Духовная родина Шаляпина

Наша газета продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347369369

Наша газета продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодня мы систематизируем ответы участников, полученные на задание тридцать четвертого тура (см. “РТ” №120-121 от 17 июня с.г.). На сей раз в центре нашего внимания – Богоявленская церковь на улице Большой Проломной (ныне дом №78 по улице Баумана).


Храм у Проломных ворот

В середине XVI века за улицей, начинавшейся у подножия Кремля, закрепилось название Проломной. Именно здесь в результате подкопа и взрыва был сделан пролом в посадской стене, через который в октябре 1552 года воины Ивана Грозного ворвались в город.


Богоявленская церковь на улице Большой Проломной. Фото из коллекции Абдуллы ДубинаВ 1560-е годы улица была небольшой, заканчивалась возле нынешнего театра им.Качалова и имела, как свидетельствуют хроники, на правой стороне, что ближе к Булаку, десять дворов, на левой – четырнадцать. Дорога здесь была ухабистой, пересекалась промоинами, через которые перекидывались небольшие мостики.


Позднее по специальному указу Ивана Грозного в южном конце улицы была образована Новая слобода, земли для которой отобрали у Спасо-Преображенского монастыря, у воевод, дьяков, боярских детей и архиепископа Казанского и Свияжского Гурия. Согласно указу на этих землях было велено “огороды больше не пахати, а ставити в тех местах дворы к посаду всяким людем”. Дома слободы ставились возле озера, которое много позднее засыпали, и на его месте возникла Рыбнорядская площадь (ныне Тукая).


Во второй половине XVII века в слободе появилась новая деревянная церковь, которую поставили на месте бывших Проломных ворот. И еще долгое время Богоявленскую церковь так и называли – храмом у Проломных ворот, когда давно уже не стало ни крепостных стен, ни самих ворот. После этого посаду дали новое название, в честь церкви – Богоявленская слобода.


Посад неоднократно страдал от пожаров. В 1694 году, по словам историка М.Пинегина, новый пожар уничтожил строения слободы дотла. И тогда на их месте появляются каменные дома. В 1741 году из камня начинается и строительство Богоявленской церкви. Закончено оно было в 1756 году. Средства на постройку выделили известный казанский фабрикант И.Михляев и купец С.Чернов.


Памяти купца Кривоносова

Изначально Богоявленская церковь была построена в виде пятиглавого кирпичного храма с невысокой шатровой колокольней, которые мы и видим на снимке. Справа на фотографии к храму примыкает Андреевская церковь, которая была уничтожена в 1930-е годы.


В 1901 году в колокольню, изображенную на фотографии, ударила молния, и ее перекрытия прогорели практически до основания. В 1909 году ее разобрали, поскольку рядом в 1897 году взметнулась ввысь новая, знаменитая колокольня из красного кирпича.


Деньги на постройку этого архитектурного памятника завещал общине Богоявленской церкви купец Иван Кривоносов. На эти цели он оставил после своей смерти в 1892 году 35 тысяч рублей. Иван Семенович был купцом первой гильдии – торговал мясопродуктами и владел салотопенным производством. За многочисленные заслуги был удостоен звания почетного гражданина города и несколько лет занимал должность заместителя директора Казанского городского общественного банка. В 1852-1863 годах Кривоносов был старостой Богоявленской церкви, поэтому неудивительно, что часть своего состояния он завещал этому храму.


В июле 1893 года в газете “Волжский вестник” появилось объявление о конкурсе на лучший проект постройки новой колокольни. Его участникам задали старорусский стиль, с подробной росписью изготовления всех самых тонких и изощренных деталей каменной кладки. В том же номере газеты сообщалось о наличии проекта с колокольней в 32 сажени (62 метра) высотой. Он и победил в итоге.


