В шестидесяти километрах от Альметьевска расположилось небольшое село Ямаши. Свое название, по одной из версий фонда “Альметьевская энциклопедия”, оно получило от слова “яма”. Ямами в старину назывались почтовые перегоны, а где-то и почтовые станции. Крестьянина же, занимавшегося доставкой почты, именовали ямщиком. Такие “почтовые отделения” располагались друг от друга, как правило, на расстоянии пятидесяти, а то и ста верст. С появлением железной дороги и телеграфа нужда в подобных почтовых услугах резко снизилась и “ямы” стали исчезать. Село Ямаши – одно из немногих сохранившихся до наших дней поселений, которое образовалось из обычной почтовой станции.
Как утверждают некоторые исследователи, на развитие почтовой связи в России оказали влияние татары: считается, что сами слова “ям” и “ямщик” – татарского происхождения. “Ям”, по некоторым предположениям, происходит от старинного татарского “дзям” – дорога, а ямщик от “ям-чи”, что означает “проводник”.
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к десятому веку. Уже тогда населению вменялось предоставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений по перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.
В XVI-ХVIII веках количество ям, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. Во время царствования Михаила Федоровича был основан ямской приказ, подобие нынешнего министерства. Ведал им князь Пожарский.
В 1667 году ямщиков одели в форменные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на рукаве изображениями орла. Немного позже у “почтарей” появились медные бляхи. Протяженность почтовых трактов к середине XVIII столетия составляла в России около семнадцати тысяч верст (верста равна 1,0668 км. – Авт.), в их число входил и знаменитый Оренбургский тракт. Село Ямаши расположено как раз возле него. По словам Алексея Грушина, главы местного Совета самоуправления, нынешняя дорога была проложена прямо по старому тракту, то есть сейчас под асфальтом находится уложенная в XVIII веке брусчатка.
Ямаши, если выражаться нынешним языком, были чем-то вроде станции технического обслуживания транспортных средств. Больше всего в селе числилось плотников, столяров и кузнецов. Оно и понятно: зачастую повозка или бричка после гонки по булыжной “магистрали” нуждалась в серьезном ремонте. Тогда путник оставлял свое транспортное средство возле конюшни (конюшни в Ямашах были переделаны во время коллективизации под коровники и прослужили вплоть до семидесятых годов прошлого века) и, заменив лошадей, ждал починки. “Мастера здесь, – рассказывает один из жителей села, – были лучшие со всего Чистопольского уезда. Могли и кибитку, и повозку за один день сделать, не говоря уж о телегах. Рассказывали, даже несколько раз из Петербурга заказы приходили.”
Надо заметить, что ямашинцы были крестьянами вольными и занимались преимущественно делом, которое приходилось по душе. Как значится в официальных источниках с оговоркой “предположительно”, деревня раньше принадлежала известному ученому, ректору Казанского университета Николаю Лобачевскому. Николай Иванович, решив однажды посетить свое имение в двухстах километрах от Казани, так утомился изнурительной ездой в тряской бричке, что до своих крестьян так и не доехал, даровав им всем вольную.
Здесь было много и зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей. Так как торговля на ярмарках узаконивалась для всех категорий граждан, за лишней копейкой на Нижегородское и Ярославское “торжища” из села ездили многие.
Шло время, ямской приказ реформировался. В 1831 году было учреждено положение о плате за все прогоны, согласно которому “за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку по 12 копеек, за подмазку колес у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги – по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6 копеек”.
Как можно заметить, перечень услуг на ямах был довольно широким, что было вызвано, надо думать, развитием тогдашнего “автопрома”.
Еще одна подробность, заслуживающая внимания, – это “екатерининские мосты”, которых по всему Оренбургскому тракту построили в свое время великое множество. Данные сооружения ничего уникального собой не представляют, однако, прослужив двести с лишним лет, они все еще продолжают стоять, выдерживая вес многотонных грузовиков. Те, кто немного поездил по республике, могли наблюдать такую картину: у въезда на мост стоит светофор, и машины движутся поочередно, согласно его сигналам. Дело в том, что мосты раньше строили узкие – широкие были просто-напросто не нужны, когда транспортный поток ограничивался одной-двумя повозками в час. Как рассказал Алексей Иванович, мост около Ямашей и есть один из “екатерининских”. Когда прокладывали дорогу и проводили его исследование, пришли к заключению, что арочная конструкция и сделанная на совесть работа помогут простоять ему еще долго. Со временем мост, конечно, укрепили, на одну-единственную опору надели железный каркас. Но что самое интересное, его пытались расширить. Поставили рядом дополнительные опоры, уложили полотно… Через некоторое время “пристройка” рухнула, а “екатерининский” мост остался стоять.
Хотя на почтовых станциях и были свои смотрители, к самому селу они никакого отношения не имели, то есть сфера их полномочий ограничивалась лишь стенами станции. А потому жители, нуждаясь все же в организаторской деятельности, каждый год избирали старосту, который бы поддерживал в деревне порядок, собирал налоги, решал споры. В общем – законодательная, исполнительная и судебная власть в одном лице. Как правило, такой человек пользовался всеобщим уважением. Был и в Ямашах свой староста – дед Димитрий, который всегда ходил с высоким, около двух метров, посохом. Посох тот служил, как мне объяснили, не только по своему прямому назначению – как опора при ходьбе – но и как учетная “книга”. На нем в строго определенном месте имелись отметки о каждом жителе: кто сколько уплатил налогов, кто сколько и кому должен. Таким образом на этом посохе умещалась вся “деревенская бухгалтерия”.
В годы коллективизации десятая часть жителей села была раскулачена и выслана в Магнитогорск.
Сегодня Ямаши – бывшая ямская станция – центр Ямашинского Совета местного самоуправления, в который входят еще два населенных пункта. Есть в нем средняя школа, врачебная амбулатория и даже детский сад, правда, только на двадцать пять человек. Население занято в основном в сельском хозяйстве. Чего-либо, что наглядно напоминало бы об образовании села из почтовой станции, найти так и не удалось. Но у некоторых жителей в пыльных чуланах все еще стоят наполовину вросшие в землю, заржавевшие сверху наковальни со следами, оставленными молотами местных умельцев XIX века.