Арск давно остался позади, и все дальше на север вела серая лента асфальтовой дороги. Иного направления и быть не могло, ведь мы ехали в “Северный”.
Когда-то это название носил самый крупный и знаменитый в Арском районе совхоз, расположенный на границе с Марийской Республикой. Одной только пашни в “Северном” насчитывалось более двадцати тысяч гектаров, совхоз-гигант собрал под одной крышей 18 населенных пунктов. Самым крупным в этой связке сел считался Шушмабаш, там располагалась центральная усадьба “Северного”. Она и сейчас здесь, только “Северный”, в соответствии с нынешней модой, сменил совхозный статус на сельскохозяйственный производственный кооператив – СХПК. Между прочим, в будущем году “Северный” отмечает свое пятидесятилетие. И вот уже много лет бессменно это хозяйство числится в списке передовых в Арском районе.
…Лишь обладая очень богатым воображением, можно представить, что на месте этого большого благоустроенного села, привольно раскинувшегося на берегу речки Шошмы, когда-то шумели непроходимые леса, солнце едва проникало сквозь густые ветви деревьев, и дикие люди, представители древних марийских племен, вооруженные стрелами, затаившись в зарослях, высматривали добычу…
– Но именно все так и было в наших краях до Ивана Грозного, – убеждена учительница истории Шушмабашской средней школы Нургазида Абдулловна Яббарова. – А уж потом хлынули сюда из южных мест, с территории нынешнего Лениногорского района не желавшие креститься татары. Здешние живописные и глухие места им понравились, люди основали деревню на берегу реки, которую нарекли Шошма или Шушма. Не мудрствуя, и деревню назвали Шушмабаш: то есть расположенная у истоков речки. Селений с подобными названиями, связанными с реками, в Арском районе много: Ашитбаш, Сердебаш, Урнашбаш, Симетбаш, Шурабаш.
Тихо и незаметно текла жизнь в маленьком татарском селении Шушмабаш, жители которого занимались обычной крестьянской работой: разводили скот, ловили рыбу, выращивали сельскохозяйственные культуры. С земледелием, правда, было сложнее всего, потому что землю, пядь за пядью, приходилось отвоевывать у леса, выжигая его и выкорчевывая пни. Короче, земля эта обильно была полита крестьянским потом. Однако лес был не только препятствием, но и кормильцем. Не случайно в этих местах, где в изобилии росли липы, развилось рогожно-кулеткацкое производство, нарасхват шли также лапти, плетенные шушмабашскими мастерами. Свою продукцию жители возили в село Апазово на знаменитую в ту пору ярмарку.
Коренным образом жизнь в Шушмабаше изменилась в середине 50-х годов прошлого века, когда было принято решение сделать это село центральной усадьбой большого совхоза “Северный”. Руководство республики делало на него особую ставку: совхоз должен был стать специализированным семеноводческим хозяйством по выращиванию картофеля для всей Татарии. И возглавить его, конечно, должен незаурядный человек, сильный хозяйственник. Им стал Герой Советского Союза Накип Сафиевич Сафин, уроженец соседнего с Шушмабашем села Мирзям.
Высокое звание Героя Сафин, служивший в годы Великой Отечественной войны в понтонно-мостовых войсках, получил за бесстрашие и отвагу при организации переправы на Днепре в 1943 году. Он прошел всю войну и вернулся с фронта здоровым и крепким: пули его не брали, словно берегли для мирной жизни. А уж в ней-то он вновь проявил себя героем, не жалея ни сил, ни времени для того, чтобы вывести вверенное ему хозяйство в лидеры по району.
Вплоть до 1964 года Сафин работал директором совхоза “Северный”, потом ему довелось возглавлять и выводить в передовые хозяйство в Юдино, что под Казанью. В 1987 году Накип Сафиевич приезжал в Шушмабаш в гости. Была очень теплая встреча. В ту пору как раз в школе открылся музей, одна из экспозиций в нем была посвящена первому директору совхоза.
… В небольшом простеньком кабинете нынешнего руководителя СХПК “Северный” Рустама Хайруллина висит портрет Накипа Сафина: доброе открытое лицо, чуть прищуренный взгляд. Рустам не был знаком с Сафиным, но считает себя его учеником и последователем.