До сих пор краеведы не могут прийти к единому мнению, кто же был автором проекта. По одним сведениям, это архитектор Михаил Михайлов, по другим – Генрих Руш, Михайлов же был лишь распорядителем работ. Все старые краеведческие издания называли автором проекта колокольни Руша. Он представлял проект на конкурс и получил премию победителя в 150 рублей.


Михайлов сделал в Казани немало, в частности, ему принадлежит проект библиотеки во дворе Казанского университета. А вот чертеж колокольни с подписью автора утерян. Следы его, скорее всего, следует искать в Нижнем Новгороде, ведь проект был экспонатом Всероссийской выставки 1896 года. В казанских же архивах сохранилось дело о тяжбе Руша и Михайлова за авторство проекта. Как бы то ни было, в каталоге-справочнике “Республика Татарстан: памятники истории и культуры” (1993) о Г.Руше даже не упоминается.


Колокольня и другие строения

Известно, что строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 года. Был заложен фундамент, причем котлован под него рыли на “материковую глубину”, на пять сажен от поверхности. После закладки фундамента дело встало, и лишь спустя почти два года, весной 1895-го, строительство возобновилось. 12 мая 1895 года в городских газетах появилось сообщение: “…третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова”.


Конечно же, тогда не существовали подъемные краны, и строительные материалы подавались на высоту с помощью натянутых тросов, которые протянули аж до самой улицы Малой Проломной, нынешней Профсоюзной.


А уже 17 августа 1897 года с готовой колокольни были убраны строительные леса. Сначала на колокольню подвесили старые колокола, вес самого тяжелого из которых составлял 217 пудов 31 фунт. В 1900 году по железной дороге в Казань был доставлен новый колокол весом в 526 пудов. Он был временно подвешен на столбах, а 1 октября 1900 года состоялся его торжественный подъем.


Улица Большая Проломная была перекрыта, и колокол с помощью тросов был поднят толпой добровольцев на необходимую высоту. В этот же день подняли и двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом в семнадцать пудов. Газеты сообщали, что на постройку колокольни ушло почти два миллиона штук кирпича, итоговая стоимость ее составила 50 тысяч рублей.


Существует несколько легенд, связанных с колокольней Богоявленской церкви. Придуманные кем-то и когда-то, гуляют они из издания в издание, не имея под собой документальных оснований. Одна из них свидетельствует, что колокольня якобы не была принята церковью из-за того, что на верхних ярусах украшена иудейскими звездами Давида. Да и построена была из нехарактерного для православия “кирпичного узорочья”. Однако совершенно достоверно известно: утвердило проект колокольни и одобрило ее строительство именно епархиальное начальство. К тому же сама Богородица по Священному писанию вышла из дома Давидова.


К 1917 году церковь состояла из трех храмов – главного, холодного, двухпрестольного в честь Богоявления Господня с приделом Св. Первомученика и архидиакона Стефана. Второго – теплого, двухпрестольного, во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, с приделом Св. Мучеников благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Третьего – холодного, однопрестольного, устроенного в 1902 году на втором ярусе новой колокольни, в память третьего обретения Честной Главы Св.Иоанна Предтечи. В новой колокольне на первом этаже находилось небольшое помещение, так называемые “собеседования” со старообрядцами, а также церковная лавка.


Знаменитый крестник

Поскольку на снимке колокольни Кривоносова еще нет, значит, он был сделан до начала ее строительства. Рельсы конки и различные архитектурные детали свидетельствуют, что снимок появился на рубеже 1880-1890-х годов. Возможно, именно тогда делал здесь свои первые шаги на певческом поприще Федор Шаляпин.


Приход Богоявленского храма был многолюдным и престижным. Улица Б.Проломная являлась торговой, и от прихожан разных сословий не было отбоя.


В храме обычно служили два священника с ученой степенью. В 1854-1862 годах это был доктор богословия протоиерей Михаил Зефиров, впоследствии переведенный в Казанский университет. Затем, в 1862-1886 годах, – Евфимий Малов – знаменитый миссионер, известный этнограф, автор исторических источников (в частности, двухтомника “Историческое описание Казанских церквей”), языковед, активно участвовавший в издании Корана с параллельным русским переводом. Имея широкий кругозор и безупречную репутацию, Е.Малов впоследствии был переведен в кафедральный собор.


