Несостоявшийся мулла стал народным просветителем

Герой Труда, обладатель звания народного учителя, автор совместного с Ф.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347369365

Герой Труда, обладатель звания народного учителя, автор совместного с Ф.Амирханом первого послереволюционного учебника для татарских школ “Родной язык” (“Ана теле”), авторитетный общественный деятель, депутат Казанского горсовета нескольких его созывов, пенсионер союзного значения. Таким был татарский просветитель Габдрахман Рафиков.


Родился он в семье рядового казанского сапожника и рано осиротел. Только благодаря безграничному стремлению к знаниям и настойчивости поступил в русско-татарскую школу при мечети Марджани. После ее окончания перед молодым человеком встал нелегкий выбор: стать священником или учителем. Он выбрал второй вариант. Несколько лет проработал земским учителем в нынешнем тетюшском селе Черемшан. Затем вернулся в Казань и преподавал в русско-татарской школе №2 в Адмиралтейской слободе, которая после революции стала средней школой №17 имени Нариманова. С начала двадцатых годов и до выхода на пенсию в 1931 году Габдрахман Валеевич был ее директором.


Сохранились два его фотоснимка, сделанные в 1890-х годах в казанском ателье “Рембрандт”. На одном из них Рафиков запечатлен с молодой супругой Рабигой, а на втором – со своим учеником, которого он готовил для сдачи экзаменов на должность муллы.


Несмотря на пламенную религиозность, Рафиков приветствовал Октябрьскую революцию. В этом нет никакого противоречия. Как любой просветитель, он верил, что кардинальная перестройка общества принесет долгожданное освобождение народу. Искренние симпатии к рядовым труженикам он питал с детства, а учительство еще крепче связало его с интересами крестьянства и рабочих.


Этим, в частности, во многом объясняется его деятельное участие в ежегодной кампании по оспопрививанию, которая проводилась в Казани до революции. В то время из-за неграмотности большинство татар были против этой медицинской процедуры. Чтобы сломать стереотипы, Рафиков, обладавший убедительной силой слова, сам обходил дома, агитируя за прививание. Позднее он прошел обучение при больнице Адмиралтейской слободы и самолично обходил соседей, вооружившись необходимыми для прививок медицинскими препаратами.


Доверие к Рафикову было столь велико, что в нелегкие дни весны 1917 года, когда на пороховом заводе случился пожар, он был единодушно избран в комиссию по оказанию помощи пострадавшим.


В 1918 году Габдрахман Валеевич являлся представителем Мусульманского военного комиссариата при Казанском губернском совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В это время Рафиков тесно сотрудничал с его председателем и руководителем Казанского губкома РКП(б) Я.Шейнкманом. Когда Казань захватили белочехи, Рафиков был арестован, помещен в тюрьму, а его дом отдан на разграбление.


В дальнейшем народный учитель из Адмиралтейской слободы отдает всего себя общественному служению. Так, он приложил немало усилий для организации рабочих кооперативов и ликвидации безграмотности. Параллельно с основной работой более двадцати лет на общественных началах преподавал на рабфаке Кировского района Казани и в вечерней школе для взрослых №8 при кожевенном заводе имени Ленина. Писал учебники, был инспектором Кировского районного отдела народного образования. За эти и другие заслуги в 1924 году удостоен звания “Герой Труда”. Общий педагогический стаж Габдрахмана Валеевича составил почти полвека. Его знали и уважали знаменитые современники – Г.Ибрагимов, Х.Такташ, К.Тинчурин, Х.Туфан, С.Сайдашев…


На третьей фотографии Рафиков запечатлен со своей женой, сыном Хабибом (слева) и дочерью Аминой (справа). Время и место действия – декабрь 1928 года, двор речного техникума. Кстати, Рафиков был одним из инициаторов возрождения техникума, а сын – первым его курсантом-татарином. А вот Амина пошла по стопам отца и стала учителем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще