От Москвы до Читы лёту – шесть с половиной часов. А если лететь из Казани, так еще пару часов прибавьте. Одним словом, даже если и учесть современные виды передвижения, все одно – путь неблизкий. Не зря именно сюда были сосланы в свое время и несгибаемый лидер старообрядцев протопоп Аввакум, и декабристы, и прочие неблагонадежные подданные Российской империи. Мол, глядишь, и сгинут в необъятных забайкальских степях, куда добраться всегда было серьезной проблемой, а уж выбраться – тем паче.
И потому нельзя не восхищаться отчаянной смелостью тех, кто уезжал сюда добровольно несколько веков назад в поисках лучшей доли. Среди этих переселенцев были и наши соплеменники.
Сотни татарских семей из поволжских краев, соблазнившись красноречием вербовщиков, уезжали осваивать пустынное Забайкалье. Строить дороги, возводить дома, пахать и сеять.
О жизни их правнуков, крепко осевших на читинской земле, но не забывающих свои корни, наш очередной рассказ из рубрики “Татарский мир”.
Где родился Чингисхан
Читинцы свой город не просто любят. Это предмет их неизбывной гордости.
А как же иначе? Какой еще город можно сравнить с Иерусалимом!
Во всем мире существуют только два града, в которых на одном холме стоят рядком храмы трех религий. В старой части города, у слияния рек Иногоды и Читы, где в свое время был заложен Читинский острог, на единой возвышенности находятся еврейская синагога, мусульманская мечеть и православный храм.
А где, вы думаете, родился Чингисхан?
Правильно думаете. На территории современного Забайкалья, а точнее, в ононских степях близ нынешнего Нижнего Цасучея, от которого рукой подать до областного центра Читы. Происходил великий правитель из рода Есугэй-Баходура и носил в младые годы имя Темучин (Тэмуджин).
И потом: читинцы – народ дотошный и честный. Видно, гены правдоискателей-декабристов, сосланных в свое время в эти края, дают о себе знать. Тут, понимаешь ли, повсеместно за каждый год существования своих городов бьются, чтобы как-то постарше выглядеть, а читинцы доказывают, что их город помоложе будет, чем это признано официально.
1653 год не является датой основания Читы, как это принято считать, убеждали меня горожане. Датой его основания, от которой идет отсчет, вообще-то считается дата первого письменного упоминания о населенном пункте. И самым древним упоминанием о поселении на месте современной Читы является письмо полномочного посла Федора Головина, которое написано им в декабре 1687 года. Адресовано оно воеводе нерчинскому Власову: “На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей (соправителей Ивана V и Петра I) ратных людей хлеб приять”. А в 1690 году приказчиком Карпом Юдиным на чертеже в “Свидетельстве даурском” впервые отмечена Читинская слобода. Так что в 2005 году Чите исполнилось не 351, а 315 или 319 лет.
Вот такая истина по-читински
Плюс несколько лет или минус – особого значения для самих горожан не имеет. Ведь история их любимого города – это настоящий роман, полный приключений и невероятных событий. Вот только несколько эпизодов из жизни края.
Именно в Забайкалье была впервые применена паровая машина с цилиндром двойного действия Литвинова, которую он сконструировал здесь же, почти на сто лет опередив американскую “новинку” – машину Эванса.
Первое в Российской империи олово было добыто также здесь – на Первоначальном руднике, позже названном “Ононским” по названию протекавшей рядом реки. Сейчас на этом месте стоит станция Оловянная опять-таки Оловяннинского района Читинской области.
Нигде, кроме Забайкалья, вы не найдете столько населенных пунктов, которые именуются “заводами”. Такое название они получили еще в начале восемнадцатого века потому, что “заведены” были там сереброплавильные и свинцовые печи. Нерчинский, Дучарский, Кутомарский, Газимурский, Талманский (Александровский) и ряд других заводов.
И где еще вы найдете столько лечебных вод? На территории Читинской области разведано более четырехсот минеральных источников – горячих и холодных, кислых и щелочных, серных и железистых. Некоторые из них по своим качествам превосходят всемирно известные аналоги.
И вот еще какой примечательный факт из биографии города хотелось бы отметить: редкий российский правитель добирался до Читы. Если не брать в расчет посещение этого города в 1894 году Николаем II (тогда еще наследника престола), то в 1978 году в Чите был товарищ Л.И.Брежнев, чему в краеведческом музее была посвящена целая фотовыставка. Да еще Борис Ельцин в 1990 году был здесь пролетом и в городском аэропорту имел недолгую беседу с тогдашним лидером области.
Традицию непосещения нарушил нынешний руководитель страны. Владимир Путин побывал здесь три года назад. Об этом, уже историческом факте, с гордостью нам поведали читинцы в Екатеринбургском аэропорту, где мы, доверив наш перевоз Уральским авиалиниям, целым самолетом, летевшим в Забайкалье, застряли на шестнадцать часов. Но время для меня даром не пропало. За эти часы удалось узнать много интересного о губернаторе Читы. Правда, искренне удивило не обилие информации, а другое: никто из моих собеседников и не подозревал о татарском происхождении первого лица области.
– Гениатулин – татарин? – поразилась моя соседка. – Никто об этом не говорил, а я как-то и не подумала. А что это, и в самом деле татарская фамилия?
Но при всем этом не могла не порадовать любовь читинцев к своему руководителю. В плюсы записали его открытость, демократичность, общительность и искренность при жесткости характера. По городу ходит без охраны, на прием попасть – нет проблем, активно занимается спортом. Не пьет и не курит.
И главное, говорили в один голос собеседники, – живет в обычной городской квартире, не жирует.
За чашкой китайского чая
Моя многолетняя преданность зеленому чаю была вознаграждена в Чите. Беседа с Равилем Гениатулиным шла за чайным столиком. Губернатор, как выяснилось, тоже много лет пьет только китайский зеленый чай. Узнав о моем пристрастии к напитку, Равиль Фаритович подарил коробку самого настоящего китайского чая. Названия не скажу – писано иероглифами. Но вкус просто божественный.
И вот за чашкой этого ароматного напитка шел наш достаточно серьезный разговор о нелегком настоящем и сложном будущем Забайкалья, о судьбах наших соотечественников.
– Только краем глаза глянув на карту, можно понять, что Читинская область занимает весьма важное геополитическое положение, – заметил губернатор.- Область имеет государственную границу сразу с двумя государствами – Китаем и Монголией. Через нас проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам страны. Это Транссиб, автомобильная дорога Чита – Хабаровск, БАМ, что позволяет в перспективе организовать выход российской продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь Китая и Монголии.
Через пограничный поселок Забайкальск осуществляется около 70 процентов сухогрузных перевозок между Россией и Китаем. Здесь расположены крупнейшие на востоке России международный и автомобильный пункты пропуска через государственную границу.
Кроме того, нужно помнить, что Забайкалье – таежный край. Половина нашей территории покрыта лесами. А минерально-сырьевая база области просто уникальна.
Так что у нашего региона огромный потенциал. И приезд к нам Президента России был совсем не случаен. Как ни крути, но Забайкалье – центр азиатской политики России. Именно этот регион в силу географического положения является не просто визитной карточкой нашей огромной страны, но и ее форпостом в отношениях с Монголией и Китаем.
Кстати, я все-таки где-то подспудно ожидала услышать пугающие рассказы о китайской экспансии, но простые читинцы, как оказалось, относятся к соседям достаточно добродушно.
– Работают они отменно, – заметил водитель автобуса, подвезший нас в гостиницу. – Люди они ответственные, халтуру не допустят. Да и вообще, ребята неплохие. Даром что ли наш губернатор с ними дружит? За границей его там все, начиная с руководителей Китая и Монголии, знают и уважают. Это ж только России на пользу. Между прочим, нынешний глава Монголии, еще будучи премьер-министром, самолично Равилю Фаритовичу коня подарил.
Популярность Гениатулина-политика признают сегодня и известные политологи. При этом некоторые отмечают, что татарское происхождение читинского губернатора играет не последнюю роль в налаживании контактов с восточными соседями.
Известный читинец, профессор кафедры политологии РГПУ им. А.И. Герцена, автор более сотни научных публикаций, монографий и учебников по проблеме изучения общественного мнения Валерий Зарубин, создавший в свое время в Чите крайне популярный независимый центр изучения общественного мнения “Даурия-социо”, отмечает:
– За последние годы Гениатулин политически заметно окреп. Его повторное избрание губернатором, членство в президиуме Госсовета РФ, ряд последующих шагов позволяют говорить, что Равиль Фаритович вышел за рамки обычного регионального политического лидера.
