Татарский Оксфорд

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодня мы рассмотрим ответы его участников на вопросы задания тридцать первого тура нашего интеллектуального соревнования (см. “РТ” №64-65 от 31 марта).


Учительская школа

На фотографии изображено здание Казанской татарской учительской школы на улице Екатерининской в Старо-Татарской слободе. Ныне это дом №73 по улице Тукаевской, в котором располагается гимназия №30 с обучением на татарском языке.


Здание было построено на рубеже ХVIII-ХIХ веков в самом центре татарской части Казани и принадлежало купцу Якову Бутягину. Теперь это одно из немногих старых строений, дошедших до нас в прежнем виде. Оно пережило лишь одну большую реконструкцию – в середине позапрошлого века, когда справа соорудили пристрой, с которым основное здание объединили общим карнизом и аттиком, украсили металлическим балконом.


Фото из коллекции Абдуллы ДубинаВ 1876 году здесь была открыта татарская учительская школа. Внутри здания по продольной оси располагался коридор, по обеим сторонам которого находились небольшие, но удобные аудитории. Аттик был украшен вывеской с названием учебного заведения, над которым располагался герб России. Слева от здания школы имелись красивые каменные ворота в стиле классицизма второй половины ХVIII века. К сожалению, сегодня они представляют собой крайне неприглядное зрелище.


В 20-30 годах прошлого века во дворе школы жил известный татарский композитор С.Габяши – автор музыки к многочисленным спектаклям (“Тахир и Зухра”, “Буз егет”, “Шах Габбас”) и первых татарских опер “Сания” и “Рабочий”. В годы Великой Отечественной войны в доме размещался эвакогоспиталь, а после ее окончания – начальная школа №4. С начала 70-х годов здание стало Домом пионеров Приволжского района Казани. На его стенах сегодня можно увидеть три мемориальные доски. Первая из них свидетельствует, что здание бывшей татарской учительской школы – памятник архитектуры. Две другие сообщают, что с 1887 по 1902 год здесь учился Хусаин Ямашев, а с 1907 по 1911 – Мирсаид Султан-Галиев.


Понятно, что снимок не мог быть сделан ранее 1876 года – момента открытия школы. На фотографии видны газовые фонари, которые появились в 1874 году, а вот электрических фонарей еще нет. Следовательно, фотография появилась до 1897 года. В верхней части снимка просматриваются телефонные провода; телефон в Казань пришел, как мы знаем, в 1882 году. Сеть проводов связи довольно густая. Следовательно, прошло уже несколько лет с начала телефонизации города. Вероятнее всего, снимок мог быть сделан к годовщине со дня открытия школы, например, к ее двадцатилетию. Значит, время действия – 90 годы позапрошлого века.


К свету знания

Казань еще с ханских времен являлась крупным центром образования. В эпоху Петра I духовные православные и мусульманские школы были дополнены светскими. Одним из таких учебных заведений в Казани стала “цифирная школа” при Адмиралтействе.


И все же первым образовательным учреждением западно-европейского типа стала 1-я Казанская гимназия – филиал Московского университета. Именно в ней впервые в России стали изучать татарский язык как обязательный предмет.


Гимназия и Казанская духовная академия (открыта в 1797 году) подготовили почву для “горделивости Казани” – университета. В нем в 1807 году был организован Восточный разряд – лучшее востоковедческое научное учреждение в России и одно из лучших в мире, где изучали практически все восточные языки, начиная с древнееврейского и заканчивая современным татарским. Но, увы, в 1855 году разряд вместе с богатой библиотекой и преподавательским составом был переведен в Санкт-Петербургский университет.


Для православных в Казани в течение ХIХ века было открыто достаточное количество светских учебных заведений. Мусульмане же получали по преимуществу лишь духовное образование. Передовые татарские просветители – Фаизханов, Марджани, Насыри, Культяси – выступали за светское образование для татар. Обучение мусульман в православных светских заведениях не запрещалось, но сдерживалось плохим знанием мусульманами русского языка. И хотя сотни мусульман в ХIХ веке учились в Казанском университете и многие оканчивали его, вопрос массового обучения татар-мусульман русскому языку стоял остро.


В 1876 году по инициативе известного тюрколога В.Радлова и попечителя Казанского учебного округа П.Шестакова в Казани открылась татарская учительская школа – первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке. Конечно же, это способствовало взаимообогащению как русской, так и татарской культуры.


Напомним, что тогда же в Казани открыли еще два учебных заведения – высшие женские курсы (одни из первых в России) и учительский институт. Город переживал настоящий образовательный бум – в течение нескольких лет заработали девять различных институтов, училищ, курсов, школ.


Казанская татарская учительская школа выпускала учителей начальных училищ. За сорок с лишним лет функционирования (1876-1917) школы ее окончили 396 человек по дневному отделению, 134 человека экстерном, в том числе 8 женщин.


Школа включала четыре класса, учащиеся жили прямо при ней. Здесь преподавали русский язык и литературу, татарский язык, математику, географию, рисование, историю, педагогику, вероучение. При школе имелось начальное училище, в котором старшеклассники проходили педагогическую практику.


Второй Фукс

Выдающуюся роль в становлении школы сыграл Василий Радлов, который оказал большое влияние на развитие мировой тюркологии.


Настоящее его имя – Фридрих Вильгельм. Родился в Берлине в семье комиссара городской полиции в 1837 году. Учился в Берлинском университете, где первоначально увлекся философией, но свое призвание нашел в изучении восточных языков. Он слушал лекции по еврейскому, арабскому, персидскому, турецкому, маньчжурскому и китайскому языкам. Радлов занимался также у знаменитого востоковеда-полиглота Вильгельма Шотта. Особое увлечение Радлова составляли урало-алтайские языки. Поэтому у него родилась идея поехать в Россию, для чего он выучил и русский язык.


В 1858 году Радлов получает степень доктора философии в Йене и сразу же отправляется в Санкт-Петербург. В северной столице молодой ученый зарабатывал себе на жизнь уроками, а свободное время проводил в научных изысканиях в Азиатском музее. Через год Радлов сдал при Санкт-Петербургском университете экзамен на звание учителя гимназии. Затем Василий Васильевич (как на русский манер стали звать Фридриха Вильгельма) получил назначение на службу в должности учителя Барнаульского высшего горного училища.


Живя в Барнауле, Радлов объездил весь Алтай и Западную Сибирь и собрал огромный лингвистическо-этнографический материал, который позднее был использован им при написании научных трудов.


В 1871 году Василий Васильевич переезжает в Казань, назначается инспектором татарских, башкирских и киргизских (казахских) школ Казанского учебного округа. Именно в Казани Радлов написал и издал более десяти учебников, пособий и научных трудов, среди которых следует назвать энциклопедию Западной Сибири, учебник русского языка для нерусских народов и две книги для чтения на русском языке, которые продолжительное время применялись в татарских школах. Именно Радлов руководил учебной частью Казанской татарской учительской школы с момента ее образования.


В 1884 году В.Радлов был избран академиком Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. По уставу ее действительные члены обязаны были жить и работать в столице империи, поэтому Василий Васильевич покидает Казань.


Радлов продолжал интенсивно заниматься тюркологией. Он разработал оригинальную систему тюркских языков, расшифровал знаменитые орхоно-енисейские надписи (рунические), издал фундаментальный труд в области лексикографии “Опыт словаря тюркских наречий”, руководил Азиатским музеем, Музеем антропологии и этнографии. Василий Васильевич воспитал множество знаменитых учеников. Это Мелиоранский, Самойлов, Руднев, Владимирцов, а также известные казанские востоковеды Катанов и Малов.


Умер основатель татарской учительской школы в мае 1918 года. В Казани и поныне проживают потомки Радлова. Наиболее известным среди них является крупный специалист в области химии и технологии полимеров, член-корреспондент АН РТ, заведующий кафедрой физической и коллоидной химии КГТУ-КХТИ, профессор Вильям Барабанов.


Увы, несмотря на многочисленные заслуги Радлова перед Отечеством, в Казани нет даже мемориальной доски или улицы в его честь…


Созвездие славных имен

Первым инспектором (директором) татарской учительской школы стал известный просветитель, пропагандист русской культуры среди татар, каллиграф, мастер книжной миниатюры, педагог Мухаммад-Гали Махмудов (1824-1891). Сын крестьянина, он получил образование в одном из казанских медресе у известного педагога, муллы Хайбуллы-хазрата. Мухаммад-Гали хорошо обучился русскому, арабскому, персидскому и турецкому языкам, а также освоил искусство каллиграфии.


На талантливого выпускника медресе обратило внимание начальство Казанского учебного округа и решило привлечь его к педагогической работе. Первоначально Махмудов преподавал каллиграфию в Казанском университете, затем в 1-й гимназии. Написал учебное пособие “Практическое руководство к изучению татарского языка” (Казань, 1857), является автором многочисленных шамаилей, участвовал в оформлении многих рукописных и печатных татарских книг. Инспектором татарской учительской школы он был до ухода на пенсию в 1881 году.


У истоков создания школы стоял и Ибрагим Терегулов – выдающийся татарский педагог, переводчик, общественный деятель. В ней он три с половиной десятка лет преподавал естествознание.


Начальное образование Ибрагим Валиуллович получил в медресе. В 1878 году окончил Казанский ветеринарный институт, был вольнослушателем Казанского университета. Он автор переводов на татарский язык Пушкина, Лермонтова, Крылова, а также книг по сельскому хозяйству и естествознанию. Терегулов являлся одним из организаторов и председателем правления Общества мусульман Казани, собиравшегося в Восточном клубе (Шарык клубы). Как известно, этот клуб являлся культурным центром татарской интеллигенции.


В 1915 году Терегулов переехал в Москву, где стал инспектором татарских школ. Затем он был на педагогической работе в Оренбурге, за которую в 1921 году был удостоен звания Героя Труда. Впоследствии Ибрагим Валиуллович перебрался в Самарканд и преподавал там в педагогическом институте.


В 1881-1884 годах русский язык в школе преподавал В.Богородицкий – прославленный лингвист, ученик Бодуэна де Куртенэ, позднее член-корреспондент АН СССР, профессор Казанского университета. Работал в школе и выдающийся татарский просветитель и педагог, историк-этнограф, языковед, писатель, составитель знаменитых татарских печатных календарей Каюм Насыри. Он руководил педагогической практикой учащихся школы.


Национальный  университет

Даже краткий перечень педагогов, работавших в Казанской татарской учительской школе, свидетельствует о том, что это учебное заведение было далеко не ординарным. Ее в разное время окончили многие талантливые ученики, ставшие гордостью татарского народа. Помимо упомянутых Ямашева и Султан-Галиева, это революционеры Г.Кулахметов, Г.Сайфутдинов, поэт С.Сунчалей, один из основателей татарского профессионального театра И.Кудашев-Ашказарский, герой Гражданской войны Х.Мавлютов, активный участник вооруженного восстания в Казани в октябре 1917 года, а затем герой Гражданской и Великой Отечественной войн Я.Чанышев, профессора – филолог М.Курбангалиев, языковед Г.Алпаров, медик М.Файзуллин, химик Г.Камай, доценты Н.Мухутдинов, Н.Надеев, языковед Р.Газизов…


После Октябрьской революции школа стала семинарией, а в 1919 году – Татарским педагогическим техникумом (с 1925 года – им.Насыри). Десять лет спустя его переводят в другое место, объединив с профильными кряшенским, русским и чувашским училищами. Новый втуз стал называться Казанским объединенным педтехникумом им. 10-летия ТАССР и в этом качестве в конце 1941 года был эвакуирован в Елабугу.


Татарская учительская школа стала поистине кузницей национальной интеллигенции. Ее без преувеличения можно назвать татарским Оксфордом. Получая первоклассные знания по различным предметам, выпускники школы без труда продолжали учебу в высших учебных заведениях, и многие из них стали известными учеными и педагогами, гордостью Казани и России.


Правильные ответы на вопрос 31-го тура прислали казанцы семья Григорьевых, И.Валиуллин, Т.Куклина, Б.Милицын, П.Салтыков, Р.Сафин, Л.Федина, набережночелнинец Б.Канеев, жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Напоминаем, что наиболее активных знатоков старины ждут призы.









Фото из коллекции Абдуллы Дубина


Уважаемые читатели! Несмотря на то, что до 1000-летия  Казани осталось не так много времени, мы планируем  наш конкурс до конца текущего года. Сегодня представляем очередную фотозагадку. Читателям необходимо определить, что за строение запечатлено на снимке, рассказать о его истории, назвать приблизительную дату съемки

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще