал тот же профессор Воробьев, что местные кряшены “…занимаются исключительно земледелием, не имея никаких сколь-нибудь значительных промыслов, и совершенно не занимаются торговлей”, нижнебишевцы достаточно активно зарабатывали себе на жизнь частным извозом на тракте. В селе были развиты и кустарные промыслы. По крайней мере, на том же тракте пользовались спросом сани и телеги, сработанные в Нижнем Бишеве. Одними из лучших в округе считались и колеса, гнутые в этой деревне.
Знавала деревня и периоды взлета. В конце XIX века Нижнее Бишево стало центром Ахметьевской волости, в которую входило двадцать три населенных пункта. Далеко окрест славились базары, проводимые в волостном центре по четвергам. Торговцы съезжались сюда загодя, зная, что один только торговый день на этой богатой ярмарке может окупить все расходы по перевозке груза и проживанию.
– Именно в годы расцвета волостного центра здесь была открыта первая школа, – рассказывает заведующий краеведческим музеем средней школы села Нижнее Бишево, учитель истории Петр Евлеев. – Любопытно, что построена она была на сборы церкви и мечети. В пятистенном доме в самой середине села разместились четыре класса вневедомственной школы, в которой обучалось три десятка мальчиков. В 1913 году школа становится земской. Через три года по просьбе местного населения земство отстроило новый дом, в котором было два учебных класса с двумя учителями. А уже при советской власти в конце двадцатых годов на том месте, где и сейчас находится здешняя средняя школа, была построена начальная школа, которая сельчанам показалась пределом мечтаний. Еще бы, ведь теперь в ней были не только учебные классы, но и раздевалка, фойе, жилая комната для заведующего и даже туалетная. В таком виде школа просуществовала до 1930 года.
Именно тогда учебное заведение было преобразовано в неполную среднюю школу, которая с сорок седьмого года стала средней. В нынешнем каменном здании нижнебишевцы учатся, начиная с 1973 года. Школа рассчитана на триста двадцать мест. Когда-то и это казалось недостаточным, но сейчас в “очаге знаний” просторно, ведь здесь обучается чуть более ста ребят. Несмотря на наличие в селе своего Дома культуры, детского сада, одной из лучших в районе участковой больницы, именно школа оставалась для сельчан своеобразным культурным центром. Деревенские с удовольствием ходят на все мероприятия, которые проводятся в школе, помогают в их организации.
Отчасти благодаря близости оживленного Бирско-Мамадышского тракта скучать сельчанам некогда не приходилось. Сохранились в памяти стариков рассказы предков о залетных бродягах, искавших здесь постой после бурных походов по тракту, но власти, оберегая репутацию популярного торгового пути, успешно пресекали деятельность подобных “летучих голландцев”.
Зато бурные годы коллективизации слегка подпортили отношения нижнебишевцев с властями. Здесь помнят о годах, когда население Ахметьевской волости в феврале 1920 года активно участвовало в крестьянском восстании, которое возглавляла организация “Черного орла и земледельца”. Восстание было кроваво подавлено большевиками, не один десяток местных жителей канул в неизвестность в далеких ссылках и тюрьмах.
На этих землях в тридцатые годы было организовано коллективное хозяйство “Уныш иген”, которое после долгих и многочисленных преобразований оформилось в ныне действующее подразделение агрофирмы “Заинский сахар”.