Там, у колыбели Куак-реки…

Давным-давно уже довелось мне услышать старинную, довольно забавную и уже вышедшую нынче из обихода поговорку об одном из сел Лениногорского района: если вокруг горы и тепло – значит, ты на Кавказе, если вокруг горы и утром ты не обнаружил рядом со своей повозкой лошадь, которую распряг с вечера, значит, ты в Куакбаше.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Давным-давно уже довелось мне услышать старинную, довольно забавную и уже вышедшую нынче из обихода поговорку об одном из сел Лениногорского района: если вокруг горы и тепло – значит, ты на Кавказе, если вокруг горы и утром ты не обнаружил рядом со своей повозкой лошадь, которую распряг с вечера, значит, ты в Куакбаше.


Да, некогда это поселение славилось на всю округу своими конокрадами. Причем окрестные жители крыли на чем свет стоит куакбашцев за этот их криминальный промысел и одновременно не могли не восхищаться тем, как ловко, лихо они им занимались. А преступное искусство красть коней куакбашцы унаследовали от некоего дерзкого парня Азата, который невесть откуда появился в тех благодатных, красивейших краях. И поначалу, выкорчевав под поле немалый участок в лесу, занялся земледелием. Но не по душе было Азату терпеливо и долго дожидаться результатов своего труда. Он жаждал риска, быстрого богатства. Посему и занялся конокрадством, предпочитая быстроногих жеребцов. И ежели облюбует где такого красавца, несмотря ни на какие преграды, обязательно уведет его. Разжившись, таким образом, деньгами, делился ими с бедными родственниками, соседями. Посмеивался над младшим братом по имени Халкей, который все время уговаривал Азата бросить это опасное дело: не доведет, дескать, оно до добра.


Так и вышло. Украл он однажды гнедого скакуна у богатея, который знался с нечистой силой. Примчался богач к избе похитителя, потребовал от того вернуть жеребца. А Азат ответил насмешливо, что знать ничего не знает ни про какого коня. Мало того, и на подворье свое не пустил. Рассвирепевший богатей убрался восвояси, но вскоре вернулся с подмогой. Набросился было на Азата, но тут на выручку джигиту поднялись односельчане. И опять богатей оказался ни с чем.


– Ну, уж будет вам наказание, – прошипел потерпевший. И слово сдержал. Буквально в одночасье высохло, испарилось озеро, поившее деревню, а затем на поля налетели сухие жаркие ветры. Все сильнее тревожились, мрачнели крестьяне: ведь если пропадет урожай, быть у них великому голоду. Пригорюнился шибко и Азат, понимая, что он стал виной страшной беды.


– Не убивайся так, брат, – успокоил его тихий Халкей, – ведомо мне, как горю нашему помочь. Завтра поутру, как только первые лучи солнца на землю падут, бери лопату, выйди за околицу и копай везде, где куст увидишь невысохший…


Азат поступил так, как велел младший брат, а первый куст, покрытый какими-то невиданными в здешних краях розоватыми цветами, ему долго искать не пришлось. И, о чудо! Как только Азат начал копать окаменевшую землю, из ее недр начал бить ключ с животворной водой, а куст … исчез.


Но зато появился в другом месте, потом еще в одном и еще. И везде начинали журчать спасшие землепашцев родники. Самый же крупный из них и с самой вкусной водой (существующий и поныне в центре села) назвали Халкеем, в честь Азатова брата, которого в тех местах больше никто не видел.


Некоторые бьющие неподалеку друг от друга ключи, добавляет сказание, стали истоком речки, которая получила название Куак, что в переводе с татарского языка значит “куст”. Ну, а сельцо, которое чудесные источники окружили, приобрело со временем имя Куакбаш, обозначающее “голову”, а иначе – начало убегающей далеко реки. Вдоль которой ушел однажды угрюмый Азат и назад не вернулся.


…Годы бежали за годами, и Куакбаш все больше славился уже не своими конокрадами, а весьма мастеровитыми хлеборобами, скотоводами, кузнецами, горшечниками, прочими ремесленниками. И еще грамотеями – в редкой избе села не было хотя бы маленькой библиотечки, состоящей не только из религиозных, но и из светских книг. Недаром же Куакбаш – один из четырех населенных пунктов района, где ученые в свое время обнаружили переписанную от руки поэму Кул Гали – памятник средневековой литературы и почти ровесник “Слова о полку Игореве”.


К началу прошлого века Куакбаш стал селом большим, где вопросы жизни общины научились решать, как говорится, всем миром. Однако в период недавней радикальной и всем известной перестройки экономики страны хозяйство основательно залихорадило. Из-за проблем, которые начали испытывать производители растениеводческой и животноводческой продукции. Об их тяжести можно судить по такому факту: зимой несколько лет назад тогда еще КП имени Карла Маркса было вынуждено передать другому хозяйству около ста коров, потому что их просто нечем было кормить. Дело доходило и до того, что буренкам давали старую гречишную солому, что наносило серьезный вред здоровью животных. Надои от каждой фуражной коровы снизились до 3-4 килограммов молока за сутки. Все это являлось следствием плохого состояния кормозаготовительной техники. Да и с уборочными, пахотными агрегатами в хозяйстве проблем было немало.


Об этой странице в биографии села я счел нужным упомянуть, чтобы подчеркнуть присущий куакбашцам характер, который им пришлось проявить в полной мере, вытаскивая свое предприятие из прорыва. Они же экономическое оздоровление хозяйства во многом связывают с нынешним молодым руководителем И.Ганиевым. Его власти района взяли на заметку, когда он еще был фермером, причем весьма удачливым. И глава местной администрации И.Садриев предложил Ганиеву вернуться в родное хозяйство, возглавить его, поправить там дела. Ильяс Мулахтамович согласился.


С подачи главы районные власти помогли куакбашцам со средствами на капитальный ремонт и приобретение некоторых видов техники, а ОАО “Татнефть” подарило им колесный трактор. Однако жители села и сами, как говорится, не плошали – работали в поте лица. В результате поголовье крупного рогатого скота на фермах увеличилось за короткое время на 250 голов. На машинном дворе появилась новенькая техника: силосоуборочный комбайн, два белорусских трактора последней модификации, молоковоз. Особая же гордость куакбашцев – комплекс механизмов, набор специальных упаковочных материалов для заготовки сенажа прогрессивным способом тюкования.


И проблем нынче с кормами в хозяйстве уже нет, по некоторым видам продукции вдвое увеличилась рентабельность не только растениеводческого подразделения, но и ферм. Но животноводческий цех может давать еще больше прибыли. Для этого возобновили разведение овец, закупили опять же при содействии властей района сорок высокопродуктивных вологодских нетелей, с которыми связаны основные надежды на коммерческий успех. Подумывают завести в ближайшем будущем и кур. А пока стараются наращивать отдачу от пилорамы, пасеки, пекарни, маслобойни, иных подсобных подразделений.


…Куакбаш, в котором около четырехсот подворий, – село красивое, опрятное, располагающее клубом, фельдшерско-акушерским пунктом, школой, магазинами, остальными необходимыми соцбытовыми объектами. А скоро, похвастались куакбашцы, установят новую АТС, и все будут с телефонами.


Значит, будущее у Куакбаша есть, а не потеряно, как казалось еще недавно…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще