…Здесь такие изумительные холмы, поросшие лесами! Темная листва чередуется со светлой, напоминая зебру. Нарядным тортом на горизонте вырисовывается остров Свияжск, радует глаз светло-голубая лента Свияги. По берегу реки свободно гуляет, пощипывая травку, ухоженная лошадь. Под ногами чавкает мокрый от дождя суглинок, впрочем, быстро сохнущий под солнцем…
Это Петропавловская Слобода, старинная деревушка в 27 километрах от Верхнего Услона. Ее история начинается со времен взятия Казани войсками Ивана IV. В отличие от поселений, неоднократно менявших свои названия, Петропавловская Слобода, где стояла часовня святых Петра и Павла, никогда не переименовывалась.
Как и соседняя Введенская Слобода, Петропавловская была создана в свое время для обороны Свияжска. Местные феодалы поднимали восстания среди марийского, чувашского и татарского люда против российского государства, рассчитывая на помощь ногаев, Крыма, турецкого султана. Внутри лагеря повстанцев также царили сильные классовые противоречия. В этих условиях большинство жителей покинули свои родные места, и территория нынешнего Верхнеуслонского района почти опустела.
Опустевшие земли стали осваиваться переселенцами, исповедовавшими православие – в основном из Подмосковья, Тверской, Владимирской, Нижегородской губерний. Указ царя Алексея Михайловича освободил их от крепостной зависимости и от налогов при условии, что новоселы проживут на новом месте не менее десяти лет. Казанский воевода Петр Шуйский (и свияжский, очевидно, тоже) приступил к распределению земель, опустевших во время войны, между новыми владельцами. В Никоновской летописи такими владельцами называются дворцовое ведомство (то есть личная собственность царя), церкви и монастыри. В Свияжском уезде, образованном в 1553 году, крупнейшим земельным собственником стала именно церковь.
Слободчане-переселенцы, в основе своей крестьяне, тоже получали земельные наделы, причем навечно, с правом их наследования. На своих подворьях они работали один день в неделю, а пять – на здешний Макарьевский монастырь, названный так в честь своего основателя, русского святого Макария. Местных монастырских крестьян никто не притеснял, и потому тут в последующие десятилетия не было никаких народных волнений. У здешних слободчан имелся широкий фронт работ. Кроме сезонного земельного труда, они нанимались на открывшийся в Казани пороховой завод. В основные цеха их, полуграмотных, конечно, не допускали, и они занимались подсобными работами. Кроме того, возле Макарьевского монастыря действовал рудник (он и сейчас имеется) по добыче и первичной обработке природного камня. Там работа была тяжелой, но хорошо оплачивалась. И многие крестьяне Петропавловки имели возможность приобретать для личного хозяйства инвентарь, скот, семена. Покупали и землю, которая считалась особенно ценным товаром…
Обо всем этом мне эмоционально рассказал учитель истории Введенской средней школы, краевед Александр Николаевич Алексеев.
Вернувшись к петропавловцам, отмечу, что у них был еще один своеобразный вид дохода – обслуживание августейших особ, приезжавших сюда на соколиную охоту. В самом деле место для царской охоты было идеальное: огромная, крутая гора, ее до сих пор называют Соколиной. Здесь охотились Иван Грозный со свитой, Борис Годунов…
Вместе с учительницей местной школы В.Юмакуловой мы пришли посмотреть на Соколиную гору, или Соколку, как ее здесь называют. Это с нее венценосные гости запускали своих зорких птиц, и те камнем падали сверху на лисиц… Их ярко-оранжевые шкуры в ту пору весьма ценились, из них шили шубы и шапки.
Шло время. В начале XVIII века Петропавловская Слобода была официально внесена в государственный реестр поселений. Сюда прибыли на житье отставные солдаты, бывшие свияжские стрельцы. К тому периоду, когда Петр Первый “Россию поднял на дыбы”, жизнь крестьян стала тяжелее. Росли налоги, в 1722 году они увеличились в три раза, так как была введена подушная подать – налог с каждой “ревизской души”. Но слободчане достойно пережили и эту пору. Основным их занятием всегда было сельское хозяйство.
Вообще, история Петропавловской Слободы, как зеркало, отражает историю России: войны, мирное время, капиталистический путь развития, социализм. В двадцатые годы прошлого столетия в стране началась коллективизация. У петропавловцев, имевших свою землю, скот, инвентарь, отобрали практически все, вплоть до кур и гусей. И организовали колхоз “Введенский”. Старейший житель Петропавловки Алексей Испуганов помнит те времена:
– Я тогда мальчишкой был, – рассказывает Алексей Михайлович, – и хоть мне сейчас 85 лет, помню некоторые подробности коллективизации. Такую, например. Сосед наш Андрей Туриков всю жизнь в лаптях ходил, ел только хлеб с картошкой. Но сумел наскрести денег и купил сеялку с молотилкой. Так его не пожалели, раскулачили…
Рассказ Алексея Михайловича продолжила еще одна жительница Петропавловской Слободы Любовь Горбунова:
– В войну тяжеленько пришлось. В поле работали от темна до темна, без всякой техники. Да и какая техника в войну! Мужики все на фронте, одни бабы, старики да дети дела ворочали. Рожь жали серпами – да целыми километрами. Молотили зерновые цепами, коровушек доили – аж рученьки опухали. А по ночам носки вязали, отсылая их потом солдатикам. А уж потом без сил валились на лежанки и засыпали – ну прямо как мертвые!
Рассказывая о дальнейших мирных годах, Любовь Германовна вспоминает, что “когда пришел Брежнев, все стали хорошо жить – богато, весело. Многие покупали мебель, скотину, машины в хозяйство. А вот при Горбачеве все рухнуло…”.
Любовь Горбунова – удивительный человек: она мать пятерых детей, пишет стихи, читает их односельчанам на праздниках. В свое время она перенесла большое горе – в армии погиб ее младший сын, красивый умный парень. И она написала стихотворение “Плач матери”. Оно было опубликовано в районной газете.
Еще одно событие, кроме гибели сына, тяготит сердце Любови Германовны. Лишили Горбунову, трудившуюся в совхозе “Свияжский” не покладая рук, земельного пая. Мол, потому, что ушла из совхоза и стала работать в местном детском противотуберкулезном санатории, откуда и вышла на пенсию.
– Но ведь я в тяжелейший для страны период трудилась на земле, – со слезами вспоминает Любови Германовны. – И когда сельское хозяйство “трясло” от разных реформаций, зачастую разрушавших его, тоже честно трудилась. Так разве справедливо, что сейчас нет у меня земельного пая?..
Что представляет из себя современная Петропавловская Слобода?
Кто-то из немногих коренных жителей села, отвечая на этот вопрос, грустно заметил, что раньше здесь жили труженики, а теперь – дачники…
Это высказывание невольно перекликается со словами чеховского персонажа из “Вишневого сада” купца Ермолая Лопахина, который говорил, что, дескать, раньше в деревне были только господа и мужики, а теперь появились дачники. История, как видим, повторяется. Дачный бизнес опять в моде. Постоянных жителей в Петропавловской Слободе не наберется и четырех десятков.
Светлана КУЛАГИНА.