До нас не дошли сведения о посещении церкви важными особами или венчании, как сейчас сказали бы, VIP-персон, ведь церковь была приходская. Но о крещении Федора Шаляпина сведения значатся в метрической книге Богоявленской церкви.


Необходимые изыскания были сделаны по просьбе дочери Шаляпина, Ирины Шаляпиной-Бакшеевой. В толстой, хорошо сохранившейся книге, в разделе о родившихся есть запись, что 1 февраля (по старому стилю) 1873 года у крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловны родился сын Федор, а на следующий день, 2 февраля, его крестили.


Вот как изложила историю крещения Шаляпина-Бакшеева словами крестной матери ее отца, которая закончила свои дни в ее доме: “Когда родился у Шаляпиных сын, Авдотья Михайловна (мать певца) долго ходила по соседям, умоляя окрестить маленького Федю. Никто не соглашался, никому не хотелось родниться с бедной, почти нищей семьей. Наконец, сжалилась над ней жившая во дворе моя мать и приказала мне, 13-летней девочке, крестить младенца…” Таинство крещения Федора совершил протоиерей Малов, увековечив свое имя еще и столь важным событием для великого певца, а Богоявленская церковь прославилась своим незаурядным прихожанином.


Век спустя для установки первого в России памятника великому артисту и певцу лучшего места, чем у Богоявленской колокольни, нельзя было и придумать.


В наше время

Как и у многих сооружений религиозного культа, судьба храма резко изменилась после Октябрьской революции. Вплоть до своего закрытия в 1935 году Богоявленская церковь становится кафедральным собором. Затем ее отбирают у верующих, разрушают купола и используют как складские помещения. В церкви долгое время располагался спортивный зал Казанского государственного университета, а в колокольне – ряд торговых лавок и мастерская оптики. Под другие нужды были приспособлены и остальные здания, некогда принадлежавшие храму. На месте Андреевской церкви до 1950-х годов находился зверинец. Ныне на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом.


В 1996 году храм был передан в ведение епархии, а вот колокольню отдали в ведение Министерства культуры РТ и в ней устроили Камерный Шаляпинский зал. И хотя дух Шаляпина витает в этих стенах, православные прихожане хотели бы вернуть это здание и использовать его по назначению, тем более что Богоявленская церковь не имеет своей колокольни.


Сегодня здание все более начинает походить на тот собор, который мы видим на старинной фотографии. Правда, иной раз трудно смириться с тем, как вольно современные градостроители обращаются с реликвиями старой Казани. Вот и недавняя реконструкция дома Смоленцева на углу улиц Университетской и Баумана привела к тому, что храм Богоявления больше не виден с улицы Баумана, его заслонил помпезный пристрой во дворе новой гостиницы “Шаляпин”. А не разумнее было бы, например, разбить сквер, выгодно выделив памятник Шаляпину?..


Правильные ответы на вопрос 34-го тура прислали казанцы – семья Григорьевых, Р.Бородов, И.Валиуллин, Т.Куклина, Б.Милицын, П.Салтыков, Р.Сафин, А.Титов, набережночелнинец Б.Канеев, жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Напоминаем, что наиболее активных знатоков старины ждут призы – новые издания произведений Загоскина, Пинегина, Турнерелли и других.









Фото из коллекции Биляла Канеева


Уважаемые читатели! Позади празднование тысячелетнего юбилея Казани, но наш конкурс продолжится до конца года. Сегодня представляем последнюю фотозагадку. Читателям необходимо определить, что за строение на снимке, рассказать о его истории, назвать приблизительную дату съемки.  Ну а в декабре мы подведем окончательные итоги конкурса.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще