Татары, по утверждению ученых, самая дисперсная нация из всех тех, что существуют на постсоветском пространстве. Причем их так много за пределами своей исторической родины, что нередко одолевают сомнения, когда официальные структуры заводят речь всего о двух-трех сотнях тысяч соплеменников, живущих в городах и весях ближнего и дальнего зарубежья. Кандидат исторических наук Рустэм Гайнетдинов, занимавшийся изучением этого вопроса, приводит такие цифры: татар, к примеру, в Китае живет около пяти тысяч, в странах Азии и Австралии – тысяча, в европейских странах – более восьми тысяч. Больше всего татар в Турции – 25 тысяч, четверть из них проживает в неофициальной столице – Стамбуле.
Именно сюда, в сказочный город на стыке двух континентов и двух полярных цивилизаций, трех морей и четырех ветров, с которым связаны многие славные страницы нашей истории, привела нас рубрика “Татарский мир”.
За контрастами – в Стамбул
Стамбул встретил толпами… пьяных. Пьяные мужики вываливались из такси и трамваев. Полуголые, они брели по узким улочкам древнего мегаполиса, выплескивались из отелей и ресторанов, сидели за столиками уличных кафешек, горланя разухабистые песни.
Это гуляли англичане – футбольные фанаты. Их здесь было немерено. Только один международный аэропорт города принял в конце мая более двухсот восьмидесяти самолетов с “островитянами”. Согласно разработанному турецкой полицией плану самолеты с болельщиками из Англии и Италии прибывали в разные аэропорты. Фанатов “Милана” встречали в главной воздушной гавани Стамбула, которая носит имя Ататюрка, а болельщиков “Ливерпуля” – в аэропорту имени Сабихи Гекчен, расположенном на азиатской части мегаполиса. Во избежание возможных столкновений фанатов доставляли на стадион по двум разным маршрутам и размещали на противоположных трибунах. Но болельщики после матча “Милана” с “Ливерпулем” разошлись достаточно мирно, правда, отметили победу – одни, а поражение – другие со вселенским размахом.
Местные турки, и сами, кстати, ярые любители футбола, лишь с изумлением наблюдали за тем, как фанаты “Ливерпуля” бурно праздновали победу над “Миланом”. А уж нам и вовсе было в диковинку наблюдать за тем, как набравшиеся до положения риз англичане (по нашим представлениям, народ холодный и весьма сдержанный), рыдая от переполнявших их чувств, стучали кулаками по стамбульским тротуарам или целовали всех прохожих подряд…
Первые же часы, проведенные в огромном мегаполисе мира, убедили: знаменитая фраза из “Бриллиантовой руки” – “Стамбул – город контрастов” – бессмертна. Одна улица может иметь несколько названий, а дом – тянуться на много километров. При этом стена в стену состыкованы узкими рядами новенькие деревянные срубы и каменные развалюхи времен византийских императоров.
Однако главный парадокс Стамбула уже в том, что Азия тут – это Европа, а вот Европа – самая что ни на есть Азия. Пересекаешь узкий Босфор – и оказываешься в чистом респектабельном европейском городе, оставляя позади, в географической Европе, огромный, шумный азиатский базар.
Впрочем, весь Стамбул – это один большой рынок. Но вот в “золотом треугольнике” между площадями Беязит, Чемберлиташ и Эминеню, к которому примыкает знаменитый “челночный” Лалели, концентрация лавок и плотность торговцев на один метр достигают совершенно запредельных размеров. Именно здесь находится торговое сердце города – Капалычаршы, или Гранд базар, один из самых невероятных, фантастических кварталов старого Стамбула и вместе с тем практически самостоятельный город, со своей историей, топографией и даже мифологией. Прежде чем пересечь границу Гранд базара, следует тщательно взвесить последствия. Тут у времени другой ход. Переходя бесконечными рядами торговых лавок, которые переплетаются в узкие стамбульские улочки, и не заметишь, как рассвет перетечет в сумерки…
Только в Стамбуле россиянин чувствует себя практически как на родине. Не знаете турецкого? Проблемы с английским? Не беда. Русский язык здесь – фактически второй государственный. Уважающий себя турецкий торговец давно и хорошо говорит на русском языке…
Немного истории
О Стамбуле написаны трактаты. Этот поразительный город, в котором, по последним данным, обитает около пятнадцати миллионов человек, умудряется на протяжении многих веков чуть ли не ежедневно подкидывать своим исследователям новые тайны и загадки. Огромно число преданий и легенд. Рассказывать их можно столь же бесконечно, поэтому остановлюсь лишь на отдельных эпизодах.
Согласно одной из легенд, несчастная возлюбленная Зевса Ио, обращенная Герой в корову, нашла себе приют в окрестностях бухты Золотой Рог, где и произвела на свет дочь Кероэссу. Та в свою очередь родила от повелителя морей Посейдона сына Византа, который и стал легендарным основателем города. С именем Ио связывают и фракийское название пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря, – Босфор, что означает “Коровья крепость”.
Более поздние предания гласят, что первым основателем города в XII веке до н.э. был мегарский вождь Визант, тот самый внук Зевса и сын Посейдона. Когда жители Мегара обратились к дельфийскому оракулу за советом, где им лучше устроить свою новую колонию, он ответил: ” Напротив слепых”. Наткнувшись на азиатском берегу Босфора в местечке Калхедон на некую общину, Визант сказал своим спутникам, что оракул имел в виду именно этих людей, ибо только слепые могли не увидеть и не оценить бесспорных преимуществ этого места.
Так родилась Византия. Поселение жило мирной жизнью, пока в 196 году не было захвачено Септием Севером. С этого момента оно стало частью Римской империи. Официально основав свой город 26 ноября 326 года, император Константин заполнил его сокровищами древнего мира и дал свое имя. Никогда еще на Западе не существовало города таких гигантских размеров. Одно название этого мегаполиса вызывало в воображении картины сказочного богатства, даже не снившегося мелким королям и князькам средневековой Европы. Их столицы выглядели захудалыми деревушками по сравнению с Константинополем, насчитывавшим уже в IX веке около миллиона жителей…
В 1453 году город был отвоеван у Византии султаном Османской империи Фатихом Султаном Мехмедом. На протяжении десяти веков бывший оплотом христианства, Царьград, став на последующие пять веков столицей огромной Османской империи, превратился в цитадель мусульманства.
В начале двадцатого века к власти здесь пришел глубоко почитаемый в Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, серьезно преобразивший мусульманскую страну и превративший ее в светское государство. В 1923 году политическим и административным центром Турции была объявлена Анкара, но Стамбул остался столицей деловой и культурной жизни страны. Каждое мало-мальски успешное предприятие старается открыть свой офис именно здесь.
Татарский след
История татар в этой стране насыщена событиями и именами. При этом могу сказать с уверенностью: количество татар в Турции никто вам не назовет точно. Мало того, откуда взялась цифра в двадцать пять тысяч – опять-таки вопрос открытый. Приведу слова доктора экономических наук, руководителя Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолия Вишневского. “Для человека, вынужденно или добровольно покинувшего свою родину и оказавшегося в непривычной социокультурной среде, адаптация и укоренение в ней на какое-то время выходят на первый план, – утверждает он. – Это непростой, часто очень болезненный процесс, и диаспора как раз и оказывается той институциональной формой, которая позволяет одновременно существовать в “двух средах” и тем облегчает адаптацию. Современная диаспора становится временным прибежищем человека, рано или поздно он, его дети или, в крайнем случае, внуки должны сделать выбор: либо вернуться на родину, либо полностью раствориться в новой социокультурной среде”.
А для татар Турции это растворение оказалось куда менее болезненным еще и потому, что они попали в благоприятную, а, главное, благожелательную для них тюркскую среду. Во время путешествия по этой стране мне много раз попадались собеседники, которые, являясь по паспорту турками, продолжали себя считать татарами, сохранив при этом и язык, и культуру, и даже связь со своей далекой исторической родиной. Будучи “турками” уже не в одном поколении, они помнят названия татарских деревень, откуда родом их предки, поют те же песни, что пели их мамы, рассказывают те же сказки, что слышали от своих татарских бабушек.
Нет сомнения, что с открытием в Стамбуле постоянного представительства Республики Татарстан в Турции в жизни татарской диаспоры этой страны начался новый отсчет времени. Связь с исторической родиной стала не просто более стабильной, она стала двусторонней.
– Наше представительство целенаправленно ведет работу по развитию отношений с татарской диаспорой в области культуры, образования, науки и искусства, – подчеркивает полномочный представитель РТ в Турции Рамиль Мавлютов. – Это не только организация выставок, творческих встреч, КВН, но и вовлечение татарской молодежи в активную созидательную работу. Мы уверены, что будущее наших соплеменников в Турции в лице таких ее молодых представителей, как Йусуф Батур Акчура, Эмре Акташ, Рушания Алтай, Зыя Йафай, которые, кстати, приняли самое деятельное участие в работе прошлогоднего форума татарской молодежи в Казани, будет, несомненно, интересным, насыщенным контактами с исторической родиной. А новые контакты обогатят новыми красками жизнь общины.
Одним из наиболее активных лидеров татар в Турции считается известный турецкий ученый-историк Надир Давлет, с которым мне довелось познакомиться в конце мая в Стамбуле на научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Казани. Эта конференция была организована при содействии постоянного представительства РТ.
– Настоящим подарком для местных ученых стало участие в этом важном для нас форуме коллег из Татарстана, – подчеркнул в беседе со мной профессор университета Едиртепе Надир Давлет. – Мы много слышали о таком замечательном ученом, историке и археологе, как Фаяз Хузин, трудами которого был установлен истинный возраст Казани. Сегодня довелось услышать его, поговорить. Открытием стало для нас и знакомство с заведующим кафедрой Татарского государственного гуманитарного института Гамиром Давлетшиным. Такие встречи еще раз подчеркивают, как близко к сердцу принимают в Татарстане проблемы своей турецкой диаспоры, стараясь восполнить культурный и информационный вакуум помощью в организации такого рода и уровня мероприятий.
Татары всего мира, объединяйтесь!
За много лет до создания Всемирного конгресса татар в Турции начала свою работу Всемирная лига татар. История этой организации восходит к знаменитому в тюркоязычном мире общественному деятелю, выдающемуся политику татарской эмиграции, писателю Али Акышу (Гали Хисаметдиновичу Акышу), который сейчас, будучи в весьма почтенном возрасте, остается почетным председателем своего детища.
Он родился 14 января 1918 года в Маньчжурии на одной из крупных станций знаменитой Китайско-Восточной железной дороги – городе Хайлар. В советское время этому человеку очень не повезло. “Отщепенец”, “фальсификатор”, “антисоветчик”, “последыш махрового националиста Гаяза Исхаки” – вот лишь немногие эпитеты, щедро звучавшие в его адрес на протяжении десятилетий.
Лишь с девяностых годов, когда в нашей стране стали пересматриваться прежние исторические стереотипы и политические взгляды, его имя в публицистике стали упоминать с уважением. С большим почетом принимали Али Акыша в Казани, где он был участником первого Всемирного конгресса татар.
Сегодня Всемирную лигу татар возглавляет профессор Босфорского университета Генюль Пултар – внучка видного политического деятеля России и Турции XX века Садри Максуди. Не менее известна в Турции и мать Генюль-ханум Адиля Айде – первая в истории этой страны женщина-дипломат, работавшая послом в США, Голландии и Италии. С профессором Пултар мне довелось встретиться в Стамбуле.
– Турция за свою историю приняла несколько волн татарской эмиграции, – рассказывала Генюль-ханум. – В конце XIX века российский император Александр III начал открыто притеснять мусульман, возобновил политику христианизации, и в среде татар всерьез стали обсуждать вопрос переселения в Турцию. Немало наших соплеменников именно тогда переселилось в эту страну. Вторая волна была вызвана столыпинскими реформами. Определенная часть татар была вынуждена покинуть родину, эмигрировав в Турцию. Последующие волны эмиграции были вызваны Первой мировой войной, репрессиями большевистского режима…
В числе выдающихся политических деятелей Турции – представителей татарского народа можно назвать Юсуфа Акчуру и Садри Максуди, считающихся сподвижниками основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
Садри Максуди, кстати, попал в Турцию по личному приглашению Ататюрка. Выпускник факультета права Сорбонны, он быстро набрал политический вес. В 1906 году Максуди возвращается в Казань, и с этого времени начинается его биография как выдающегося национального деятеля. В период демократических изменений 1906-1912 годов он развернул широкую деятельность в национальном движении. Избирался депутатом в Государственную Думу от мусульман Казани. Его зажигательные выступления быстро снискали ему славу искусного политика и защитника национальных интересов. После Октябрьской революции Максуди эмигрирует и в 1924 году по приглашению президента Турции Ататюрка с семьей переезжает в эту страну, где продолжает заниматься общественно-политической и научной деятельностью. В годы правления Ататюрка Максуди избирается членом Национального собрания, является советником Ататюрка, работает в Лиге наций в составе турецкой делегации…
Среди видных турецких татар сегодня неизменно называют имена предпринимателя Фарита Бичури, Махмута Аллюкаи, Атиллы Кюнтюза, Сайда Асланбека, Наиля Бинарка и ряда других.
Татары Турции всегда тянулись друг к другу, поддерживали контакты. С самого начала 90-х годов несколько татарских семей в Стамбуле во главе с бизнесменом Махмутом Ураллы начали вести работу по воссозданию общества “Идель-Урал”, которое призвано было объединить турецких татар и башкир, наладить культурно-национальные связи с российскими республиками. Некоторые члены этого общества, в том числе и известный музыковед Рахми Оруч, не раз бывали на своей исторической родине. Десять лет назад именно ими было начато издание татарской газеты “Салям”.
– В Турции имеются населенные пункты, в которых проживает до тысячи татар, – рассказывает руководитель татарского общества “Идель-Урал” Атилла Кюнтюз. – Это такие поселения, как Богределек, Корыкоек, Османия и ряд других. Центрами же традиционного расселения татар наряду с Анкарой и Стамбулом считаются такие известные города Центральной Турции, как Конья и Эскишехир, а также Измир.
У татарской общины Эскишехира своя история. Еще на раннем этапе массового заселения татарами было создано “Общество культуры и взаимопомощи казанских турок”. Но с приходом к власти военных его деятельность была в 1980 году приостановлена. Сейчас по инициативе татар это общество возродилось и успешно работает.
Встречи на Сабантуе
В первую субботу июня в Стамбуле гулял Сабантуй. Одно из красивейших мест мегаполиса – Белградский лес встречал гостей. Татарская, турецкая, русская речь – все перемешалось в людском столпотворении.
– Это тот праздник, который наши земляки с нетерпением ждут весь год, – заметила пресс-секретарь представительства РТ, известная татарская журналистка Рушания Алтай, которая вела программу праздника вместе с коллегой из Татарстана Ильдаром Киямовым. – И обратите внимание, какая атмосфера царит здесь: добрая, семейная, люди накрывают столы с чаем, сладостями, выпечкой, приглашают к ним друзей и близких.
Именно за таким столом я встретилась, причем совершенно случайно, с семьей Махмута Ураллы, одного из самых известных людей в среде турецких татар. Седовласая, элегантная женщина буквально за руку привела меня к столу, где кипел самовар. Усадила, налила чай, завела разговор. Родители Айтен-апы попали в Турцию еще в четырнадцатом году прошлого столетия. Но родной язык и культуру сохранили вопреки всему. И дочь Гюльтен вырастили в любви и уважении к своим корням. Сегодня Гюльтен, в недавнем прошлом солистка татарского танцевального фольклорного ансамбля “Тумата”, один из активных лидеров татарской общины в Стамбуле.
А вот самому Махмуту-абы есть что вспомнить из прошлой, еще советской жизни. Тяжелейшая судьба выпала на его долю. Безусым мальчишкой в мае 1944 года отправили его на фронт из родной деревни Наримановки, что под Уфой. Повоевать толком не успел, эшелон чуть ли не в полном составе попал в плен. С первых же дней неоперившихся солдат стали запугивать сталинскими репрессиями, перевели на работу в западную часть Германии. Уже оттуда в 1949 году Махмут попал в Турцию, пустил здесь корни, получил образование и стал успешным бизнесменом.
– Для наших татар характерно не только стремление сохранить национальную культуру и обычаи, но и материально поддерживать нуждающихся членов общины, спонсировать литературно-издательскую деятельность, – рассказывает Махмут Ураллы. – Еще в сороковые годы такую помощь получали видные татарские ученые-эмигранты Гаяз Исхаки, Абдулбари Баттал, Садри Максуди, позже – Хамит Кушай, дочь Гаяза Исхаки Сагадат Чагатай, Рашит Рахмати Арат, Ахмет Темир, Махмут Тахир, Лябиб Каран и другие. Каждый из них – веха не только в истории татарского народа, но и турецкого. В шестидесятые-семидесятые годы на средства владельца турецкого филиала фирмы “Мерседес”, татарина родом из Петропавловска-Камчатского Ахметвели Менгера здесь издавался литературно-публицистический журнал “Казан”. Позже благодаря финансовой поддержке “Фонда Менгера” и личному вкладу дочери Менгера Суфии Имре были изданы на латинице в Казани “Идегэй” и “Кысса-и-Йусуф”, вышла книга Надира Давлета об Исмаиле Гаспринском и труды Ризы Фахретдинова.
Между прочим, правительство Татарстана высоко оценило вклад Суфии-ханум в развитие национальной татарской культуры и присвоило ей в 1998 году звание заслуженного работника культуры республики. Сейчас фонд возглавляет ее сын Эргин, подготовивший к изданию в Турции произведения еще нескольких татарстанских писателей.
Трудная дорога к истине
Татарская история немыслима без имени Гаяза Исхаки. “Моя главная цель, – писал много лет назад сам Исхаки, – показать истину, заставить вас немного задуматься, приняться, наконец, за службу родной нации, поскольку от нынешних “служителей” мало проку”.
Семь десятков лет в Советском Союзе имя Исхаки было под строжайшим запретом. Не одно поколение татар выросло, просто не зная имени этого великого татарского писателя. А ведь в начале двадцатого века о произведениях Гаяза Исхаки писала вся татарская пресса, его книги выходили тысячными тиражами, издавались многотомники его сочинений.
Родился он 22 февраля 1878 года в селе Яуширма Чистопольского уезда. Учился в медресе, в котором преподавал его отец, образование продолжил в Чистополе. Но недовольный обучением в здешнем медресе, с разрешения своего отца Гаяз в 1893 году отправляется в Казань и поступает в известное по тем временам медресе “Приозерное” (“Куль буе”). Кроме традиционных для того времени знаний по мусульманской истории, философии, логике, изучению арабского и фарси языков, турецкой литературы, он специально посещает занятия по русскому языку в Казанской татарской учительской школе. С началом революции 1905 года Гаяз Исхаки активно участвует в митингах, крестьянских сходках. Он создает тайную организацию “Шэкертлек” (“Студенчество”), которая позже стала называться “Хуррият” (“Свобода”), издает собственную газету “Тан йолдызы” (“Утренняя звезда”). Через год его сажают в Чистопольскую тюрьму. Еще год спустя – повторный арест и ссылка на три года в Архангельскую губернию. Ссылку он отбывал вместе с Юзефом Пилсудским, будущим президентом Польши. Судьба снова сведет их в Варшаве, где Пилсудский поддержит татарскую эмиграцию. В 1908 году Гаяз Исхаки едет в Петербург, а в 1918 году эмигрирует, живет в Китае, Франции, Германии, Польше, Турции. Юсуф Акчура называет его “пламенным борцом за нацию, самым чистым и самоотверженным защитником ее идеалов”.
“Как и основная масса татарских писателей того времени, Гаяз Исхаки начал с призывов к пробуждению, организации обществ, кружковых дискуссий, просветительской деятельности в медресе, – пишет известный общественный деятель Рафаиль Хакимов в одном из своих материалов, посвященных Исхаки. – В 1903 году он закончил фантастическую публицистическую повесть “Исчезновение через 200 лет” об этнической смерти татарского народа. Неизбежная участь интеллигенции угнетенного народа – отображать его бедственное положение и взывать к сопротивлению. Но татарскую интеллигенцию всегда отличала и бурная социальная активность. В предреволюционные годы издавались десятки татарских газет по всей территории России, создавались различные политические организации. Татары были инициаторами мусульманских съездов, а Садри Максуди возглавлял мусульманскую фракцию во II и последующих Государственных Думах. Юсуф Акчура представлял интересы тюркских народов на Лозаннском конгрессе в 1916 году. Татары умели пользоваться любыми послаблениями в законодательстве и бороться за свободу, более того, сумели немало сделать для объединения тюркских народов”.
Стамбул христианский
Мой рассказ о Стамбуле и его татарах был бы неполным, если бы я не сказала и о христианской жизни этого города.
Дело еще и в том, что в Стамбул я попала в составе кряшенской фольклорной группы ансамбля “Мирас” из Заинска, которая была приглашена на Международный детский фестиваль тюркских народов. Мне фестиваль был особо интересен потому, что Объединение тюркских народов (в Турции его именуют коротко – “Вакыф”, что в переводе и означает “общество”) известно тем, что приглашает на свой фестиваль таких наших собратьев, о которых и мы-то, живя в России, ничего практически не знаем. Здесь я познакомилась с “осколками”, как они себя называют, большого татарского народа – телеутами. О них я обязательно расскажу нашему читателю в следующих материалах “Татарского мира”.
Но гвоздем фестиваля стали крещеные татары. Для многих стало открытием то, что коренная нация Татарстана состоит из двух этноконфессиональных групп, которые, имея одни корни, разительно отличаются национальной одеждой, обрядами, бытом.
Кроме кряшен, в фестивале приняли участие и другие тюрки-христиане. Те же телеуты, чуваши, шорцы. Именно для них организаторы предусмотрели знакомство с христианским Стамбулом.
– Как оказалось, сейчас в Стамбуле 470 христианских церквей, – рассказывает Лидия Нестягина, возглавлявшая заинскую делегацию. – Одной из наиболее ранних построек является церковь св.Ирины, расположенная за оградой старого султанского дворца Топкапы. Она была построена в начале IV века при императоре Константине на месте храма Афродиты. Церковь сильно пострадала от землетрясения в VIII веке, но была отреставрирована. Именно здесь в 381 году состоялся Второй церковный синод. Но, пожалуй, самая известная достопримечательность Стамбула – храм святой Софии. Его построили в пятисотых годах нашей эры. Тысячу лет София служила христианству. Потом, во времена Османской империи ее превратили в мечеть. Теперь здесь музей.
Стамбул часто становится местом разного рода и уровня христианских мероприятий. Только в декабре минувшего года тут прошел XXIII Экуменический конгресс епископов, в котором приняли участие более пятидесяти иерархов различных христианских церквей, представлявших восемнадцать стран. Конгресс совпал по времени с важным событием для Константинопольского патриархата – передачей ему мощей св. Иоанна Златоуста и Григория Богослова, на протяжении последних веков хранившихся в Риме.
Интересной была встреча с отцом Ефтимом IV, который гордится своими русскими корнями. Его прадед патриарх Ефтим I и был основателем храма Мириам Мане (Матери Марии). Здесь хранятся мощи святого Иоанна, поклониться которым приезжают верующие со всего мира. Кстати, отец Ефтим IV вот уже много лет бережно хранит Библию, написанную на татарско-кряшенском языке, которую ему преподнес в свое время отец Григорий Макаров из Казани. К большому сожалению, не состоялась обещанная нам встреча с одним из священников, по происхождению крещеным татарином, который в это же время был в командировке в отдаленной части Турции.
Надеюсь, эта встреча еще состоится. Ведь татарское сообщество Турции не ограничено одним Стамбулом, и история наших соплеменников в этой стране содержит множество увлекательных страниц, к которым еще не раз обратится и наш “Татарский мир”.
* * *
Послесловие: Автор искренне благодарит главу администрации г.Заинска и Заинского района Рината Фардиева, при содействии которого состоялась поездка в Турцию и появилась эта публикация.