Родословная губернатора не так проста, как кажется на первый взгляд. И рассказ о ней – это рассказ о том, как далеко не бедные, смелые и отчаянные пензенские татары еще в девятнадцатом веке уехали в дальний край. Не от хорошей жизни. Державная политика, направленная на притеснение инородцев, напрямую коснулась этой семьи. И ведь не потерялись. Один из предков Гениатулина, дважды совершивший хадж, был первым гласным городской думы. А ведь в думу просто так было не попасть. Нужен был соответствующий имущественный и образовательный ценз.
Скажи, во что веришь, и я скажу, кто ты
История ислама в этих краях непосредственно связана с родом нынешнего губернатора. Именно его двоюродный дед и был инициатором строительства в Чите мечети. В 1903 году здешние мусульмане обратились с прошением к генерал-губернатору. Прошение было рассмотрено положительно, и уже через два года прозвучал азан с минарета первой забайкальской мечети.
Специалисты отмечают, что религиозность в Забайкалье имеет ярко выраженный этноконфессиональный характер. Большое количество различных этносов привело к разнообразию религиозных традиций, которые причудливо пересекаются и взаимодействуют здесь.
Самые влиятельные – комплекс шаманско-буддийских верований (ламаизм), представители которого компактно базируются в Агинском Бурятском автономном округе, что входит в состав Читинской области, и православная церковь, этнической опорой которой служит русское население.
Вероятно, в скором времени особая роль будет принадлежать китайской волне миграции и распространению традиционно китайских религий, таких, например, как конфуцианство.
А вот мусульмане в Восточном Забайкалье представляют собой относительно небольшую по численности группу.
– Однако не секрет, – отмечает сотрудник областного краеведческого музея А.Жуков, – что представители этой конфессии обладают большим духовным и экономическим потенциалом. Крепнущее влияние ислама в Забайкалье – вне сомнений.
“Все это весьма затрудняет развитие культурно-национальной жизни…”
В руки мне попал документ, который датирован мартом 1922 года. Это “Положение о местных органах культурно-национального самоуправления тюрко-татар, проживающих на территории ДВР”.
Цитирую статью первую: “Все тюрко-татары без различия пола, проживающие на территории ДВР (Дальневосточной республики. – Ред.), в местах своего поселения (город, село, станция и проч.) для обслуживания своих культурных нужд образуют общество, именуемое “Тюрко-татарским культурно-национальным обществом” с присоединением наименования поселения”. Чуть ниже пояснение: “Тюрко-татары, населяющие территорию ДВР, представляют из себя по численности довольно значительную национальную группу. По приблизительному подсчету, тюрко-татарское население в ДВР равняется 10 тысячам человек обоего пола. В настоящее время тюрко-татары не имеют никаких установленных законом органов для удовлетворения своих культурно-национальных потребностей, ни определенных источников средств для сего, все это весьма затрудняет развитие культурно-национальной жизни тюрко-татар”.
Обидно, но ситуация с того двадцать второго года прошлого века изменилась мало. Татар сегодня в Читинской области около восьми тысяч. Это примерно 0,7 процента населения региона.
Есть и общественная организация, которая именуется Татаро-башкирским культурным центром. До последнего времени руководил этим центром человек, пользовавшийся в области большим уважением – Хусаин Хакимов, страстный коневод, много лет возглавлявший читинскую госконюшню.
Здесь, на окраине Читы, куда мы приехали в его дом, в небольшом поселочке живут три татарские семьи. Супруга Хусаина Хаерливаровича Рауза-апа – на пенсии. Дочь Дания работает на той же госконюшне заместителем главного бухгалтера. Вот только с главой семейства мы не встретились. Два года назад он скоропостижно скончался. Его уход из жизни оказался тяжелой потерей для всей татарской общины.
Хусаин Хакимов поддерживал достаточно активные отношения со Всемирным конгрессом татар. Появилась методическая литература, налаживались контакты. Общение на самом высоком уровне в духовной столице татар Казани давало самое главное для читинских татар – появилось чувство гордости за причастность к великому этносу. Удалось достигнуть того, о чем уже и не мечтали: дети перестали стесняться, что они татары, и уж тем более скрывать свою национальность.
Приехав в Читу, мы надеялись на встречу с руководством Татаро-башкирского центра, чтобы узнать о планах, посмотреть, что делается, вручить сувениры и подарки для этой общественной организации. И неожиданно попали в неловкую ситуацию. Представитель пресс-службы губернатора, организовывавший наши встречи, признался, что руководители центра от встречи с татарстанскими журналистами отказались. Не о чем, мол, с ними говорить.
Наши поиски торгового дома “Татарстан”, который, по сведениям, полученным из Всемирного конгресса татар, действует здесь, ни к чему не привели. Когда добрались по указанному адресу, выяснилось, что торговый дом развалился, а его руководитель благополучно пересел в чиновничье кресло.
Так что жизнь татарской общины узнавали, что называется, с низов.
Что за жизнь без Сабантуя
В Чите Сабантуй официально не празднуют.
Написала эту фразу, и она поразила неправдоподобностью. Какой же татарин без Сабантуя?
Увы, с этим словом здесь связывают гулянку на производстве или, в лучшем случае, выезд компанией на природу.
В области два года назад провели первый областной фестиваль национальных культур, который пришелся аккурат на время Сабантуя. В рамках фестиваля организовали праздник “Майдан приглашает гостей”, который негромко назвали фестивалем национальной татарской культуры.
И все.
Но уже то замечательно, что съехались на это действо татары со всех концов области. Прибыли участники из сел Усль-Иля, Нарасун, Новоказачинск Акшинского района, Тыргетуй и Жимбир Карымского района, Доронинское Улетовского района, из города Балей. Приехали и из Калганского, Забайкальского, Хилокского районов области, которые отмечены как места компактного проживания татар.
В этом списке особняком стоит небольшой поселок Кадаи, что на юго-востоке области.
Именно этот поселок чаще иных становится объектом этнографических исследований жизни читинских татар. Дело в том, что большая часть кадаинских семей (а живет здесь 1170 человек) так или иначе связана с татарами. Подавляющее большинство крепких хозяйств принадлежит нашим соплеменникам.
В Кадаи татары попали в тридцатые годы прошлого столетия. Советской России потребовались человеческие ресурсы, чтобы поднять слаборазвитые районы Сибири. Сотни вербовщиков разъехались по Поволжью, приглашая на работу в Забайкалье. Обещали золотые горы, утверждая, что здесь нет зимы, много плодородной земли, в изобилии растут фрукты.
– В забайкальские села приехали люди с иными нежели местное население психологическими установками, – отмечает учительница истории кадаинской средней школы Полина Желиба. – С другим менталитетом, верой. И как раз эти мощные духовные корни позволили татарам избежать ассимиляции. Родившееся в конце тридцатых и начале сороковых годов поколение татар, выросшее в Забайкалье, вобрало в себя духовность своих родителей и сейчас является ярким представителем своей народности в наших краях.
И тут я снова вернусь к религиозной стороне жизни читинской общины татар. Именно мечеть стала сегодня объединяющим их духовным центром.
В мечети
Первый человек, с кем мы столкнулись в мечети, оказался членом совета мусульманской религиозной организации Читы. Габдулла Ахмедзянов, педагог по образованию, окончил еще и казанское медресе Мухамадия. Сейчас преподает в воскресной школе при мечети арабский язык. Мечтает, что заработает здесь и татарская школа. Ведь открытая ровно сто лет назад мечеть уже давно забыла звучание татарской речи.
– История ислама в Забайкалье начинается с семидесятых-восьмидесятых годов XIX века, когда в Чите образовалась мусульманская община, состоявшая, главным образом, из проживавших в городе татар, – рассказывает Габдулла Саетгареевич.- Основным их занятием тогда была торговля. Немало трагических страниц хранит прошлое мечети. В 1935 году она была закрыта. Лишь в октябре 1992 года Комитетом по управлению имуществом Читинской области было принято решение “передать духовному управлению мусульман в хозяйственное ведение здание бывшей магометанской мечети, являющейся памятником истории местного значения”.
Нелегко становится на ноги мусульманская умма Читы. Проблем у нее, как и в целом у здешней татарской общины, немало. Но люди стараются поддерживать друг друга, жить дружно.
– Непременно отмечаем все мусульманские праздники, собираемся вместе, – рассказала нам во время встречи в ее доме Дания Хакимова. – Вот только жаль, что никто к нам из Татарстана не приезжает – ни артисты, ни писатели. Вот вы, журналисты, первые у нас татарстанские гости.
В доме Хакимовых огромная фонотека. Здесь собраны песни, спектакли, концертные программы на татарском языке.
– К сожалению, никто из нас не сохранил язык, – с горечью признается Рауза Шакирьяновна.- Однако слушаем песни, смотрим спектакли.
Внуки тянутся к религии предков. У той же Дании Хакимовой дочь Лейсан недавно приняла ислам. И не она одна.
Этот факт показался примечательным. Нет, не забывают читинские татары свое прошлое. Они сильны своим историческим, национальным самосознанием. А пока жива в народе память о своих корнях, значит, у него есть и свое будущее.