– У него, по отзывам моих односельчан, была широкая и щедрая душа, он любил людей, умел сам работать с энтузиазмом и других им заражать, – говорит Рустам Габдулазянович. – Сколько всего у нас в селе построено благодаря Сафину! Взять, к примеру, наш Дом культуры, клуб, как мы его зовем. Больше сорока лет прошло, а как хорошо, современно смотрится. И как он нам сейчас кстати, когда с молодежью на селе такие проблемы. При Сафине в “Северном” для всей республики выращивали отличный семенной картофель, держали большое и продуктивное дойное стадо коров, давали продукцию птицеферма, свиноферма, кроличья ферма, были даже свой небольшой кирпичный завод и цех по производству мебели. Люди в Накипе Сафиевиче души не чаяли, ведь это при нем крестьяне, прежде работавшие исключительно за трудодни, впервые стали получать живые деньги. До сих пор старшее поколение, сравнивая прошлое и настоящее, с ностальгией говорит: а вот при Сафине мы так работали, при Сафине так делали… В память об этом незаурядном человеке (он умер несколько лет назад) его именем названо хозяйство в его родном селе Мирзям.
Вот уже почти десять лет Рустам Габдулазянович возглавляет СХПК “Северный”, который и сегодня в Арском районе считается одним из самых передовых хозяйств. Хотя нести это бремя лидера, особенно в наше время, непросто.
“Северный”, как и другие хозяйства на селе, оказавшись в перестроечных жерновах, пережил и удачи, и неудачи. Пришлось, увы, отказаться от картофельного семеноводства. Теперь в “Северном” не выращивают картофель на семена – только для себя и на продажу. Пашня в СХПК занимает 6200 гектаров, из них картофелем занято лишь 180 гектаров, в год получается 2500 тонн. Из этого количества примерно 900 тонн корнеплодов остается в хозяйстве на семена, остальной урожай нужно куда-то пристроить…
– Мы умеем, к счастью, не только хорошо выращивать картофель, но и хорошо его продавать, – признается Рустам Хайруллин. – Изучаем рынки сбыта и за пределами Татарстана. Например, в прошлом году наладили контакты с Саратовской областью.
Но на одной картошке сегодня не проживешь. Да и выращивание других сельскохозяйственных культур “влетает в копеечку”: без ГСМ, удобрений, агрохимикатов богатых урожаев не соберешь. Товарные же кредиты, на которые все это можно приобрести, рано или поздно нужно отдавать. А чем отдавать-то? Вот почему сегодня сельчанам приходится выращивать в первую очередь то, что выгодно продать. Значит, пшеницу, потому что у нее закупочная цена гораздо выше, чем у других культур.
– Мы прежде никогда не специализировались на пшенице, – говорит Рустам Хайруллин, – почвы у нас подзолистые, небогатые, ведь мы рядом с марийскими лесами расположены. Но если не пожалеть средств и подойти к делу с умом, с хорошей техникой, с удобрениями, и у нас можно получать по 30-35 центнеров пшеницы с гектара. Вот мы в позапрошлом и прошлом годах так и сделали – в результате собрали по две тысячи тонн пшеницы и все долги закрыли. И в этом году мы тщательно протравили семена, приобрели на полтора миллиона рублей аммиачной воды, еще 600 тонн аммиачной селитры получили, так сказать, в качестве поощрения из продовольственной корпорации за свою честность при возвращении долгов и надеемся на хороший урожай. Еще бы погода не подвела.
…Завтра население Шушмабаша увеличится раз в десять, а то и больше, – здесь пройдет традиционный Сабантуй. И так многолюдно в этот день здесь всегда бывает. Уже давно шушмабашский Сабантуй в Арском районе считается образцово-показательным. Конечно же, состоятся увлекательные скачки, наверняка пришлет на состязания своих лучших скакунов (а может, и сам заглянет на праздник) один из первых выпускников Шушмабашской средней школы, ныне глава администрации Нурлатского района Фатих Сибагатуллин. Выйдет сразиться с батырами еще один выпускник – известный спортсмен, живущий в Альметьевске, Рамиль Бареев. Приедет, возможно, в родное село и доктор технических наук, преподаватель одного из казанских вузов Талгат Магсумов. Почетными гостями будут на Сабантуе кавалер ордена Ленина, старейший учитель шушмабашской школы Гильмутдин Шигапов, прославленная некогда доярка Магинур Хайрутдинова.
И обязательно прозвучит на берегу полноводной Шошмы песня “Шушмабашский вальс”. В шестидесятые годы местный самодеятельный композитор Расим Шайдуллин, работавший в сельском клубе, написал красивый, ставший всенародно любимым вальс. Но людям хотелось не просто слушать, а и петь. И тогда поэтесса Мавлюга Айзатуллина, ныне живущая в Кайбицах, в прошлом выпускница Шушмабашской средней школы, написала слова к этой прекрасной мелодии. И получилась песня! Ее на Сабантуе поют все, для кого Шушмабаш не просто точка на карте, до которой можно добраться быстро только на каком-нибудь современном внедорожнике “Хендай Санта Фе”, а самое дорогое и родное место на земле.